ИЗГОНИМ ДУХ СВОБОДЫ СЛОВА?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №25 (389) от 29 июня 2017 г.

 

Защитим журналиста!

 


 

Профессиональный день работников связи и информации становится все менее праздничным, поскольку ситуация со свободой слова и судьбами независимых журналистов в Казахстане никак не тяготит к праздничному настроению.

Комитет в защиту журналиста Жанболата Мамая на круглый стол «Изгнание духа «Свободы слова» из Казахстана» пригласил известных журналистов и правозащитников.

 

По их мнению, наши верховные жрецы и шаманы, действительно, научились изгонять дух «свободы слова», а подвешенные на веревке экземпляры закрытых печатных изданий были тому наглядным подтверждением.

 

Инга ИМАНБАЙ,

журналист:

– Разрешите поздравить всех присутствующих с профессиональным праздником, поскольку участники сегодняшнего круглого стола так или иначе имеют отношение к журналистике. Нынешняя ситуация свободы слова и положение журналистов в Казахстане, мягко говоря, неважное. О ситуации в отечественной журналистике сказано немало. Цифры, которые озвучу, наглядно отражают нынешнее положение казахстанской журналистики.

За последние годы индекс свободы слова в Казахстане сильно ухудшился. Например, с 2002 по 2017 год Казахстан, согласно мировому рейтингу свободы слова, потерял 44 позиции. Если в 2002 году мы занимали 116-е место из 180, то, начиная с 2003 года мы начали неуклонно падать вниз. Сейчас мы занимаем 160-ю строчку в этом рейтинге, то есть за последние 15 лет Казахстан умудрился войти в двадцатку худших стран. И этот показатель никак не радует. За эти годы казахстанские власти приняли многочисленные программы и провели реформы, якобы направленные на развитие свободы слова и демократии, однако сухие цифры говорят об обратном. После нас только такие страны, как Северная Корея, Узбекистан и ряд африканских государств.

Поэтому сложно говорить, что мы демократическое, светское государство со свободой слова, когда находишься в конце этого списка. Если в середине 2000-х годов в Казахстане все же были независимые СМИ, то сейчас пальцев одной руки хватит, чтобы с лихвой пересчитать их. Например, в 2010 году в стране было около 60 независимых СМИ. Однако начался процесс, когда каждый год по различным причинам закрывались СМИ, счет которых шел на десятки. После событий в Жанаозене за год были закрыты 15 СМИ, в 2013 году эта цифра составляла 12 СМИ, в 2014 году закрылись 7, а в 2016 году 8 СМИ прекратили свое существование. 2017 год начался с закрытия нашей газеты «Трибуна». Главный редактор газеты Жанболат Мамай уже 5 месяцев содержится в СИЗО по надуманным обвинениям. Для понимания положения со свободой слова можно привести в пример нашу газету, которая за 4,5 года своего существования была вынуждена 6 раз сменить свое название. Это говорит о том, что в Казахстане становится все опаснее заниматься независимой журналистикой, и поэтому настало время бить тревогу. Нас, независимых журналистов, становится все меньше. Поэтому журналистам необходимо сплотиться. Ведь самое тяжелое – это лишиться свободы за правду, что и произошло с Жанболатом.

 

Виктория ТЮЛЕНЕВА,

руководитель Казахстанского отделения Freedom Hausе:

– Я начну с того, что отношение Freedom Hausе к вопросу свободы слова отражено во всех наших рейтингах и докладах. Мы собираем информацию о том, что происходит в стране, и 4 раза в год издаем доклады. Первый доклад выходит в январе. В нем мы говорим о ситуации с правами человека. Как правило, мы исследуем те страны, которые входят в ООН. Наши рейтинги делятся на такие, как: «свободная», либо «частично свободная», а также «не свободная» страна. Казахстан уже несколько лет подряд в этом рейтинге занимает строчку «не свободной» страны.

Следующий наш доклад выходит в мае, он касается свободы прессы. В этом докладе Казахстан опять занял строчку «не свободной» страны. В докладе 2017 года ситуация остается без изменений. Наши рейтинги высчитываются по определенной методологии, и мы подводим общий балл – от «1» до «7». Цифра «7» эта самый худший показатель. Последний раз Казахстан получил 6,5 баллов. То есть мы еще не самые худшие, но очень близки к этому показателю. К сожалению, приводимые в нем сведения тоже в большей степени негативные. Последний доклад касается свободы в сети, он выйдет ориентировочно осенью, но я могу уже заранее сказать, что и в нем рейтинг Казахстана будет не самым лучшим. К большому сожалению, динамика процессов прав и свобод человека в нашей стране идет в сторону ухудшения.

Что касается дела Жанболата Мамая, то Freedom Hausе очень сильно им интересуется. В феврале этого года я была в Вашингтоне и провела ряд встреч с конгрессменами из правительства США. Они были посвящены общей ситуации со свободой слова в стране и делу Жанболата Мамая. Хочу отметить, что мы одни из первых сделали заявление по задержанию Жанболата, но для нас остается открытым вопрос – что мы еще можем сделать? Как вы знаете, заявления со стороны НПО и их рейтинги не оказывают никого влияния на Казахстан. Поэтому можно действительно говорить о том, что в Казахстане изгоняют дух свободы слова.

Димаш АЗАМАТОВ,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн