«Общественная позиция»
(проект «DAT» №10 (281) от 12 марта 2015 г.
Новые опасности
Вслед за поручением президента России Владимира Путина проработать возможность создания условной евразийской денежной единицы трехстороннюю встречу лидеров ЕАЭС в Астане отменили.
С российской стороны предложения о единой валюте в рамках ЕАЭС звучали неоднократно на самых разных уровнях. До прошлогодней девальвации рубля Владимир Путин и сам не раз говорил, что российская валюта претендует на роль если не международной резервной, то региональной денежной единицы. Что касается первоначальных планов по формированию единого финансового рынка в Евразийском экономическом союзе, то до него еще остается без малого десять лет – речь официально шла о рубеже 2025 года.
Эксперты, опрошенные Азаттыком, говорят, что они удивлены таким развитием событий.
Андрей Чеботарев, политолог: И сейчас эту тему обсуждать преждевременно… Но, видимо, есть такая актуальность (единого валютного рынка) для того, чтобы оторваться от влияния доллара. И Россия в свете санкций к этому стремится, и Казахстан с учетом заявленной программы дедолларизации экономики. Другое дело, что речь должна идти, на мой взгляд, об укреплении национальных валют, а не о создании какой-то наднациональной денежной единицы.
Понятно, что само по себе это политическое заявление. И потом, скоро в Астане соберутся главы Беларуси, Казахстана и России в рамках трехсторонней встречи. И поэтому, видимо, Путину нужно задать определенный формат для предстоящей дискуссии.
Александр Класковский, политический обозреватель (Беларусь): Этот нынешний жест Владимира Путина вроде бы достаточно конкретно выглядит как движение в направлении единой валюты, однако я думаю, что сейчас крайне неблагоприятная для этого ситуация… Тут понятны все опасения. Ведь и в Казахстане нет большого энтузиазма к перспективам единой валюты, как и в целом к делегированию сильных функций на наднациональный уровень. Потому что единая валюта — это политика. И Нурсултан Назарбаев, и Александр Лукашенко подчеркивают, что мы хотим строить экономический союз, а не воссоздавать СССР-2…
Вместе с валютой и большую часть властных полномочий придется отдать в центр, то есть фактически Москве. И конечно, тут нет особой заинтересованности, особенно в свете событий последнего года, после Крыма. Усилились фобии в отношении внешней политики России, что за этим могут скрываться великодержавные интересы России.
Если даже чисто экономический брать аспект, то в очень неудачное время стартовал сам ЕАЭС. Падает взаимная торговля, падает экономический потенциал России, она так прочно уже вошла в рецессию, а впереди может быть и похуже ситуация. Поэтому, если резюмировать, вряд ли эта перспектива единой валюты будет подхвачена в Астане и в Минске.
Магбат Спанов, экономист: Россия просто хочет обезопасить себя, перестраховаться, найти дополнительные финансовые ресурсы. Вопрос же стал, что после 2025 года будет единый валютный рынок, а для этого, я считаю, союз должен хотя бы два-три года поработать, чтобы дать оценку тем экономическим, политическим и социальным процессам, которые будут происходить на евразийском пространстве в результате интеграции. Россия сейчас ускоряется только потому, что ситуация в ее экономике не очень благоприятная.
Это закон «сильнейшего», и удивляться тут не надо. Конечно, всё обставляется не так. Пока Россия только начинает работу над единой валютой, будут комиссии, рабочие группы, сценарии и варианты просчитываются. Тут уже всё зависит от политической воли наших руководителей. Если они согласятся на единую валюту, то будет дана команда. Если не согласятся, то всё останется по-прежнему. На данном этапе единая валюта Казахстану ничего хорошего не сулит.
Парыз БАЙТЕНОВ,
Azattyq.org