«Общественная позиция»
(проект «DAT» №36 (353) от 6 октября 2016 г.
Не вырубишь…
Слышал я и читал в газетах о том, что восточно-казахстанские казаки, мои земляки, поднимают на щит имя атамана с кровавым топором Ермака. Это меня крайне удивило. «Неужели они, подумал я, не знают, кто такой Ермак? Неужели никто из них не читал или не слышал, что писал о нем великий Л. Н. Толстой?!.». Как говорил Аркадий Райкин: «…могут быть, могут быть». В таком случае, решил я, надо предложить ермаковцам отрывок из произведения Льва Николаевича.
Габбас КАБЫШУЛЫ,
Писатель
***
«При царе Иване Васильевиче Грозном были богатые купцы Строгоновы, и жили они в Перми, на реке Каме. Прослышали они, что по реке Каме на 140 верст в кругу есть хорошая земля: пашня не пахана от века, леса черные от века не рублены. В лесах зверя много, а по реке озера рыбные, и никто на той земле не живет, только захаживают татары.
Строгоновы написали царю письмо: «Отдай нам эту землю, а мы сами по ней городки построим и народ соберем, заселим и не будем давать через эту землю ходу татарам».
Царь согласился и отдал им землю. Строгоновы послали приказчиков собирать народ…
Приехали приказчики на Волгу и стали спрашивать: какие тут казаки слывут? Им и говорят: «Казаков много. Житья от них не стало. Есть Мишка Черкашенин; есть Сары-Азман… Но нет злее Ермака Тимофеича, атамана. У того человек 1000 народа, и его не только народ и купцы боятся, а царское войско к нему приступить не смеет».
И поехали приказчики к Ермаку-атаману и стали его уговаривать идти к Строгонову. Ермак принял приказчиков, отслушал их речи и обещал прийти с народом своим к успенью.
К успенью пришли к Строгонову казаки – человек 600 с атаманом Ермаком Тимофеевичем. Напустил их сначала Строгонов на ближних татар. Казаки их побили. Потом, когда нечего было делать, стали казаки по округу ходить и грабить.
Призывает Строгонов Ермака и говорит: «Я вас теперь больше держать не стану, если вы так шалить будете». А Ермак и говорит: «Я сам не рад, да с народом моим не совладаешь – набаловались. Дай нам работу». Строгонов и говорит: «Идите за Урал воевать с Кучумом, завладейте его землею. Вас и царь наградит». И показал Ермаку царское письмо. Ермак обрадовался, собрал казаков и говорит:
«Вы меня срамите перед хозяином – все без толку грабите. Если не бросите, он вас прогонит, а куда пойдете? На Волге царского войска много: нас переловят и за прежние дела худо будет. А если скучно вам, то вот вам работа!».
И показал им царское письмо, что позволено Строгонову за Уралом землю завоевать. Поговорили казаки и согласились идти…».
А чем закончился захватнический кровавый поход атамана Ермака? Читаем дальше:
«…Остановился ночевать. Ночь была темная и дождь. Только полегли спать казаки, откуда ни взялись, татары бросились на сонных, начали их бить. Вскочил Ермак, стал биться. Ранили его ножом в руку. Бросился он бежать к реке. Татары за ним. Он в реку. Только его и видели. И тела его не нашли, и никто не узнал, как он умер».
Да, «кто с мечом придет, тот от меча и погибнет»!
Некоторые русские историки, писатели с шовинистической жилкой превратили в своих произведениях завоевателя Сибири в освободителя (сборник «100 великих людей России»). Спрашивается, от кого освободил?.. От американских империалистов? От японских самураев? От английских или французских колонистов? От немецких захватчиков?..
В нескольких городах России есть памятники «великому» Ермаку.
Наверное, наши некоторые казаки-архизнатоки начитались их шпаргалок и насмотрелись изваянии не менее «великих» скульптуров и стали видеть во сне «великие сражения за Родину» кровожадного Ермака-атамана?!