«Общественная позиция»
(проект «DAT» №30 (347) от 25 августа 2016 г.
Интервью по поводу
– Балташ Молдабаевич, я хотел бы начать интервью с вами как с бывшим послом Казахстана в Турции: что творится в этой стране, как вы относитесь к попытке военного переворота в Турции?
– То, что произошло в Турции, известно и как Турецкий военный путч. Я тоже оцениваю его как попытку государственного или военного переворота в Турции. В период моей работы послом Казахстана в Турции я внимательно изучил историю Турецкой Республики. Это – одно из ключевых государств в Евразийском пространстве.
Надо сказать, что активное вмешательство армии в политические процессы, происходящие внутри страны, всегда было одной из особенностей истории современного государства Турции. Вооруженные силы Турции организовывали перевороты трижды — в 1960, 1971 и 1980 годах, а также в 1997 году вмешались с помощью военного меморандума. Военные исторически рассматривают себя в качестве гаранта турецкого государства, созданного в соответствии с заветами Мустафы Кемаля Ататюрка.
Почти сто лет назад, когда турецкий лидер Ататюрк объявил Турецкую Республику, турецкий народ воодушевленно встретил его реформы. Под его руководством была впервые принята светская конституция. Она называлась конституцией Ататюрка. В ней были заложены 3 основополагающих пункта: Турция будет строить светское общество; Турция будет демократической, многопартийной, парламентской республикой; В Турции религия законодательно отделена от государства и свобода вероисповедания гарантирована каждому жителю страны.
Все остальное содержимое конституции исходило из этих трех основополагающих принципов, которые не менялись до наших дней.
С приходом к власти нынешний президент Турции Реджеп Тайип Эрдоган взялся за изменение конституции, заявив, что конституция Ататюрка – это не догма. И ему удалось изменить в конституции все в свою пользу. Для начала он добился того, что Турция будет президентско-парламентской республикой. Затем он утверждает, что созданная им самим Партия справедливости и развития будет заниматься новым политическим обустройством государства с уклоном в поддержку исламской религии. И надо признать, что его Партия справедливости и развития стала примером для подражания для всех мусульман на съезде этой консервативной исламской партии. Партия Эрдогана неоднократно добивалась победы на парламентских выборах, набирая большинство голосов населения. Так, последовательно, он добился того, что президентская власть стала доминирующей, а парламентская власть стала вспомогательной.
Американский ученый и общественный деятель, профессор Дэвид Гребер отметил, что «за последние 3-4 года в стране произошел резкий сдвиг в сторону авторитаризма… Складывается впечатление, что Эрдоган добивается смены формы правления на президентскую, при которой он будет де-факто диктатором и сможет прочно закрепить свою власть. Об этом говорят многие в Турции».
После того, как в 2003 году Реджеп Тайип Эрдоган стал премьер-министром Турции, он начал открыто проводить курс на переформатирование военно-гражданских отношений, в ходе которого военные отстранялись от участия в политической жизни страны.
Недовольное лично Эрдоганом большинство военной верхушки при поддержке части светского общества совершило попытку государственного переворота, который окончился неудачей. Пролита кровь. Более 30 тысяч граждан, в первую очередь военнослужащих, оказались в тюрьмах.
В организации переворота Эрдоган обвинил живущего в США проповедника Гюлена. После подавления государственного переворота Эрдоган стал настаивать на восстановлении в Турции смертной казни, что вызвало конфликт с Евросоюзом, утрату перспектив членства в ЕС, а также отмены безвизового режима между ЕС и Турцией.
Мне жаль турецкий народ. Я осуждаю неправомерные действия нынешнего правителя страны и надеюсь, что Турция будет развиваться в светском направлении.
– На фоне турецких событий казахстанские реалии кажутся более чем виртуальными. Имею ввиду заявления силовиков о попытке государственного переворота в нашей стране…
– Заявление Комитета национальной безопасности Казахстана о попытке государственного переворота никого не убедило. Тем не менее, актюбинские и алматинские события взбудоражили общество. Жаль, что пострадали ни в чем неповинные люди. Были убиты молодые граждане, как якобы участники государственного переворота. При этом КНБ объявляет руководителем этой акции шымкентского пивного барона Тохтара Тулешова. Но убедительных доказательств тому, что была попытка государственного переворота у силовиков нет. В нашей стране какой-то пивной барон при всем своем желании не способен осуществить государственный переворот, ибо, если внимательно читать и анализировать материалы прессы, он обыкновенный мошенник средней руки. Уму постижимо ли все это? А, по данным спецслужб страны, Тулешов организовал переворот, чтобы «изменить структуру действующей власти».
– Балташ Молдабаевич, Вам не кажется, что весь этот сыр-бор, связанный с попыткой государственного переворота, загорелся из-за земельной реформы?
– Не то, чтобы кажется, я в этом всецело уверен. Напрашивается вывод: это все делается для того, чтобы отвлечь внимание народа от земельной реформы, в которой предусматривается продажа и передача земель сельскохозяйственного назначения иностранцам. Земля – для казахского народа испокон веков сакральное, священное понятие. Она никогда не продавалась. Земля и государство для нашего народа было единым понятием. За землю была пролита кровь наших предков. И она должна служить будущим поколениям вечно.
Моя позиция такова и многим моим соотечественникам она давно известна. Изначально не надо было принимать Земельный кодекс в нынешнем виде. В свое время мы были против принятия ныне существующего Земельного кодекса.
– В ходе работы Комиссии по земельной реформе, созданной из-за скандальных поправок в Земельный кодекс были выявлены не менее скандальные факты по землепользованию. Как говорится, не было бы счастья, да несчастье помогло.
– Да, земельная комиссия в ходе работы выявила очень много фактов правонарушения. Земли сельскохозяйственного назначения большими кусками, до ста тысяч и более гектаров, арендовали наши отечественные бизнесмены. За этот период многие освоили новую технологию ведения агропромышленных приемов для поднятия урожайности зерновых культур.
Большим упущением земельной комиссии является то, что она «прозаседала» истинных арендаторов-землевладельцев, не выявила 40% земель сельскохозяйственного назначения, которые числятся за фиктивными хозяевами. За ними стоят, в основном, крупные чиновники из Астаны. Они, скрывая свои фамилии, поручили свою собственность второстепенным людям. Поэтому конечный результат отрицательный.
Еще раз возвращаясь к работе комиссии, хочу подчеркнуть, что комиссия заседала сама по себе в период объявленного президентом страны моратория на продажу и передачу иностранцам земель сельскохозяйственного назначения. К примеру, аким Северо-Казахстанской области Султанов продал через аукцион более 6 тысяч гектаров земель сельскохозяйственного назначения. Это же коррупционное деяние! По-другому невозможно назвать. Когда об этом факте правонарушения заявили на заседании земельной комиссии, то руководитель земкома даже не обратил на это внимания, наоборот, он скрыл факт продажи земли в период моратория неизвестным владельцам. Следующий факт вопиющего нарушения считаю отсутствием логики, когда на заседание земельной комиссии не допустили полномочного представителя ОСДП Серикбая Алибаева, сославшись на то, что он не является членом комиссии. И все поняли, что один Алибаев может открыто вскрыть недостатки, неучтенные факты земельной комиссии. Позиция нашей партии открытая и прозрачная – внести соответствующие здравому смыслу изменения в Земельный кодекс по части продажи и передачи земель сельскохозяйственного назначения иностранцам.
В пункте 3 статьи 6 Конституции Республики Казахстан сказано: «Земля и ее недра, воды, растительный и животный мир, другие природные ресурсы находятся в государственной собственности. Земля может находиться также в частной собственности на основаниях, условиях и в пределах, установленных законом». Слова «может» не является основанием для продажи земли. Если вся земля страны принадлежит государству, т.е. это общее достояние народа Казахстана, тогда на основании конституционного равноправия принадлежащая доля каждому гражданину должна быть равной.
К земельному вопросу надо подходить очень взвешенно и решать его с точки зрения национальной, экономической безопасности. Земельная реформа должна стать прочным фундаментом национальной экономики.
– На днях были обсуждены итоги работы Комиссии по земельной реформе и принято решение о продлении моратория на поправки в земельное законодательство на 5 лет. Президент подписал соответствующий указ. Казахстанское общество тяжело вздохнуло. Надолго ли это?
– Мой прогноз такой: скандал вокруг земельной реформы будет продолжаться до тех пор, пока не будет принято правильное решение, о чем я выше говорил. Общество всегда должно быть начеку. Иначе государство, построенное на ложных устоях, может жестоко обмануть. Мы же видим как власть ежедневно, ежечасно, ежеминутно нас обманывает.
Власть громогласно объявила о вхождении в число 50 развитых стран мира. Мало того, она поставила задачу по вхождению Казахстана в число 30 самых развитых государств мира. Мне все это напоминает ту «романтическую» эпоху, когда Хрущев, лидер бывшей страны под названием СССР, объявил, что мы догоним и перегоним США и, что построим коммунизм на всей территории СССР. И что вышло?
Лучше бы руководство нашего государства предложило заняться экономикой собственной страны, прежде всего, провести модернизацию экономики. Остановить крупномасштабную коррупцию, разъедающую страну, остановить клановое руководство государством.
И чтобы осуществить вышесказанное нужно провести честные, справедливые выборы в законодательные и представительные органы государственной власти республики. Вот тогда мы можем остановить кризис и разрушение экономики.
Жанкелди ЕСТЕНБАЕВ,
журналист,
(Специально для «D»)