ЧТО ПРОИСХОДИТ С ДЕНЬГАМИ Единого накопительного пенсионного фонда?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №2 (366) от 19 января 2017 г.

 

Коррупция без границ

 


 

 

Ситуация, сложившаяся в Единым накопительным пенсионным фондом (ЕНПФ), дала серьезный повод для беспокойства вкладчикам фонда, которыми являются практически все работающие граждане. И вопрос не только в одной конкретной сделке, из-за которой разгорелся весь сыр-бор, на кону репутация ЕНПФ, на кону доверие к самому фонду, да и в целом к финансовой системе государства.

 

За годы независимости доверие ко всем структурам государства очень сильно упало. Причиной этому и многочисленные коррупционные скандалы, и низкий не только профессионализм чиновников всех уровней, но и нравственный их облик, и отсутствие реальных результатов труда этой армии чиновников за 25 лет, не считая болтовни и исписанной программами и проектами бумаги, которые не стоят самой бумаги, на которой они написаны, и много чего другого.

Недавный арест молодых руководителей ЕНПФ и зеленого министра экономики Бишимбаева, а также разные скандалы и ЧП с другими чиновниками нового поколения, к сожалению, дают основания делать очень неприятные и болезненные выводы. И один из главных заключается в том, что молодые «болашакеры» и доморощенные «молодые специалисты», волею судеб и хлопотами родственников попавшие на серьезные государственные должности, показывают не столько профессионализм и государственное мышление, сколько умение быстро и грамотно встраиваться в коррупционную систему, выстроенную старшими товарищами.

По поводу скандала в ЕНПФ идет много звонков и вопросов. Информации мало, и люди начинают сами додумывать ситуацию, и в результате действительно получается картина намного хуже, чем она может быть на самом деле. Попробуем разобраться, но при этом хочу напомнить, что вся использованная мной информация имеется в открытом доступе.

Фабула всего действия, на первый взгляд, очень незамысловатая. В октябре прошлого года ЕНПФ купил облигации ТОО «Бузгул Аурум» на казахстанской фондовой бирже на сумму 5 миллиардов тенге. И вдруг, незадолго до нового года из СМИ как гром средь ясного неба прошла информация о том, что департамент КНБ по г. Алматы начал следственные действия по факту приобретения облигаций ТОО «Бузгул Аурум». Эта информация вызвала большой общественный резонанс, и только наступающий Новый год немного отвлек внимание людей. После Нового года вокруг пресловутой сделки произошли новые резонансные события, которые не могли не возбудить интерес и о которых возникло много разных слухов.

На сегодняшний день мне представляется следующая картина. В 2006 году было образовано некое ТОО «Бузгул Аурум» для проведения операций по недропользованию в горнорудной и золоторудной промышленности. Дата первичной регистрации 8 июня 2006 г. Дата перерегистрации 18 августа 2015 г. в департаменте юстиции г. Алматы.

 

Основной целью деятельности этого ТОО является разработка золоторудных месторождений в РК, добыча, производство и продажа золота и сплава Доре. Эмитент должен был осуществлять свою деятельность на основе контракта на проведение работ по разведке золота на участке Бузгул-1 и Бузгул-2 в Костанайской области, подписанного между Министерством энергетики и минеральных ресурсов РК и ТОО «Бурмаш». Право недропользования передано ТОО «Бузгул Аурум» 10 ноября 2006 г. В мае 2015 года у ТОО «Бузгул Аурум» закончился срок проведения работ по разведке золота. В связи с этим контрактная деятельность в 2015 году ТОО не осуществлялась. ТОО обратилась в МИР РК о продлении срока действия контракта на недропользование.

В течение девяти месяцев 2016 года эмитент не осуществлял никаких операций в связи с тем, что контракт на недропользования находился на продлении. Основную деятельность эмитент осуществляет за счет средств учредителя. Согласно инвестиционному меморандуму, эмитент прогнозировал получить первую выручку в 2017 году. На 1 января 2015 г. Уставный капитал ТОО составлял 103 000 тенге. На эту дату управленческий персонал включает и.о. директора 1 чел. За весь 2015 год общая сумма вознаграждения ему составляла 1,4 млн. тенге. Основным активом компании являлись разведочные и оценочные активы. Облигации, выпущенные ТОО «Бузгул Аурум», не имели кредитного рейтинга, без обеспечения, с фиксированной, купонной ставкой вознаграждения 19%, общим объемом 15 млрд тенге, при объеме всей программы в 30 млрд тенге. 6 октября на Казахстанской фондовой бирже состоялись торги по размещению облигаций на сумму 15 млрд тенге, из которых было удовлетворено (куплено) 500 000 облигаций на сумму 5 млрд тенге, что составляет 33,3 % от плана. А уже 25 октября эмитент сообщил представителю держателя облигации АО «ВСС Invest», что денежные средства в полном объеме находятся на расчетном счету «Бузгул Аурум» и что расходование денежных средств планируется согласно целевому использованию (геологоразведка по контракту, разведка золота). Финансовым консультантом и андеррайтером ТОО «Бузгул Аурум» являлось АО «Казкоммерц Секъюритиз».

Параллельно этому и в то же время в ЕНПФ управление финансовых рисков рекомендует воздержаться от инвестирования собственных средств в облигации ТОО «Бузгул Аурум» в связи «с наличием высоких кредитных и проектных рисков», но М. Бахтов – начальник этого управления, составил повторное заключение по сделке, в котором уже было указано об отсутствии возможных рисков для фонда при приобретении облигаций ТОО «Бузгул-Аурум». И, видимо, уже в соответствии с этим повторным заключением руководство ЕНПФ принимает решение приобрести эти облигации на сумму 5 млрд тенге.

 

Я не знаю, откуда поступил сигнал и что послужило отправной точкой, но так или иначе следственные органы в лице ДКНБ по г. Алматы начали проверку деятельности ЕНПФ, в результате которой и произошли громкие и неожиданные задержания.

Национальный банк, являющийся надзорным органом и регулятором деятельности ЕНПФ, еще до Нового года сперва вроде как защищал ЕНПФ и успокаивал встревоженных вкладчиков. Устами своих представителей выдвигались разные аргументы вроде таких, что 5 млрд тенге – это не пенсионные активы, а собственные средства фонда, 5 млрд тенге – это не такие уж и большие деньги, стоит ли волноваться, и что ЕНПФ сам управляет собственными активами и Нацбанк к этому никакого отношения не имеет. Хотя кто же тогда должен контролировать деятельность ЕНПФ, если не Нацбанк?

После таких заявлений Нацбанк, видимо, полагая, что народ успокоился, с хорошим новогодним настроением проводит корпоративный вечер в одном из самых дорогих ресторанов Алматы. Но уже 6 января вдруг на пресс-брифинге в Алматы директор департамента по защите прав потребителей финансовых услуг и внешних коммуникаций Нацбанка Казахстана Александр Терентьев заявил, что проверки в ЕНПФ, которые впоследствии стали основанием для возбуждения уголовного дела, начались по заявлению самого Нацбанка в правоохранительные органы.

Почему же ни он и никто другой об этом не говорил раньше? К примеру, 25–26 декабря? Или это Новый год помог сообразить? Или кто-то подсказал, что такое заявление будет выгодно выглядеть в свете очень уж не выгодной для Нацбанка ситуации?

Да и вообще как-то непривычно и странно выглядит инициатива проверки организации, поднадзорной Нацбанку, следственными органами по сигналу самого Нацбанка. Что-то ничего подобного из практики Нацбанка я не припоминаю. И как-то верится в это с большим трудом. Я не могу себе представить, чтобы Нацбанк в недалеком прошлом попросил бы следственные органы проверить деятельность, например, НПФ «УларУмит» или какую-нибудь страховую компанию или еще кого-нибудь.

Вызывает также много вопросов и у меня, и у вкладчиков отсутствие комментариев от самого председателя Национального банка РК Данияра Акишева, который в последние дни вроде как вообще исчез из публичного пространства и из поля зрения СМИ. Хотя всем понятно, что именно комментарии Акишева и его ответы на многочисленные вопросы вкладчиков ЕНПФ и общественности могли бы прояснить ситуацию и расставить точки над «i». Из вышесказанного поведение Нацбанка и его руководства мне представляется каким-то нелогичным, невнятным, маловразумительным и непонятным.

 

Следующий участник, о котором меньше всего информации в СМИ, но к которому вопросов не меньше, чем к другим участникам описываемых событий, – это Казахстанская фондовая биржа. Мне известно, как нелегко порой приходится компаниям, желающим листинговаться на бирже. Сколько видимых и невидимых препятствий надо преодолеть, чтобы осуществить выпуск бумаг на бирже. Следует добавить, что еще труднее сегодня что-нибудь хорошо продать на «сухой» бирже и при дефиците покупателей. А тут обращает на себя внимание, даже не очень подготовленного читателя, легкость, с которой ТОО «Бузгул Аурум» проходит все этапы, размещает бумаги и быстро и уверенно осуществляет неплохую сделку. Хотя, судя по всему, у биржевиков должно было возникнуть много вопросов к «Бузгулу». Почему вопросы не возникли? Или все-таки возникли? Мне точно не известно. Думаю, время даст ответ и на этот вопрос.

Есть еще одна сторона, так или иначе имеющая отношение к нашей истории. Это адвокаты обвиняемых, которые считают сделку выгодной и не имеющей никаких нарушений. При этом адвокаты Р. Ерденаева попросили выпустить его под залог квартиры стоимостью 90 млн тенге, за М. Бахтова – земельный участок стоимостью 13 млн тенге, а за Кенжебаева – акционера ТОО «Бузгул Аурум», и Найзагарина – исполнительного директора того же ТОО, залог, если я не ошибаюсь, в общей сумме 5 млрд тенге, однако суд отклонил апелляционные жалобы. У меня вызывает удивление и сомнение сама цифра 5 млрд. Думаю, в ближайшее время мы узнаем более подробную и точную информацию.

Вот такой расклад мы имеем на сегодня, и, как вы понимаете, эта история еще не закончена. И вызывает она гораздо больше вопросов, чем ответов. И мне почему-то кажется, что мы будем свидетелями продолжения этой истории и появления новой неоднозначной информации.

 

В завершение я хотел бы обратиться с обращением (прошу считать эту статью официальным обращением) к Председателю Национального банка РК Д. Акишеву, заместителю Председателя Нацбанка и Председателю Совета директоров ЕНПФ Д. Галиевой. (Соответствующее официальное письмо в Национальный банк РК отправлено).

1. С момента создания ЕНПФ прошло чуть более 3 лет. На сегодняшний день из 6,5 триллионов тенге пенсионных активов инвестировано в негосударственные облигации, т.е. в бумаги частных компаний около 38% или почти 2,5 триллиона тенге, не говоря о 95 миллиардах тенге собственных активов ЕНПФ, полную информацию об инвестировании которых мне найти не удалось. Сюда можно приплюсовать и 232 миллиарда, вложенные в ценные бумаги негосударственных иностранных эмитентов. Инвестиция в 5 миллиардов тенге в облигации ТОО «Бузгул Аурум», которая превратилась в первый прецедент с арестами в накопительной пенсионной системе за все годы ее существования, дает мне основания сомневаться и в других инвестициях и поинтересоваться инвестиционной деятельностью и Нацбанка, и ЕНПФ более подробно. Пенсионные активы – это деньги, принадлежащие вкладчикам ЕНПФ, и они имеют полное право знать, куда их накопления инвестируются.

В связи с этим прошу вас предоставить общественности и всем вкладчикам ЕНПФ всю информацию о том:

Куда, в каких объемах, и в ценные бумаги каких конкретно компаний (казахстанских и зарубежных) по мере своего нарастания были инвестированы собственные активы ЕНПФ и пенсионные активы ЕНПФ, представляющие сегодня 41% от всех 6,5 триллионов тенге пенсионных активов или 2,66 триллиона тенге, которые пошли на приобретение негосударственных акций и облигаций за последние 3 года существования ЕНПФ?

Ответ можно дать в любом СМИ Казахстана, в том числе в социальных сетях, любым публичным и открытым способом.

2. Как известно, в конце прошлого года Казинвестбанк был лишен лицензии и подлежит ликвидации. В то же время известно, что на депозите Казинвестбанка находилось 3 миллиарда пенсионных накоплений ЕНПФ, и, судя по всему, эти деньги могут быть безвозвратно потеряны.

Также постановлением от 28 октября приостановлено с 1 ноября сроком на 3 месяца действие лицензий на прием депозитов физических лиц, открытие банковских счетов физических лиц АО «Дельта Банк», в котором, по пока не подтвержденным данным, находятся на депозите пенсионные активы ЕНПФ в размере 15–17 миллиардов тенге.

Также официально прошу Председателя Национального банка РК Д. Акишева ответить на следующие вопросы:

1. Какова точная сумма пенсионных активов, лежащих на депозите в «Дельта Банке»?

2. В связи с отзывом лицензии у Казинвестбанка и приостановлением действия лицензии у «Дельта банка» какова будет судьба пенсионных активов, находящихся в этих банках? Будут ли они возвращены в ЕНПФ? Или их можно считать безвозвратно потерянными, и они будут списаны, как это уже происходило с пенсионными активами в ЕНПФ сразу после слияния частных НПФ в Единый НПФ?

3. Какие превентивные меры предпринял Д. Акишев, как Председатель Национального банка РК, по сохранности пенсионных активов, перед тем как принимать решение по приостановлению лицензий у вышеназванных банков и лишения лицензии у Казинвестбанка?

 

Айдар АЛИБАЕВ,

член президиума ОСДП,

экс-председатель Совета Ассоциации

пенсионных фондов Казахстана

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн