ТАШЕНЕВ ЛЬВИНОЕ СЕРДЦЕ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №11 (282) от 19 марта 2015 г.

 

Славные сыны Отечества

 

В галерее портретов руководителей Верховного Совета нашей страны в мажилисе парламента РК один из первых висит портрет видного государственного и политического деятеля Казахской ССР 60-х годов прошлого века Жумабека Ахметовича Ташенева.

Его жизни посвящаются книги, его именем названы улицы в Астане, Алматы, Шымкенте, Петропавловске и Кокшетау. Нынче исполнится 100 лет со дня рождения Жумабека Ахметовича, но о нем говорят до сих пор. В чем феномен Ташенева?

 

История свидетельствует об изобилии и густоте красок, в пучине которых бесследно исчезали многие светлые головы, за честное и преданное служение Отечеству, своему народу, во имя грядущих поколений были унижены и оскорблены славные личности. Казахи и в советское время испытывали на себе постоянный прессинг союзного Центра в виде репрессий, неподсудных судимостей на длительные сроки, иногда со смертельным исходом. Было заурядным делом даже во времена хрущевской оттепели удаление в небытие сопротивляющихся режиму и установкам Центра личностей.

Жумабек Ташенев – одна из немногих личностей, известных своей отвагой, глубиной мышления, дальновидностью и целенаправленной устремленностью, мужеством в отстаивании интересов Казахстана.

До него, открыв забрало, против главы правительства Российской Федерации Рыкова выступал только Смагул Садуакасов – нарком просвещения Казахской Автономной Республики, защищая национальные интересы Казахстана и казахов, аргументируя тем, что Казахстан не может принять большой поток новых переселенцев из глубинки России, так как промышленность и сельское хозяйство находятся в зачаточном состоянии. И сумел отстоять и защитить …

Когда произносишь имя Жумабека Ташенева, то всплывают в памяти исторические события, связанные с поднятием целины, сохранением целостности территории Казахстана в 60-е годы, спасением от закрытия в 1958 году казахскоязычных республиканских газет «Социалистік Қазақстан» (ныне – «Егемен Қазақстан») и «Қазақ әдебиеті», продвижением национальных кадров в руководство страны и многое другое.

Жумабека Ташенева часто вспоминают и приводят в пример писатели, ученые, государственные и общественные деятели. Бывший первый секретарь ЦК КПК Исмаил Юсупов (1962-1964 гг.) писал: «Не нашелся никто иной, кто мог бы открыто противостоять Хрущеву, кроме Ташенева. Жумабек Ташенев за свою республику, за свой народ был готов ко всякой борьбе, ко всяким неожиданностям. Вот таких настоящих сынов-героев не должен забывать казахский народ».

 

Противостояние

20 марта 2015 года исполняется 100 лет со дня рождения Жумабека Ташенева, в это же время будет отмечаться 60-летний юбилей поднятия целины. И отрадно, что именно Жумабек Ташенев одним из первых активно поддержал политику СССР по освоению целинных и залежных земель в северных регионах Казахстана. Являясь уроженцем Акмолинской области, он много работал, чтобы идея по обеспечению полуголодной страны хлебом реализовалась как можно быстрее.

Вот данные периодической печати 1961 года: «За последние семь лет хозяйства пяти северных областей Казахстана, где сконцентрировалось более 80 процентов всех созданных в СССР целинных совхозов, в общей сложности освоили 17 миллионов гектаров целины, продали государству почти три миллиарда пудов хлеба, что примерно в 8 раз больше, чем за предыдущее семилетие» («Акмолинская правда», 27.12.1960 г.); «Целинный край – гордость Казахстана! Акмолинская, Кокчетавская, Павлодарская, Кустанайская и Северо-Казахстанская области по своей площади больше Франции, Бельгии и Голландии вместе взятых» («Казахстанская правда», 27.12. 1960 г.).

Но вместе с подвигом целинников наступало суровое испытание попытками перекройки, стирания границ между союзными республиками. Так, 25 декабря 1960 года в газете «Акмолинская правда» было напечатано скромное объявление: «К сведению делегатов: I Целинная краевая партийная конференция открывается 28 декабря 1960 года в г. Акмолинске…». Это был нонсенс, так как на тот момент самого края как административно-территориальной единицы еще не существовало. Только 27 декабря 1960 года был опубликован Указ Президиума Верховного Совета Казахской ССР от 26 декабря 1960 года «Об образовании Целинного края в составе Казахской ССР». Согласно документу, в целях дальнейшего улучшения руководства хозяйственным и культурным строительством в северных областях республики и более полного использования их огромных ресурсов ПВС Казахской ССР постановил: «1. Образовать в составе Казахской ССР Целинный край, включив в него территории Акмолинской, Кокчетавской, Кустанайской, Павлодарской и Северо-Казахстанской областей с административным центром края в городе Акмолинске. 2. Упразднить Акмолинскую область с отнесением ее районов в непосредственное подчинение Целинного края».

По итогам краевой конференции для реализации грандиозного масштаба по предстоящей перекройке границ не случайно председателем крайисполкома был избран В.Мацкевич, до этого в течение пяти лет успешно работавший министром сельского хозяйства СССР.

Уже тогда впервые открыто проявилось стремление Центра переподчинить Целинный край Госплану СССР в обход союзной республики. Так, стало известно, что руководство новоявленного Целинного крайкома отказывалось передавать плановые показатели на предстоящий 1961 год в республиканские органы, как это делалось ежегодно. По этому поводу, будучи председателем Совета Министров КазССР, Жумабек Ташенев срочно прилетел в Акмолинск. Зайдя в кабинет первого секретаря Целинного крайкома Т.Соколова (также по статусу бывший одновременно секретарем ЦК КПК 1960-1963 гг.), председатель Совмина, не считаясь с уже существовавшей тогда негласной прямой подчиненностью крайкома Москве, принялся в жесткой форме отчитывать зарвавшегося хозяина кабинета. «Что Вы себе позволяете?! Почему не передаете в Госплан Казахской ССР необходимые данные для формирования бюджета на следующий год?». На что Тихон Соколов ответил, что никакой задержки с показателями нет, просто с 1 января 1961 года бюджет Целинного края формируется в Госплане соседней республики – РСФСР, а с двойным подчинением пяти областей Северного Казахстана покончено. И, дескать, не указывайте мне здесь. Вышел скандал, эхо которого в тот же день с подачи Соколова достигло Москвы.

Как вспоминал один из инспекторов орготдела ЦК КПСС, Хрущева поразили даже не слова Ташенева о том, что «передаче края России не бывать», а то, как предсовмина пригрозил Соколову «высылкой из Казахстана в 24 часа». Такого, конечно, тогда всесильный Хрущев стерпеть не мог.

Подводя очередные итоги всесоюзной кампании по освоению целинных и залежных земель, в 1960 году первый секретарь ЦК КПСС Никита Хрущев с гордостью заявил, что он сделал то, что царская администрация России не смогла сделать и за 100 лет активной колонизации казахских земель,  т. е. увеличил долю некоренного населения Казахской ССР более чем на 50%. «Пора переходить на краевое управление … в перспективе исчезнут границы между республиками … надо кончать с этой белой могилой» (это об Акмолинске, в 1961 году по его настоянию переименованном в Целиноград). Тем самым он планировал, что с января 1961 года пять северных областей Казахстана с их огромным промышленным и сельскохозяйственным потенциалом должны напрямую подчиняться Москве.

Кроме того, в Москве обсуждалась передача полуострова Мангыстау Туркмении, Бостандыкского, Кировского и Пахтааральского районов Чимкентской области (ныне Южно-Казахстанская) – Узбекистану.

Махину поспешного образования Целинного края сумел остановить только Жумабек Ташенев, который, несмотря на безропотное согласие тогдашнего руководства республики – ЦК КПК (первый секретарь Д.Кунаев), Президиума Верховного Совета КазССР (председатель С. Ниязбеков) и первых секретарей обкомов пяти областей края (Акмолинского – Т. Соколов, Кустанайского – А. Бородин, Кокчетавского – А. Трещев, Северо-Казахстанского – Н. Борзов, Павлодарского – С. Елагин), открыто и практически в одиночку выступил против бездумной политики Никиты Хрущева.

В конце 1960 года на совещании в Акмолинске Хрущев, обращаясь к предсовмину Ташеневу, заявил: «Есть один безотлагательный вопрос – о площади земли в республике. С товарищем Кунаевым и руководителями областей мы уже обменялись мнениями по этому поводу. Они наше предложение поддерживают. Теперь, Жумабек Ахметович, я хотел бы услышать Ваше мнение по этому вопросу».

На что Ташенев возмущенно бросил в лицо генсеку ЦК КПСС: «Я родом из Акмолинска. Двенадцать лет работал в Северо-Казахстанской области. Мои родители и их родители, да и все наши предки покоятся на этой земле. И вы теперь хотите эту землю передать России? Вдумайтесь, товарищи, какой казах с этим согласится?! Подумайте, товарищи! Я, например, категорически против не только рассмотрения, но и постановки данного вопроса!».

«Слушай, а ты кто такой, чтобы выступать против воли партии?! – вскипел Хрущев. – Мы можем принять решение и без вашего согласия. Советский Союз – единая страна, а потому кому, чью территорию отдавать – решит Верховный Совет СССР».

«Если Верховный Совет начнет самолично вмешиваться в территориальный вопрос каждой республики, то надо отменять Конституцию СССР, – резко возразил Ташенев. – Там ведь сказано, что каждая республика обладает правом собственности на свою исторически сложившуюся территорию. И если этот закон будет нарушен, то мы ведь вправе обращаться за справедливостью и в международные правозащитные организации».

Столь смелый выпад Ташенева застал врасплох Хрущева. В то время никто не смел покушаться на незыблемые устои Конституции СССР. Выйдя с совещания, тогдашний Первый секретарь ЦК КПК Динмухамед Ахметович Кунаев восхищенно обратился к Ташеневу: «Жумеке, Вы поистине отчаянный храбрец. У Вас львиное сердце!». На что Жумабек Ташенев ответил: «Ради родного народа я готов даже на испытания в аду!».

Дерзкий отпор предсовмина КазССР Жумабека Ташенева стал по праву судьбоносным в противостоянии с Москвой за целостность территории Казахстана. Хрущев был вынужден закрыть злополучное для него республиканское совещание.

Последней каплей, переполнившей чашу терпения Хрущева, стал еще один случай этого же дня, о котором вспоминает Жансултан Даирбеков, в то время помощник Жумабека Ахметовича: «На территории Целинного края в Акмолинске состоялось большое республиканское собрание … Не давая никому сказать ни слова, Хрущев обрушился на Кунаева. Чего только он не высказал! Как раз в тот момент Андрей Шевченко, первый помощник Хрущева, без разрешения самовольно сел в самолет предсовмина Ташенева, находившийся в аэропорту Акмолинска, и вылетел в Крым на отдых. Узнав об этом, Ташенев связался по рации с пилотами самолета и приказал вернуться обратно в аэропорт. Отчитав зарвавшегося чиновника из Москвы, Ташенев не стал докладывать Хрущеву о проделке его подчиненного. Этим воспользовался сам Шевченко и преподнес своему боссу по-другому… По всей видимости, поняв, что с Ташеневым никак нельзя договориться, Никита Хрущев дал срочное поручение руководителю ЦК КПК Кунаеву, чтобы его, подвергнув жесткой критике, сняли с высокой долж­ности и направили куда-нибудь с понижением» (М. Елеусизов, «Незабываемые встречи», журнал «Жулдыз», 1998 г., № 4).

Жумабек Ташенев – видный государственный и общественный деятель Казахстана стал жертвой государственной политики, которую неустанно проводил Никита Хрущев, осужденный временем и историей.

Как заметил П.Пономаренко, возглавлявший тогда республиканскую партийную организацию, Хрущев органически не выносил людей, более одаренных, чем он сам, твердых и способных до конца отстаивать свои взгляды. Многих руководящих работников на местах и в центре, решительно защищавших свои предложения и взгляды, он постепенно убирал с занимаемых постов.

И все-таки смелый отпор, который Ташенев дал авантюрным идеям Хрущева, не оказался безрезультатным. После инцидента первый секретарь отказался от своей бездумной и бредовой идеи перекройки географической карты СССР по имперским лекалам. Наверное, он рассудил так: если Ташенев практически в одиночку от имени всех казахов открыто выступает против воли Центра, то можно ожидать и противодействия самого народа.

Впоследствии события июня 1979 года, произошедшие в Казахской ССР, когда Центр хотел образовать Немецкую автономную область на территории Казахской ССР, и декабрьские события 1986 года показали, как был прав Хрущев, опасаясь народного восстания.

Позднее в одном из интервью известный композитор Шамши Калдаяков сказал, что в 1959 году все переживали в связи с появлением слухов о предстоящей передаче территории Северного Казахстана другой республике. И тогда у него зародилась идея написать на слова поэта Жумекена Нәжимиденова «Менің Қазақ­станым» (1956 год) музыку глубоко патриотического содержания, полвека спустя ставшей Гимном Республики Казахстан. Песня мгновенно стала потрясающе популярной. Народ ждал, сохранит ли Казахстан свою территориальную целостность или нет?

Вот как вспоминает об этом соратник Ж. Ташенева, доктор философских наук, профессор С. Кенжебаев: «В 1954 году Хрущев, выступая в Театре оперы и балета имени Абая, с высокой трибуны громогласно назвал Ташенева «инициатором освоения целинных и залежных земель». И теперь этот «инициатор» проявил бы покладистость и инициативу в передаче северных областей Казахстана в состав России, Хрущев был бы безмерно рад. Однако Жумабек Ахметович не поддавался никаким уговорам и лести, не стал торговать родиной предков, не хотел взять на себя такой грех и подвергать себя проклятиям потомков. Никакая державная лесть не смогла пошатнуть его принципиальность. Главное для него было сохранить единство и целостность родной земли и казахского народа. Во славу своего родного края он сознательно принес себя в жертву».

 

Бессмертное

наследие

Если рассматривать значение сохранения пяти областей Северного Казахстана через призму современных социально-экономических реалий, то оно, несомненно, велико. Благодаря этому современный Казахстан занимает девятое место в мире по территории, входит в так называемый зерновой пояс Земли, включающей в себя полосу в Северной Америке (север США и Канада), в Европе (Франция, Украина, юг России), в южном полушарии (Аргентина и Австралия), а также достойное место среди крупнейших стран мира – производителей высококачественных сортов твердой пшеницы.

Общая территория, которую отстоял Ташенев, по скромным подсчетам составляет порядка 565,4 тыс. кв. метров, или 1/5 часть всей территории нынешнего Казахстана. Если бы не Ташенев, то население страны уменьшилось бы почти на 3,7 млн. человек (по итогам переписи 1999 года), или на ¼ от общей численности.

Когда Жумабек Ахметович пришел в руководство республики (сначала он работал председателем Президиума Верховного Совета Казахской ССР, потом председателем Совета Министров), им были инициированы и реализованы чрезвычайно важные для развития республики мероприятия.

Так, он предложил одну из главных магистралей города Алма-Аты назвать проспектом Абая и воздвигнуть там памятник великому мыслителю и поэту. А чтобы в этом убедить кремлевских правителей, ссылался на проспекты Руставели в Тбилиси, Науаи – в Ташкенте, Горького – в Москве. Чтобы довести до конца начатое при первом секретаре ЦК КП Казахстана Жумабае Шаяхметове строительство спорткомплекса в урочище Медео, пригласил председателя Президиума Верховного Совета СССР Климентия Ворошилова в Алма-Ату, показал красивое урочище, заинтересовал его и «выбил» требуемые средства для завершения комплекса.

(Продолжение следует)

Мейрам БАЙГАЗИН,

журналист

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн