«Общественная позиция»
(проект «DAT» №21 (292) от 28 мая 2015 г.
Что и требовалось доказать
…Печальный опыт говорит,
Что умирают царства.
Не оттого, что труден быт
Иль тяжелы мытарства.
А умирают оттого,
И чем трудней , тем дольше,
Что люди царству своему
Не доверяют больше…
По мнению экспертов, Гражданское слушание – это реальный гражданский инструмент, который позволяет публично сформировать мнение граждан о какой-либо проблеме, которая существует в рамках жизнедеятельности страны в целом или взята из жизни отдельного региона. Каких-либо ограничений по присутствию на нем не существует. Гражданские слушания проходят открыто, с приглашением лиц, заинтересованных или влияющих на решение поднятой проблемы.
Глубоко заблуждается тот, кто воспринимает Гражданское слушание как мероприятие, на которое люди собираются, чтобы «выпустить пар», а потом разойтись по кухням. Как правило, после таких слушаний проводится детальный анализ, и решение формируется в виде соответствующей резолюции, которая направляется в соответствующие инстанции для их незамедлительного реагирования. Другими словами, резолюция Гражданских слушаний должна стать вызовом для чиновников по устранению проблемы. Так должно быть в демократическом и правовом государстве.
Однако казахстанский «печальный опыт» говорит, что труженики властных структур игнорируют приглашения на Гражданские слушания, если они инициированы не лояльными к власти политическими объединениями или рядовыми гражданами. И совершенно справедливо возмущение граждан: почему слуги народа – депутаты и государственные чиновники, кормящиеся с рук налогоплательщиков, не проявляют элементарного интереса к проблемам тех, на иждивении которых они благоденствуют?
К сожалению, на Гражданском слушании в Астане, которое организовал столичный филиал Общенациональной социал-демократической партии (ОСДП) неделю назад, «печальный опыт» повторился: ни одного чиновничьего или депутатского лица в конференц-зале гостиницы «Акжайык» не оказалось. Зато народу – яблоку негде упасть. Кроме членов ОСДП, пришли представители всех разгромленных властью оппозиционных партий.
Тема Гражданского слушания в Астане была очерчена предельно четко: как кризисная ситуация в стране влияет на столичный регион и каковы пути выхода из нее?
В своем выступлении руководитель Астанинского филиала ОСДП Асхат Рахимжанов не мог обойти вниманием не очень лицеприятные «мазки» на международном рейтинге Казахстана: лидирующие позиции по суициду, туберкулезу; вхождение в пятерку стран по количеству заключенных в тюрьмах; 182-е место из 197 по уровню свободы прессы; 140-е из 175 по коррупции. То есть по этим глобальным социальным показателям мы почти на уровне плинтуса.
Отчего так произошло? А потому, что мечты народа о том, что, наконец-то, с обретением независимости казахстанская власть начнет обслуживать его, «единственного источника государственной власти», потерпели крушение. Получилось диаметрально противоположное.
«Власть нелигитимная. С помощью незамысловатых мошеннических процедур она обманывает народ. На выборах рисуют нужные цифры согласно закону, который сами и написали, чтобы было более правдоподобно. Это не наша власть и не наше правительство», – говорил на слушании руководитель Астанинского филиала ОСДП.
В Казахстане, оказывается, есть государственная идеология. Асхат Рахимжанов назвал ее «коррупционизмом», а метод властвования – «корруптократией». Все происходящее в стране на высшем уровне осуществляется сквозь парадигму этой идеологии: законы, кадровые назначения, реформы, бесчисленное количество так и не ставших понятными народу и прошедших мимо его благосостояния государственных программ, но в которые вбухиваются триллионы (если посчитать вкупе за все годы) бюджетных средств, – все делается от понимания личной выгоды и перспектив для самих чиновников. А это уже кризис власти, недосягаемой для народа и не способной адекватно отвечать на вызовы современности. «В этом их беда и в этом наши с вами проблемы», – резюмировал он.
Кризис, который испытывает страна, отражается на столице в первую очередь. Нынче, по некоторым экспертным оценкам, девальвация ожидается в пределах 30%. Однако что будет с теми, кто взял ипотеку в долларах США? Как государство будет их защищать? Ответа нет.
Для Астаны этот вопрос архиважный, поскольку рынок арендного и ипотечного жилья составляет порядка 64% от общего объема жилья. В апреле этого года ипотечники, съехавшиеся почти из всех регионов страны, уже показали «зубы» власти трехнедельной акцией на площади перед парламентом и правительством. Если власть не защитит граждан от второй волны девальвации, ей, по всему, мало не покажется. Дабы упредить стихийные социальные волнения, ОСДП обратилась с открытым письмом к главе государства, где назвала причины стагнации финансового рынка и банковского сектора и изложила свое видение решения проблем.
После февральской девальвации проезд в общественном транспорте в Астане подняли с 60 тенге до 90, т.е. почти на 50%. Но девальвация обрушила тенге на 20%! Акимат Астаны объяснил сей факт необходимостью закупки около 100 новых автобусов из Франции, каждый из которых стоит 200 тыс. евро. К тому же, дескать, бензин вырос в цене, водителям бы зарплату поднять. Но нефть упала в цене на рекордно низкие отметки, бензин подешевел, французские автобусы так и не появились на столичных маршрутах, качество обслуживания не улучшилось, зарплату водителям не подняли. А проезд при этом не подешевел! В чьи карманы уходят десятки-сотни миллионов от стоимости проезда?
На Гражданское слушание в Астану прибыли ходоки из села Оразак, что в 50 километрах от столицы. После нынешнего наводнения там картина такова: 28 домов разрушено полностью, около 150 домов в аварийном состоянии. Туалеты, установленные на улицах, затоплены, их содержимое всплыло наружу. Антисанитария жуткая. Питьевой воды не хватает катастрофически. Многие ютятся в здании школы, в палатках. Огромный вред нанесен имуществу оразаковцев, многие из которых брали бытовую и прочую технику в кредит.
Филиал ОСДП вместе с Центром профилактики социальных конфликтов держит под контролем ситуацию в Оразаке. По словам его руководителя, акимы села и района не дают внятных ответов на вопросы сельчан о материальной помощи и компенсации ущерба. Строительство новых домов вместо разрушенных не начато. Кроме того, жители Оразака уж два года не получают земельные паи. Сегодня филиал ОСДП консультирует оразаковцев по защите своих прав.
Безусловно, тема прошедших досрочных президентских выборов стала одной из центральных. На тех избирательных участках, где присутствовали члены избиркомов от ОСДП, явка не привышала 40-50%. «Это говорит о том, что все-таки оппозиция выступает как сдерживающий фактор», – говорил Асхат Рахимжанов.
Студент Евразийского университета, председатель Общественного объединения «Молодежное движение «Ақ жебе» Максут Насибулов назвал пять проблем своего поколения. Первая – невозможность получить образование по престижным специальностям, так как государство выделяет гранты на них в крайне ограниченном количестве. Учиться на платной основе – нет денег. Многие иногородние студенты вынуждены снимать квартиры, на оплату которых не хватает и стипендий (17 тыс. тенге). Они вынуждены совмещать учебу с работой. Можно ли в таких условиях говорить о качестве знаний? Кроме того, ежемесячно на проезд в общественном транспорте уходит как минимум 5 тыс. тенге. Льгот нет.
Вторая – безработица. Предложение – государство должно взять на себя трудоустройство дипломированной молодежи.
Третья – отсутствие жилья. Сегодня аренда однокомнатной квартиры в Астане стоит 90-100 тыс. тенге, а средняя зарплата молодого специалиста – 45-90 тыс. Очередники ңа получение жилья по госпрограмме ждут годами, банки отказывают в кредитах из-за их неплатежеспособности.
Четвертая – рост суицида среди подростков и молодежи.
Пятая – проституция, ставшая одним из вынужденных способов зарабатывания денег для оплаты учебы, жилья, содержания детей и т.д.
«Изучая политическую псхологию нашей ментальности, мы пришли к выводу, что отсутствие открытой, конструктивной оппозиции в стране представляет угрозу стабильности. На сегодня отношение общества к оппозиции настороженное. При обезличенном опросе выявляется первопричина такой настороженности памятью о судьбах Алтынбека Сарсенбаева и Заманбека Нуркадилова.
… Сравнивая политический настрой нынешнего общества с 30-ми годами, в политической психологии можно найти очень много параллели, они существуют и в политической ментальности населения», – заявила на Гражданском слушании психолог, кандидат наук Газизят Имакова, посвятившая свое выступление прикладным аспектам теоретических основ пяти институциональных реформ на примере «100 конкретных шагов». Выводы исследований ученого нам показались настолько интересными, что предпочтительно, наверное, опубликовать ее выступление отдельной статьей в ближайшем номере нашей газеты.
В выступлениях недостатка не было, а больше было вопросов лидеру ОСДП Жармахану Туякбаю, прибывшему на Гражданское слушание в Астане с членом президиума партии Балташем Турсынбаевым. Один из них – неоднозначная позиция руководства ОСДП по Евразийскому экономическому союзу.
– Да, по этому вопросу у нас различные мнения, – согласился он. – Но у нас тысячи других проблем, кроме ЕврАзЭС, по которым мы едины. Когда пошли разговоры об Евразийской экономической интеграции, мы сказали: давайте подумаем, готовы ли мы на равных конкурировать с Россией и Белоруссией? Что получается? По итогам 2014 года товарооборот с третьими странами сократился на 7%. С членами того же ЕврАзЭС – почти на 20%. Какой резон в этом союзе, если для нас становится хуже?
Союз должен учитывать интересы всех сторон, решать все совместно. А чем обернулась шоковая девальвация российского рубля для нас? За три месяца ежемесячно из нашей страны в Россию уходило почти 3 млрд. долларов.
В экономической интеграции ничего плохого нет. Но опять-таки когда интеграция инициируется, проводится авторитарным режимом, персонифицированной властью, у народа обоснованно возникают вопросы. Если решения в отношении евразийской интеграции будут приниматься в узком кругу, кулуарно, разумеется, это субъективная интеграция, и это приведет к тому, что завтра в жертву могут принести и национальный суверенитет, и независимость страны. И это тоже является одним из детонаторов потрясений в будущем.
Говоря о политических вызовах, Жармахан Туякбай отметил: сегодня в стране вроде бы спокойно. Но политическая апатия основной части населения завтра может взорваться и привести к абсолютно непредсказуемым последствиям. Прежде всего, это будет обусловлено растущей социальной напряженностью. В результате падения цены на нефть тенге упал, индексации нет, зарплат нет, пенсии не увеличиваются. Из-за непонятной позиции тенге МСБ замер: одни не хотят брать кредит в долларах, другие не хотят давать кредит в тенге. А это значит, что сокращаются рабочие места, увеличивается безработица, материальное положение людей ухудшается. Это та самая горючая смесь, которая завтра может взорваться.
Другое, что волнует граждан. Что будет с властью, когда Назарбаев уйдет, кто придет? Одно ясно: Назарбаев сегодня является фигурой надклановой. Все кланы подчиняются ему. Если завтра Назарбаев уйдет, придет человек – представитель одного из кланов, что чревато межклановым противостоянием, которое тоже хорошим не закончится.
Падение цен на сырье, отсутствие альтернативы для устойчивого экономического роста все больше ухудшает экономическую ситуацию в стране. В первом квартале этого года валютные резервы впервые сократились на 3%, золотые – на 5%. На всевозможные инновационно-индустриальные проекты истрачены миллиарды долларов. Куда все деньги делись, если не заработало ни одно новое отечественное производство.
«Все расходы сокращаются, в том числе социальные. За декабрь-март из-за падения цен на нефть Казахстан недополучил в бюджет 18 млрд. долларов. А еще 17 млрд. ушло на поддержание курса тенге. Но завтра запасы закончатся. Тогда что? И это тоже вызов. Народ не будет сидеть сложа руки, если власть не будет принимать реальные меры. А вместо этого у нас помпезные какие-то саммиты, ЭКСПО, выборы, никому абсолютно не нужные. Все это приведет к ухудшению социального самочувствия людей», – прогнозирует председатель ОСДП.
Вместо запланированных двух часов, Гражданское слушание затянулось почти на три. Что примечательно: на него пришло много молодых людей. Может, кто-то из них еще и не стал членом ОСДП, но их активность уже может повлиять на текущее застойное существование.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»