Айдос САРЫМ: «Западный сепаратизм» – Это полнейший бред!

aidossarymНа прошлой неделе в российском интернет-портале Lenta.ru появилась статья «Младший жуз: Появится ли на берегах Каспия новое государство?» (см. стр. 5). Скажем сразу: от нее попахивает авантюризмом и разжиганием сепаратизма в Казахстане.

В интернет-сетях и до этого нет-нет да появлялись публикации на тему возможного разделения Казахстана по жузовым признакам. Однако они не носили такого явно провокационного, на наш взгляд, характера. В предлагаемой же статье, перепечатываемой «D» с российского портала, прослеживается политтехнологический почерк специализированных институтов, возможно, даже спецслужб. Так ли это? Об этом – известный казахстанский политолог Айдос Сарым.

– Айдос мырза, вы наверняка успели сделать свои умозаключения по статье Ленты.ру.

– Конечно. Наивно было бы полагать, что публикация статьи Петра Бологова простая случайность. В ней сделана попытка упаковать слишком многое, чтобы это выглядело похожим на правду. Именно поэтому ей верить нельзя. Как говорил классик, «правда не бывает такой длинной».

Я довольно долго работаю в медиа-сфере и не привык верить в случайные совпадения, особенно когда речь идет о подобных резонансных материалах, которые, если разобраться, затрагивают основы основ национально-государственного строительства в Казахстане.

Любой желающий может спокойно погуглить в архивах сайта «Лента.ру» и убедиться, что автор «Петр Бологов» – человек, который очень долго специализировался на культурологических и познавательных материалах отвлеченного характера. Изредка ему доводилось писать о событиях в странах СНГ. Но и эти его публикации не основаны на большом знании материала и сложного контекста.

– Тем не менее автор статьи позиционирует себя не иначе, как эксперт по Казахстану! Инсайт? Глас свыше?

– Ну, как так? Живет себе человек, живет в своей шумной и суетливой Москве, пишет средненькие статейки, получает зарплату. А тут вдруг его осеняет идея: а напишу-ка я статью о родовом делении казахов, мифическом сепаратизме в Казахстане! Причем не абы каком сепаратизме, а казахском сепаратизме!

Конечно, любой человек в любом возрасте может интересоваться той или иной тематикой, странами, обычаями. Но почему именно этот аспект заинтересовал Петра Бологова и его работодателей? Есть еще пара сотен тем о Казахстане, которые потенциально могут быть интересны для взыскательной московской публики. Но человек намеренно интересуется «сепаратизмом». Бывает так? Я в это не верю.

Скорее всего, можно предположить с большой долей вероятности, что редакция попросила своего автора поработать над этой темой, что он и сделал.

Но поскольку речь идет об экспресс-журналистике, он попросту обратился к всемогущему и всезнающему «Гуглу» (хотя, может, и другим поисковикам), который ему выдал несколько заветных материалов о так называемом «западном сепаратизме» в Казахстане. И что примечательно, все ссылки, которые Бологов нашел и дотошно процитировал в своем опусе, – публикации недавнего времени. Они появились в интернет-сети в последние 5-6 месяцев. И авторы их вполне известны своей пророссийской ориентацией: Михаил Пак, Данияр Ашимбаев, Марат Шибутов, Мурат Телибеков и другие (последний вообще лично для меня непонятный персонаж, перемежающий политическую клоунаду с публичным самоистязанием). Большинство из них являются нашими современниками, хедлайнерами «евразийства», упорно отстаивающими интеграционные проекты с Россией.

– Кстати, некоторые из них были учредителями и участниками так называемого «антифашисткого комитета», который выступал за сохранение советского исторического формата, дискредитировал казахских ученых и историков, действующих политиков. Не так ли?

– Верно приметили! Этот «антифашистский комитет», как известно, создан пророссийскими организациями и по понятным причинам отстаивает интересы России на постимперском пространстве. Они сознательно и целенаправленно формируют и форматируют вполне конкретный информационно-политический дискурс, выступают против казахских патриотов, экспертов, в целом занимаются опрощением и упрощением «казахского дискурса». Особенно смешно, что эти люди попросту не знают казахов, не имеют понятия о глубинном казахском контексте. Не будучи погруженными в этот контекст, элементарно не читая казахскую прессу и интернет, они имеют наглость и апломб выставлять себя в качестве едва ли не ведущих экспертов по «казахскому вопросу»!

Ну, как можно быть экспертом в каком-либо вопросе, не зная и не имея желания знать его базовый операционный язык? Можно быть экспертом по России, не зная русского языка? Полагаю, что нет. А как можно быть казахским экспертом, экспертом по Казахстану, не зная казахского языка? Я лично не понимаю. И вы думаете, что все эти статьи и публикации появляются просто так?

– Вы отрицаете сепаратизм Западного Казахстана как явление?

– Абсолютно! Это полная, полнейшая нелепица и чушь! Никакого казахского сепаратизма в Западном Казахстане не существует! Да и в любом другом регионе казахского сепаратизма нет! Могу спорить на этот счет с кем угодно, на какую угодно сумму! Авторы, которые занимаются запуском таких «уток», попросту невежды или же преследуют вполне конкретные цели и не имеют ничего общего с политологией или социологией. Они, попросту говоря, выдают желаемое за действительное, нежели фиксируют какие-то реальные явления и тренды. Это, быть может, своеобразное «проектирование будущего», но будущего «желаемого», нежели реального, наличного будущего.

Другое дело, что надо еще внимательно разбираться с этиологией, причинами таких запусков. Как минимум, подобные материалы должны изучать отечественные авторы, эксперты. Было бы не лишним, если бы их посмотрели правоведы и прокуроры. Конституционную статью законов о недопустимости разжигания межродовой, социальной и иной розни, нарушения территориальной целостности страны никто не отменял. Хотя последнее, быть может, вопрос темперамента и эмоционального восприятия. Но быть хладнокровным, когда некие нелепые персонажи занимаются антигосударственными, антинаучными изысками, которые подрывают устои казахского социума, нации-государства, крайне трудно. Как минимум они заслуживают общественного презрения и бойкота со стороны экспертного сообщества и медиа. Это уже, мягко говоря, клиника, неабортабельный случай.

Я обращаюсь с просьбой к коллегам-журналистам: понимаю, что наш медийный пейзаж довольно блеклый, не всегда хватает информационных поводов, но не надо носиться с авторами подобных одиозных публикаций как с писаными торбами.

– Откуда дует ветер сепаратизма? Вы как-то писали, что со стороны России готовится информационная война.

– Информационная война со стороны России – это постоянная угроза до тех пор, пока мы будем находиться под информационным зонтиком этой страны. Пока на культурно-цивилизационном, символическом уровне мы будем оставаться в тени России, никто не сможет гарантировать нашу информационную и иную безопасность. Это же будет мешать нам найти свое национальное «Я», обрести свой голос, свое разумение и понимание мира. До тех пор, пока мы будем смотреть на мир глазами российских и пророссийских экспертов, пока мы не сделаем свой родной, государственный язык базовым, операционным, мы не станем по-настоящему независимыми и свободными.

Я много раз цитировал известные слова о том, что чужой язык приходит, как слуга, а становится хозяином. Вместе с этим языком приходят и культурно-цивилизационные вещи, смыслы, образы мира. Не мы это придумали. Это жестокая, суровая реальность мира.

И как бы нам ни было сложно, но задача нашего поколения, быть может, самая главная задача – сформировать и сформатировать условия, тот контекст, когда следующие поколения граждан нашей страны не будут находиться в смысловом и символическом пространстве России, а будут жить и созидать свой полноценный мир, мир казахскоговорящий, казахский мир открытый и дружественный миру большому.

Ради этого мы должны пожертвовать своим личным комфортом, привычками, а если будет нужно – даже пожертвовать своими многолетними человеческими связями. Таков вызов нашего времени. Такова цена подлинной Независимости.
По-человечески это сложно, но это необходимая плата за то, чтобы быть свободными и иметь собственное мнение и голос. Это не быстрый процесс, но затягивать с ним невозможно. Все необходимые условия и предпосылки для того, чтобы начать второй этап национально-государственного строительства, выйти на новый качественный уровень у нас есть.

Проекты вроде перехода на латиницу, нового прочтения и написания национальной истории, создание собственного конкурентоспособного культурного продукта и контента – это и есть те сильные средства, которые позволят осуществить задуманное. Только такие большие проекты могут придать новый импульс, открыть второе дыхание нации.

Конечно, это будет вызывать и уже вызывает противодействие со стороны той же России, ее идеологов и пропагандистов там и здесь. И обсуждаемая нами статья – это одна из «первых ласточек» предстоящей информационной войны. Она, скорее всего, будет носить характер изнурительной «окопной войны», с периодическими всплесками и эмоциональными взрывами.

Но к этому надо быть готовыми. Ожидать иного было бы глупо и самонадеянно. Малые страны, которые находятся в окружении ядерных держав с имперскими амбициями, не могут позволить себе быть самонадеянными и беспечными.
– Вы не исключаете, что в угоду своим политическим интересам такую «бомбу» могли запустить представители элиты западных регионов страны?

– В любые времена были и будут находиться люди, которые пытаются поймать рыбку в мутной воде. Я не исключаю, что какие-то персонажи, в том числе и из запада страны, дабы потешить свое самолюбие и тщеславие, могут завысить свою самооценку, собственную значимость в глазах других, придумывать какие-то информационные поводы, публиковать какие-то вещи. Но они должны понимать, что такие игры опасны и чреваты последствиями. Власть, элиты должны жить в реальном времени, есть и спать с широко открытыми глазами. Подобные игры, о которых вы говорите, всегда можно своевременно разгадать, а при необходимости – больно бить по рукам их любителей. Любые слова, действия, направленные на раскол национального ядра нашего Казахстана, должны получать своевременную, адекватную оценку и решительный отпор.

Но если государственная власть иррациональна, живет кривой повесткой дня, она обрастает целой кучей фобий и страхов. А лучший способ зарабатывать политические очки при такой власти – это эксплуатация страхов. И те, кто сегодня вбрасывает в общество тему «западного казахского сепаратизма», пытаются привить власти и элитам новый страх. Если он приживется, пустит корни, то завтра на этом можно будет играть, считают они. В стране и за ее пределами есть люди, силы, которые хотели бы видеть казахский антагонизм, видеть казахскую распрю по родовому или иному признаку.

Кроме того, это хороший повод, чтобы отвлечь внимание в другие стороны, от других реально насущных проблем. Например, потенциального русского сепаратизма в северных регионах Казахстана. А почему мы в этом боимся признаться? Разве это не было вызовом все 90-е? И то, что сейчас эти вопросы находятся в тени, в латентном состоянии, вовсе не означает, что они не могут актуализироваться в будущем. И это куда более реальная угроза, нежели отделение Западного Казахстана и создание там самостийного государства. Есть и будут вызовы нового порядка, в том числе этнические. Через 15-20 лет этническая карта страны сильно изменится, и одно это создаст, соотвественно, новые вызовы, новые тренды. К ним надо готовиться уже сейчас.

– Недавно опять же в интернете появилась статья о том, что Имангали Тасмагамбетов готовится стать президентом, что Аслан Мусин в обиде. Мог ли кто-то из их кругов таким образом показать кулак к Акорде?
– Вполне вероятно. Но возможно, что такими вещами пытаются подставить того же Тасмагамбетова или Мусина?

Но что такое сегодня интернет? Буквально на днях я прочитал новую книгу Збигнева Бжезинского «Стратегическое видение. Америка и глобальный кризис». Старик Збиг в ней пишет: «Интернет сегодня тоже чем-то напоминает космос – бескрайнее пространство для торговли, общения, исследований и демонстрации силы». Очень оригинальное, главное, точное высказывание про интернет. Интернет сегодня и в самом деле главное пространство, где все пугают друг-друга и одновременно пугаются друг-друга. Давайте не будем верить во все, что пишут в интернет-сетях и откровенно вестись на любую громогласную чушь. Этому тоже надо учиться.

– Кстати, недавно КазТАГ со ссылкой на свои инсайдерские источники сообщил, что в составе нового правительства отсутствуют представители западного региона, что почти половина состава правительства состоит из представителей Алматинской и Карагандинской областей. Это не перекосы в кадровой политике власти? Если да, то чем они чреваты?

– Ну какие еще инсайдерские источники? Достаточно открыть любой биографический словарь и посчитать. Благо речь идет о сотне-другой известных в стране личностей. Этим вот генно-жузоковырянием, кстати, любит заниматься тот же Данияр Ашимбаев – один из авторов тезиса о западном сепаратизме. Человек, который мнит себя модерновым, продвинутым, лишенным всякого «мамбетства», профессионально занимается банальным, ненавистным ему же «мамбетством» своих дедушек– академиков и прочих гуманитариев, некогда из-за отсутствия реального дела подсевших на тему жузо-родового дискриминанса. Парадокс! Но да Бог с ним: каждый зарабатывает как может.

Семейные и родовые травмы трудно изжить. Смешно то, что спрос на эту белиберду имеется! Я знаю, что есть люди, которые только этим и живут, считают, делают расчеты. Это и есть главные триггеры средневекового феодализма, пусть они даже ворочают айпадами и коннектятся по халявному вай-фаю.

А если серьезно, то на ваш вопрос можно ответить в двух плоскостях. Вот сколько бостонцев или баварцев есть во власти США или Германии? Сколько эльзасцев в правительстве Франции?

Когда есть демократия и нормально работает политическая система, есть конкуренция идей и партий, такие вопросы не возникают. Недостаток демократии в Казахстане, отсутствие нормальных социальных лифтов, кривая, откровенно порочная региональная политика приводят к тому, что никаких иных средств, кроме пристройки к каким-то кланам (кстати, не всегда жузовым), не остается.

И все это на фоне неопределенности по вопросам нациостроительства! Опасная смесь! Это, безусловно, опасно.

А если принять во внимание то, что мы как нация все еще находимся в довольно разобранном состоянии, не определились со своей историей, парадигмами, культурно-цивилизационными векторами, то всегда существует угроза, что кто-то на этом будет паразитировать и спекулировать. И паразитируют довольно успешно, судя по некоторым персонажам, которые явно не страдают дистрофией или анорексией. Отсутствие реальной повестки дня, незагруженность реальной проблематикой будут оставлять большие ниши и лакуны для такого вот «изыскательства». Это свое­образная гессевская «игра в бисер» в казахском исполнении.

Надо сделать так, чтобы люди день и ночь занимались реальной работой и на такую дребедень не оставалось времени. Да и надо откровенно сказать, что мы сильно преувеличиваем роль жузов и родов в собственной жизни. Особенно это характерно для русских или русскоязычных авторов. Жуз, шежире – это же экзотика для них непонятная, вот и крутятся они вокруг, повторяют их как мантры. А мы жили с этим и живем. Мы знаем и понимаем их значение и смысл. Вот и все.

Есть и более сущностный момент. Я за то, чтобы люди знали свою генеалогию, историю своей семьи и рода. Это отличает нас от многих народов, которые даже своих дедушек и бабушек не знают.

Но институционализировать рода и жузы – опасно. Все же это институты другого времени и другого уклада жизни. Они должны вместе с нами, с нашим мышлением пройти через сито модернизации. Но, повторяю, не должны стать государственным или общественным институтом.

Что было в Ливии? Там была феодальная архаичная родовая система, когда шел жесткий расчет: какой род где должен сидеть, сколько получать ренты. Наши некоторые восторженные горе-социалисты, когда говорят о Ливии как об «утерянном рае», «нефтяном Жеруйыке» и вообще модели для подражания, банально не знают, о чем собственно идет речь. Такая же ситуация или примерно такая же была во многих странах Передней Азии и Магриба. Власти этих стран, которые заморозили, законсервировали свои страны, сегодня летят один за одним в тартарары. И летят не потому, что есть Фейсбук или Госдеп, а потому что не провели до конца деколонизацию, не модернизировали свои общества. Ради сохранения своей власти они попросту институционализировали средневековые институты, а вместе с ними и все разломы. Это все и начинает сегодня выстреливать и рушить государства. По сути, надо сказать, деколонизация там не завершилась. А теперь на нее накладываются глобальное пробуждение, демократизация. Надо ли нам это повторять?

– Айдос, что скажете о роли «американской агентуры в регионе», о «спецоперации США, желающих смены Назарбаева», о чем пишет Lenta.ru?

– Бред собачий! Вот уж кто сегодня больше других заинтересован в смене Назарбаева, так это не янки, а Кремль. Ну и собственно кто больше всего боится Америки? Ответ очевиден: Россия. Поэтому и мерещатся ей и ее экспертам призраки Госдепа.

– Кстати, в последнее время российские политики все чаще говорят о том, что вопрос преемника Назарбаева не может решиться без участия Кремля. Вы разделяете такое мнение?

– Вопрос о следующем президенте страны будет решаться народом Казахстана. Если, конечно, сам народ дорастет до осознания себя народом, независимым государством. Но Россия, конечно, будет пытаться влиять на эти процессы. Это плохо, но неизбежно.

Но с учетом воровства в России, с учетом имперского апломба, который сильно сокращает горизонты мышления, думаю, что ничего у нее в стратегическом плане не получится. Особенно с такими «чудными» экспертами и журналистами, специализирующимися на Казахстане.

Все, в конечном счете, будет зависеть от нас. Если осознаем себя единой нацией, если сможем наработать свой нарратив, то у нас может что-то путное получиться.
Закончу еще одной цитатой из Бжезинского: «Когда государство держит в руках вожжи истории, ему легче отстаивать свои интересы». Нам надо взять свою историю в спутники нашей модернизации. Но не для того, чтобы все время оглядываться назад и заниматься самоуничижением, а для того, чтобы понять, кто мы, и обрести спокойную уверенность в себе и национальную гордость.

Денис КАРАМАНОВ,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн