Акорда пыталась обманом заманить нас в Казахстан, а когда это не получилось, то начали возбуждать уголовные дела

Чету Храпуновых – экс-акима Алматы Виктора Вячеславовича и его супругу Лейлу – органы финансовой полиции Казахстана подозревают в создании организованной преступной группировки (ОПГ). Казахстанский суд дал санкцию на их арест. Супружеская пара объявлена в международный розыск. Информация, распространенная на прошлой неделе, мягко говоря, вызвала недоумение: вся страна знает, где она находится, да и сам Виктор Храпунов в интернет-сетях и с экрана телеканала «К+» как-то не скрывал, что его семья с некоторых пор обосновалась в Швейцарии, а наши доблестные правоохранительные органы выдают пассаж о розыске.

В связи с этим редакция «ДАТа» по скайпу обратилась с вопросами напрямую к Виктору Вячеславовичу и его супруге.

– Не хочется вдаваться в подробности, спрашивать, за что Вас и Вашу супругу обвиняет власть Казахстана. После суда над Акежаном Кажегельдиным, Мухтаром Аблязовым, Галымжаном Жакияновым, Мухтаром Джакишевым и многими другими «козе понятно», откуда дует ветер. Но почему так долго думали в Астане о возбуждении уголовного дела в отношении вас, ведь вы же выехали из Казахстана лет пять тому назад?

– Да, мы действительно выехали из Казахстана пять лет назад. И все эти годы в Акорде шла напряженная работа, как добиться, чтобы Виктора Храпунова и его семью вернуть в Алматы. Мне конкретно было сказано: Ваш отъезд очень плохо влияет на имидж Назарбаева, так как Ваш пример заразителен для всех остальных. Вы должны вернуться и быть рядом с президентом. Разговор на эту тему у меня состоялся в марте 2010 года с очень близкими к президенту людьми, которые так мне и сказали: «Вы нигде не будете так счастливы, как рядом с президентом».

5 марта 2010 года в Женеву даже прилетел Канат Саудабаев. Он мне так и сказал: «Старик, я прилетел специально к тебе». Сказать, что ты должен вернуться в Казахстан. Я ответил, что врачи мне еще не разрешают летать на самолетах. Он парировал, мол, сейчас до Москвы ходят поезда, где купе с душем и туалетом.

С целью, чтобы Акорда оставила меня в покое, на следующее утро я отправил на его телефон СМС такого содержания: я вернусь в Казахстан, если Нурсултан Назарбаев назначит меня премьер-министром, и когда указ президента о назначении будет подписан, я прибуду в Казахстан уже в статусе премьер-министра.

До этого президент мне трижды предлагал стать премьер-министром. Но всякий раз, в последний момент проходили кандидатуры, лоббируемые членами семьи Назарбаева или его финансово-промышленными группами. Технически грамотный специалист, хорошо знающий экономику региона в том числе, в те годы для Назарбаева я не был актуален, ему нужны были люди, работающие на его личную власть.

Работа по возвращению меня в Казахстан не прекращалась до августа 2011 года. С кем только мне ни приходилось говорить на эту тему — с Калмурзаевым, Абыкаевым, Досмухамбетовым, Мусиным, Токаевым, Саудабаевым, Сатыбалды, Местоевым, Шабдарбаевым и другими лицами. Приезжали специальные посланники с конкретными поручениями довести до меня желание президента о моем возвращении в Казахстан. Последняя попытка была предпринята в июле 2011 года, когда мне предлагали под гарантию безопасности приехать в Казахстан, а в августе я узнаю из казахстанских СМИ, что еще 30 марта были возбуждены первые два уголовных дела. Так пытались обманом заманить меня в Казахстан, а когда это не получилось, то по команде из Акорды начали возбуждать уголовные дела.

– Неужели вся эта затея связана с именем Вашего свата Мухтара Аблязова, чтобы с «помощью» Храпуновых достать его или, в крайнем случае, угомонить?

– Когда начались действия против нашей семьи, против Мухтара Аблязова еще никаких мер не предпринималось. Все началось значительно позднее. А тогда президент заигрывал с ним, он его боялся. Об этом мне сказал сам Тимур Кулибаев. Как-то приехав к нам домой, он разоткровенничался и сказал, что зря президент выпустил из тюрьмы Мухтара. Он высказал свои опасения, что Аблязов не простит им тех унижений личности, которым подвергали его в тюрьме. Тимур очень сильно опасался того, что Мухтар им отомстит, добавив, что если президент совершил глупость, определив Аблязова в тюрьму, то там его и должны были похоронить.

– Кстати, после Вашего отъезда в стране вовсю гулял слух о том, что Назарбаев лично чуть ли не провожал Вас.

– Назарбаев был не в курсе, что мы уезжаем и не планируем возвращаться, пока он находится у власти.

– Извините за бестактность, но был еще слух, что перед отъездом Вы отчитались, как говорится, «отметились» у президента…
– После моего заявления о добровольной отставке, меня пригласил Назарбаев, где предлагал рассмотреть другие политические должности, в других регионах, на которые не распространялись интересы лидера партии «Асар», его дочери Дариги. Я отказался.

– А были ли какие-то «полицейские раскопки» под Вашу семью, когда Вы находились в стране?

– Дать поручение «накопать» компромат на предшественника – это обычное дело для Назарбаева. Так было, когда меня назначили на должность акима города Алматы. Президент Назарбаев дал мне поручение собрать компромат на Шалбая Кулмаханова, а когда я отказался, то он поручил это спецслужбам Казахстана. Так было, когда назначали на должность Кулмаханова, он получил поручение от Назарбаева – собрать компромат на Заманбека Нуркадилова. Так было, когда Имангали Тасмагамбетов был назначен на должность акима Алматы, он получил поручение президента накопать компромат на Виктора Храпунова. У Тасмагамбетова это был не первый случай, он имел опыт борьбы компроматов с Сериком Даукеевым, затем воевал с Асланом Мусиным. Такова политика Назарбаева: «разделяй и властвуй»

– Вам инкриминируют «мошенничество, совершенное в крупном размере», «создание организованной преступной группы» и т.д. Вы собираетесь как-то защищаться?

– В Казахстане бесполезно рассчитывать на объективное и беспристрастное правосудие, поскольку вся система правосудия не является независимой, она полностью зависит от одного человека, и мы знаем этого человека.

– Теперь Вы с супругой объявлены в межгосударственный розыск. Наивно было бы думать, что спецорганы Казахстана не знают ваше местонахождение…

– Все силовые структуры, все органы власти знают, где мы проживаем, чем занимаемся. Знают об этом и в посольстве Казахстана в Швейцарии. Наши телефоны и адрес, где мы зарегистрированы в Швейцарии, знают все: и руководитель администрации президента, и председатель КНБ и даже Дарига Назарбаева.

– Вы не опасаетесь, что вас могут экстрадировать в Казахстан?

– Это сложно, так как все процедуры сопровождаются международным правом, да и отношение Европейского сообщества к Казахстану, после расстрела мирного населения, очень сильно изменилось. Я до сегодняшнего дня являюсь гражданином Казахстана.
– А каким Вам видится Казахстан издалека?

– Откровенно скажу, в Швейцарии практически по телевидению не показывают президента страны, членов правительства, никто не навязывает никому своего мнения, никто никому не забивает голову своей идеологией. Очень развита система местного самоуправления, каждый человек прекрасно понимает, что от его голоса может зависеть решение того или иного жизненно важного вопроса для него.
В Казахстане очевиден факт, что все делается во имя одного человека. Иностранцы считают Казахстан очень богатой страной, в которой управляет президент, семья которого является одной из самых богатых в мире, а население живет бедно. Из вне это выглядит так же, как в других странах, где правят диктаторские режимы.

– Вам не обидно за Казахстан в таком виде, каким его преподносит Борат?

– Очень обидно. Недавно разговаривал с одним известным европейским писателем. Этот зрелый, опытный человек считает, что европейцы мало что знают о Казахстане. Первое, что им приходит в голову, когда говоришь о Казахстане, – это Борат.

– Виктор Вячеславович, не кажется ли Вам, что обвиняя Вас в создании ОПГ, финансовая полиция как бы подготовила юридическую базу, которая может быть применена и к другим известным семьям?

– Да это очень подойдет ко всем Назарбаевым, Кулибаевым и другим семьям, аффилированным с Назарбаевым. Идея данной стратегии власти, на мой взгляд, принадлежит Дариге Назарбаевой, сегодня являющейся влиятельной политической фигурой. Со слов ее близкой подруги, проживающей в Швейцарии, у Дариги сейчас золотое время, после того, как она выбрала отца — Нурсултана Назарбаева и сдала мужа — Рахата Алиева, отец исполняет любое ее желание.

Эта стратегия начинает затем применяться к политическим диссидентам. Например, статья 164 Уголовного кодекса Республики Казахстан, в которую были внесены изменения, была применена к Владимиру Козлову. Таким образом, данная практика в случае, если она пройдет незамеченной у гражданского общества, то в дальнейшем Назарбаев применит ее и к другим лицам. Опять же, чем не ОПГ Масимовы? Супруга экс-премьера, по информации СМИ, засветилась с недвижимостью в Сингапуре. История его отца с похищенными якобы у него сотнями миллионов долларов тоже освещалась в СМИ. Можно предположить, что это было не похищение, а отмывание денег. Таких семей на службе у Назарбаева не мало. Даже простое журналистское расследование покажет схему ОПГ во власти и других политических, олигархических элит.

– Вы хотите сказать, что это законодательное ноу-хау дает возможность расправляться с оппозицией и свидетелями, владеющими конфиденциальной информацией, к которым причисляют и Вашу семью?

– Да, именно так. Данная идея пришла, очевидно, не в самую умную голову, возможно, в самую коварную. Объясню.
Сегодня ситуация в мире с развитием информационных технологий делает диктаторский режим в любой стране более очевидным. Репрессивный стиль управления, незаконные действия власти в Западном Казахстане, захват частной собственности представителей бизнеса – все это может бумерангом ударить по семье президента. Это понял Назарбаев, и сразу же президентский соловей Ертысбаев стал отмывать запачканных детей, внуков Лидера Нации, утверждая, что они просто исключительно талантливые дети и никогда не участвовали в общественной, политической и государственной жизни Казахстана.

Мой прогноз: в ближайшие годы мы станем очевидцами расправ, которые будут проводиться в Казахстане для обеспечения неприкосновенности самого Назарбаева и членов его семьи. Стратегия Назарбаева «разделяй и властвуй» будет активно применяться, социальная рознь будет разжигаться самой Властью.

Лейла Храпунова:
Розыск объявлен и другим нашим родственникам

– Лейла Калибековна, прекрасно зная, что в Казахстане виновных назначает Акорда, Вы наверняка прогнозировали такое стечение обстоятельств?

– На Ваш вопрос могу ответить следующее. Уже в 1995 году мне были понятны морально-нравственные нормы Назарбаева и его семьи. Я возглавляла республиканскую корпорацию «Телевидение и Радио Республики Казахстан» (РКТРК). На меня в это время было оказано мощное давление с целью добиться моей добровольной отставки. После того, как я написала заявление об этом, меня на беседу пригласил лично Нурсултан Назарбаев. Разговор сегодняшнего Лидера Нации и одного из самых богатых людей в мире был, прямо скажу, не солидный, даже по тем временам. В те годы еще как-то заметна была неловкость Назарбаева от собственных незаконных действий, которая с годами исчезла. Как бы оправдываясь, он сообщил мне, что причиной моей отставки послужили различные сплетни. После проведенной впоследствии приватизации в пользу Дариги Назарбаевой всей материально-технической базы РКТРК все стало еще более очевидно. Из-за моего молчания его неловкость нарастала, и Назарбаев сказал, что, в конце концов, «ты для меня лично ничего не сделала. И сейчас не время интеллигентных людей, общество тебя не понимает, время для общественного телевидения придет через 5 лет. Предлагаю тебе другой пост в правительстве». Я отказалась.

В 2004 году я в очередной раз отказалась от личного предложения Назарбаева занять пост министра печати. Тогда он просто погрозил мне кулаком. 23 сентября 2012 года, нажимая кнопку запуска собственного сайта, я прекрасно понимала, какая будет реакция власти.

Своим указанием от 28 сентября 2012 года объявить меня в международный розыск, президент Назарбаев вписал меня в современную историю Казахстана как человека, преследуемого властью за свободу слова.

– Кстати, Вам не кажется, что к «делу экс-акима Храпунова» Вас «прицепили», чтобы оправдать обвинение в создании ОПГ?

– Финансовая полиция вынуждена была изобретать версию об ОПГ, так как она не смогла «откопать» убедительные основания для обвинения Виктора Храпунова в злоупотреблениях. И Вы правы, так как политический заказ президента Назарбаева им надо исполнять, и они решили «прицепить» не только меня. Сегодня в международный розыск объявлены и другие наши родственники.

Вопросы задавал

Владимир ХАРЧЕНКО
«D»

Официоз

Суд санкционировал арест Виктора Храпунова и его супруги

Супруга бывшего акима Алматы Виктора Храпунова Лейла Храпунова объявлена в розыск по подозрению в крупном мошенничестве, передает корреспондент Tengrinews.kz со ссылкой на Агентство Республики Казахстан по борьбе с экономическими и коррупционными преступлениями (финансовую полицию).При установлении разыскиваемой или получении какой-либо информации о ее возможном местонахождении финпол просит сообщить в ДБЭКП по Алматы.

Напомним, как ранее сообщалось, в отношении Виктора Храпунова возбуждено и расследуется 20 уголовных дел. 8 февраля этого года он был объявлен в международный розыск. Бывший аким Алматы обвиняется в совершении преступлений, предусмотренных статьями “Злоупотребление должностными полномочиями”, “Получение взятки в крупном размере”, “Легализация денежных средств или иного имущества, приобретенного незаконным путем”, “Присвоение или растрата вверенного чужого имущества в крупном размере”, “Финансирование деятельности организованной преступной группы, транснациональной преступной организации, а равно сбор, хранение, распределение имущества, разработка каналов финансирования” и “Мошенничество”.

Тем временем, Судом санкционирован и арест экс-акима Алматы Виктора Храпунова и его супруги Лейлы Храпуновой. При этом поясняется, что В.Храпунов и Л.Храпунова являлись создателями и руководителями организованной преступной группировки.

Как ранее сообщалось, уголовное дело в отношении 64-летнего В.Храпунова было возбуждено 22 ноября 2011 года по фактам совершения ряда коррупционных и экономических преступлений.

Л. Храпунова в данное время является президентом компаний Toepffer Investisseme Nt SA и Helvetic Capital SA. Она вместе с семьей проживает в швейцарском кантоне Валэ, в котором расположен город Женева.

Республиканский еженедельник онлайн