Болатбек БЛЯЛОВ: РОССИЯ НАМ НЕ ВРАГ, враг – нынешняя власть России

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №37 (308) от 29 октября 2015 г.

 

ДАТ-Диалог

 

Движение «Антигептил» было создано после крушения 2 июля 2013 года близ Байконура ракеты-носителя «Протон-М» с тремя спутниками «Глонасс-М». В результате аварии из сгоревшего гептила образовалось ядовитое облако, накрывшее в том числе населенные пункты.

Гость нашего сегодняшнего «Диалога» – Болатбек БЛЯЛОВ – один из членов движения «Антигептил», известный казахстанский гражданский активист, правозащитник, устраивал одиночные акции у «Казкосмоса», протестуя против запуска российских «Протонов» с космодрома «Байконур». Не дождавшись реакции, вызвал на дуэль главу космического агентства РК Талгата Мусабаева. Вызов принят не был. Кроме всего этого, Блялов создает власти массу проблем по жилищным, трудовым и политическим вопросам.

 

– Болатбек, перед нынешним визитом президента РФ Владимира Путина президент РК Нурсултан Назарбаев подписал Закон о ратификации соглашения между правительствами наших стран об условиях передачи казахстанского узла Балхаш воздушно-космическим силам России. Другими словами, Россия обзавелась еще одной военной базой в Казахстане. Если говорить о безопасности от ракетных ударов, это было крайне необходимо Казахстану или тем самым Назарбаев сделал подарок Путину?

– О невосполнимом вреде запуска «Протонов» и испытании военного оружия на территории Казахстана написаны десятки, если не сотни научных статей, в том числе советскими, казахстанскими и российскими учеными и журналистами. Про полигоны в Мангыстауской и Атырауских областях тоже множество материалов в сети. Чем конкретно грозит падение обломков ракет на территории Мангыстау? Точно тем же, что и в Алтайском крае РФ – массовыми онкологическими заболеваниями и рождением «желтых» детей. Прогуглите ради любопытства. Акорда в попытке лавировать между медведем и драконом такими жертвами уже давно легла под медведя. Вы можете себе представить, что вы дали бы разрешение на падение ракет у себя во дворе в Калкамане какому-то парню из Воронежа? Вот сейчас мы с вами разговариваем, а в это время очередной российский «Протон» (ракетоноситель) или «Тополь» (межконтинентальная баллистическая ракета), запущенные с Байконура или Капустин Яра из Астраханской области, может вполне реально отклониться от курса и упасть в любой точке нашей страны. Как безалаберно и ненадежно работает российская военная техника, мы все прекрасно знаем. Прецеденты есть, были и будут. Нам надо держаться подальше от Путина и его банды.

 

– Неделю назад антигептиловцы Астаны хотели вручить Путину свои требования через посольство России в Казахстане, но инициаторы акции были задержаны на выходе из офиса ОСДП. Что конкретно они хотели потребовать от главы Российской Федерации?

– Если резюмировать наши требования, то мы хотим, чтобы Путин оставил нашу страну в покое. Перестал использовать казахов как подопытных кроликов и превращать Казахстан в испытательный полигон. При этом мы четко понимаем и говорим, что россияне нам не враги – враг нынешняя власть России. Путин – враг России.

 

– До этого движение «Антигептил» выдвинул ультиматум президенту России: запретить запуски «Протонов» с Байконура, закрыть все российские военно-испытательные полигоны и военные части на территории Казахстана. Однако ваша акция не была поддержана общественностью нашей страны. Почему нашей общественности «бәрі бір»?

– Все мы понимаем, что «Протон», гептил, поднятие экологических проблем – это только тренировка к подступу реализации политических задач. Например, как сменяемость власти, люстрация, избавление от российской зависимости, ориентир на западный уровень жизни и так далее. За эти четверть века наша власть только и занималась ликвидацией инакомыслящих, оппозиционеров, гражданских активистов, свободных СМИ и всех, кто хочет изменить страну к лучшему. Уничтожение оппонентов всегда происходило показательно, чтобы другим неповадно было. Поэтому народ в чудовищном страхе, в кредитной кабале безграмотен с правовой точки зрения. Но это наш народ, мы обязаны его любить, уважать и вместе учиться. Не поддержали сейчас, поддержат завтра.

 

– До сих пор одной из главных проблем оппозиционного движения в стране было то, что активисты не могли максимально приблизить свою деятельность к населению, их «бурная» работа проходила в кругу небольшой группы людей или о ней громко расписывались только в отдельных СМИ. Как вы думаете, причина только в нехватке средств, вокруг чего можно было бы объединить протестное движение в Казахстане?

– Казахов может объединить только одна идея – национально-освободительная борьба. В данном случае против идеологических, политических и экономических притязаний России. Вся сознательная история казахов – это и есть нескончаемая борьба за независимость. Параллельная борьба как с внешним, так и с внутренним врагом. Только в этом веке наше оружие – это информация.

Многие из нас были в оппозиции, и мы видели, как и почему разваливались оппозиционные организации. Основная причина – это то, что оппозиция в своих пороках стала точным отражением власти. Оппозиция стала тем, что раньше ненавидела. Мне иногда кажется, что нынешние оппозиционеры даже не представляют себе, что будут делать, когда придут к власти, не говоря о том, чтобы принимать меры для достижения целей.

Сейчас пришло время зарождения новой плеяды оппозиционных деятелей, я бы не побоялся сказать даже – новой волны казахской оппозиции! И это объективно!

Новая оппозиция должна строиться не на персоналиях, а на конкретных идеологических основах! А если идея будет – только тогда могут материализоваться шансы добиться власти для оппозиции. Для любой организации, в том числе и оппозиционной, нужны деньги и иные средства, но идея, идеология – это основа любой политической организации.

Кроме идеологической ниши, новая оппозиция должна представить обществу конкретную и реальную программу переустройства государства.

Сейчас через различные инициативы и проекты вырисовываются контуры программы новой оппозиции, и я, как общественный деятель, также хочу внести свою лепту не только поступками, но и идеями, проектами.

Чтобы не быть голословным, уже сегодня предлагаю обсудить, например, следующие моменты по реформе государственных структур. Перечислю инициативы для обсуждения, а также для разработки программы действий и реформ.

  1. МВД – ликвидировать, полномочия передать регионам. Органы правопорядка подчиняются местным акимам, а начальника УВД, РОВД и участкового инспектора жители выбирают голосованием, местная власть выдвигает кандидатов.
  2. Прокуратура – государственный центральный орган – уголовное преследование, следствие, общий надзор законов над всей территории государства.
  3. Суды – система остается, добавляется выборность судей первой инстанции по срокам и выборность судей апелляционной, кассационной и надзорной инстанции пожизненно.
  4. Министерство обороны – трансформируется Штаб сил самообороны и охраны границ – существенно будет сокращена численность вооруженных сил. Обязательная воинская повинность сохраняется, но изменяются порядок и сроки службы. В частности, призывник будет закреплен постоянно за конкретной войсковой частью, первый призыв продолжается не более трех месяцев, остальные призывы осуществляются каждый год до выхода из призывного возраста со сроком не более двух недель, при этом заработная плата за работником сохраняется.
  5. МЧС – роль увеличивается. В подчинение передается Национальная гвардия, которая полностью переходит на контрактную основу. При этом гвардейцы составят элиту вооруженных сил в виде десантников и спецназа.

Сохраняется подчинение пожарных частей и спасателей.

Частично из здравоохранения переходит под контроль МЧС скорая медицинская помощь и санэпидемконтроль.

5.Министерство здравоохранения и соцзащиты упраздняется, социальная защита полностью передается местным органам власти, сеть поликлиник и участковых врачей переходит к местной власти, а лечебные учреждения, фармакология, медконтроль и меднаука станут основой централизованного госоргана в виде Агентства здравоохранения или государственного Центра здоровья.

  1. Министерство образования и науки упраздняется. Вся система среднего, средне-специального образования передается в местные органы власти.

Высшее образование и повышение квалификации переходят к Академии наук – самостоятельный от государства орган, возможно, общественный. Создается центральный государственный орган – Агентство по контролю образовательных стандартов и деятельности научных институтов.

  1. КНБ – трансформация: забирается охрана границ, демилитаризация при сохранении функций разведки и контрразведки (политической и экономической). Сохраняются центральные органы, на местах могут действовать, но не могут иметь территориальные подразделения.

Это только минимальный перечень задач и направлений. Уверенно заявляю, что будут как и трудности, так и проблемы, но если идея горит в сердце, если тебя будут окружать сотни единомышленников («Небесная сотня»), то тогда мы все увидим прелести человеческой жизни не в 2030 или 2050, а сегодня и сейчас!

 

– Поскольку вы живете в Астане, должны знать, насколько жители северной столицы активны в общественной жизни. В Алматы, например, правда, сейчас редко, но все же проходят акции протеста против каких-то решений местной власти, идущих вразрез интересам граждан. А в Астане, складывается впечатление, только «Антигептил» «мутит воду». Почему такое происходит?

– Астана в общественно-политической активности сильно отличается от Алматы. Вот основные различия.

Во-первых, в Алматы больше всех в стране более-менее свободных СМИ, которые могут себе позволить осветить акции протеста. Без информационной поддержки нет никакого смысла протестовать. Поэтому и создается впечатление, что в Алматы больше протестов. Кроме ипотечников из «Оставим народу жилье!», никто не протестует публично. В Астане же, кроме «Антигептила», за последние три года я насчитал как минимум 40 различных акций протеста в диапазоне от претензий к власти политических и судебных до жилищных и художественных (Арт).

Во-вторых, протестующих в Астане достаточно. Просто протесты носят спонтанный характер и выглядят больше как акция отчаяния, чем акция протеста. Много примеров, когда астанчане стояли с плакатами перед Акордой, взбирались на строительный кран на территории Назарбаев университета или приковывали себя к изгороди парламента и генеральной прокуратуры.

В-третьих, в Алматы всегда тепло и можно протестовать сутками. В Астане любой митинг расходится из-за холода за час. При этом разгонщиков акций протеста и тех, кто с этим «злом» борется (полицейских, прокуроров, каэнбэшников), в столице в разы больше. Например, на одиночный пикет приезжают пять внедорожников и поднимается по тревоге весь батальон ОМОНа. Они здесь очень радуются, когда такая работа у них случается. Помню, как один из спецбойцов полиции в автозаке по пути в УВД разочарованно сказал мне после очередной акции: «Чо ж вы не убегали и не сопротивлялись? Мы бы хоть размялись немножко».

В-четвертых, алматинцы немного подустали от протестов. Это называется в науке – усталость материала. Астана же только просыпается. Власти будет теперь не до сна. Как там гасконец пел: «Париж еще узнает д’Артаньяна!». Я не хочу торопить время, но все объективно идет к тому, что придет скоро время, когда весь Казахстан увидит астанчан перед Акордой!

 

– В Астане сконцентрированы глобальные объекты всяких саммитов, стройкомплексы ЭКСПО-2017. Насколько в эти проекты привлечена рабочая сила из жителей, особенно молодежи, Астаны?

– Экспо-2017 делают не только иностранные рабочие, но и простые парни из аулов со всех концов страны. Ясное дело, что самые жирные куски от строительства достаются приближенным к власти. Гроши, по меркам Астаны, получают разнорабочие, да и то их частенько кидают. Народ бесправен. Строительная площадка – не исключение. Мы еще будем свидетелями многих скандалов и конфликтов вокруг ЭКСПО-2017.

 

– Безработица как всегда порождает целый пласт социальных проблем: например, от безработицы и от безысходности молодежь все более втягивается в радикальные религиозные объединения…

– Давайте начистоту. В Казахстане нет национальной идеологии. Но есть конкретные молодые казахи, которые сейчас погибают в Сирии за ИГИЛ. Безработица – это не главная причина. Все мы знаем, что работу в стране можно найти, но почти невозможно заниматься любимым делом и получать за это достойную зарплату. Это все и упирается в отсутствие демократии в Казахстане (независимость, а главное честность представителей трех ветвей власти). Авторитарная, не свободная, старосовковая политической система со всеми вытекающими обстоятельствами – это и есть главная причина душевной, морально-этической безнадеги у современной казахской молодежи. Сама молодежь это, к сожалению, мало понимает, и власти очень выгодно держать их в неведении. Это и цель авторитаризма, чтобы народ как можно дольше оставался в правовой, гражданской и политической безграмотности.

Стадом легче управлять. Но мы такая нация, что быстро учимся на ошибках. Поэтому мне немного грустно, что молодежь воюет с оружием в руках за чужие идеи и страну, а не борются за свои конституционные права здесь через законные методы давления на власть: митинги, пикеты, шествия и другие гражданские и политические акции. Поверьте, это тоже экстремально, но направлено на общественный контроль власти и улучшение страны.

 

– Из «Фейсбука» стало известно, что недавно вы со своими соратниками проводили выездную Общественную приёмную по оплате труда. Что это за мероприятие?

– 18 октября мы с соратниками из движения «Антигептил» и Центра профилактики социальных конфликтов провели публичную общественную приемную. Проще говоря, оказывали юридические консультации астанчанам касательно трудовых конфликтов. Власти запретили нам это делать, мотивировав отказ социальным митингом студентов из провластного общественного фонда.

Студенты приехали на место митинга, вяло станцевали «Кара жоргу» и быстро уехали. Мы это ожидали и провели свое мероприятие, несмотря на запрет властей. Но лучше один раз увидеть это в «Ютубе», чем сто раз говорить об этом. Репортаж с общественной приемной вот здесь можете посмотреть, кому он интересен: http://youtube/gb50S6NwOaM

 

– Спасибо за диалог и удачи вам!

 

 

Бахытгуль МАКИМБАЙ,

«D»

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн