КТО ДЕЛАЕТ ПОГОДУ В «КАЗТЕЛЕРАДИО»?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №5 (369) от 9 февраля 2017 г.

Журналистское расследование


Поводом для проведения очередного журналистского расследования послужило официальное сообщение Счетного комитета по контролю за исполнением республиканского бюджета в АО «Казтелерадио».

Наша справка: АО «Казтелерадио» (далее – КТР) – национальный оператор РК в области телерадиовещания (больше знаком под торговой маркой «OTAU TV»). То есть ответственным ведомством за доставку теле-радиосигналов является именно оно. Причем технические возможности КТР разрешают ему быть в роли рубильника казахстанского телерадиовещания. В чьих руках он окажется, тот и будет влиять на погоду в нашем информационном пространстве, что может сыграть не последнюю роль в час «Х».

Это обстоятельство еще больше подогрело наш журналистский интерес к деятельности компании. А потому хотели бы приоткрыть завесы кулис экранов наших телевизоров и вынести на суд читателей очень занимательные сведения.

Итак, по официальному сообщению Счетного комитета, в КТР выявлено слабое освоение средств, выделенных в 2016 году. «По оценке Счетного комитета, реализация проекта «Национальная сеть цифрового телерадиовещания Республики Казахстан на 2014–2018 годы» осуществляется КТР на данном этапе неэффективно. Выделенные в 2016 году на строительство 123 радиотелевизионных станций в регионах 8,5 млрд тенге не освоены, что составило более 90% от общей суммы перечисленных средств. Отмечено, что недофинансирование проекта «Национальная сеть цифрового телерадиовещания Республики Казахстан» привело к увеличению срока его реализации в два раза и стоимости на Т15,1 млрд».

Также сообщается, что в 2016 году ряду работников КТР в связи с расторжением трудовых договоров выплачена компенсация в размере от 2 до 6 окладов – на общую сумму 11,2 млн тенге, не предусмотренная планом развития на 2016 год, положением об условиях премирования работников и трудовыми договорами. Комитету госимущества и приватизации Министерства финансов поручено принять меры по эффективной реализации непрофильных активов КТР, говорится в сообщении.

Как мы видим, выявленные упущения в деятельности КТР датируются 2016 годом, хотя ранее заголовки многих отечественных СМИ пестрили о достигнутых результатах по переходу на современное цифровое телерадиовещание. В этой связи будет уместно отметить, что именно в начале 2016 года в КТР произошла смена руководства. Казалось бы, что тут такого. Однако…

Когда-то, выступая на съезде партии «Нур Отан», президент страны Назарбаев заявил: «У определенного покровителя формируются команды. Мы это с вами хорошо знаем. Это мы приобрели еще с Советского Союза и до сих пор не можем выйти из этого. Такое создает условие для коррупции, порождает кумовство, снижает кадровый потенциал. Если сменяется один министр, за ними идет целая группа. Кто-то родственник, кто-то сват. Вот из этого вытекает и порождается вся коррупция. Так не должно быть».

В правильности слов президента сомнений нет. Но, судя по развитию событий после смены руководства компании, напрашивается вывод: или новое руководство совершенно не в курсе позиции президента, или это саботаж запрета главы государства на командные перемещения?

Обращает на себя внимание послужной список нынешнего руководства КТР, в котором значатся агентство «Хабар» и «Казмедиа орталығы». Если учесть фигуры бывших владельцев указанных ресурсов, то и там хватит пищи для размышлений. Но об этом позже.

Думаем, никто не оспорит, что атмосфера в коллективе имеет непосредственную связь с результативностью работников, причем в любых организациях. Когда нет созидания, то нет и результатов. Алгоритм тут простой. А вот, кто-как созидает и устанавливает погоду в КТР, читайте дальше.

Несмотря на то, что КТР относится к числу стратегических объектов и имеет собственную службу безопасности, в том числе информационную, нам не составило большого труда заполучить интересующие сведения. А все потому, что ее новый руководитель Сергей Маликов, несмотря на свое оперативное прошлое, видимо, забыл, что «среда обиженных», которых он, с одобрения руководства успел наплодить своими необдуманными действиями, является «клондайком цветной информации».

Как нам стало известно, Маликов ранее являлся сотрудником СОП (служба охраны президента). Работал в «личке» Дариги Назарбаевой, о чем старается напомнить при любом удобном случае, подчеркивая свою значимость и принадлежность к «телу». Кстати, этот момент тоже является одним из пазлов общей картины событий.

Не станем раскрывать ставившие известные нам детали «геройских подвигов» Маликова в его бытность сотрудником СОП, но из того что мы узнали, можно резюмировать, что авторитетом среди сослуживцев он не пользовался. Оно и понятно, одно дело – шугать простых гражданских, совсем другое – завоевать авторитет среди оперов СОПа.

Говорить, что за каждым уволенным им якобы по собственному желанию сотрудником стоит семья, не оплаченные кредиты, – сентиментально. Поэтому, не переходя на личности и не разглашая известные нам интересные сведения из личной жизни Маликова, способствовавшие его карьерному росту, позволим себе лишь напомнить азы оперативной работы.

Как известно, среда «обиженных» – это клад для некоторых органов. Именно там произрастают будущие осведомители, которые при всяком удобном случае готовы «заложить» свое руководство. Судя по количеству уволенных и еще работающих, однако очень недовольных сотрудников компании, можно построить не только собственную сеть осведомителей в КТР, но и командировать их в другие компании. Возникает вполне резонный вопрос: какой же Маликов – тогда СБ-эшник? «Такого начальника СБ и заявителей не надо», – скажет от радости любой оперативник. Так как же он оказался в КТР?

Как было сказано выше, в начале 2016 года прежние руководители КТР в добровольно-принудительном порядке освободили занимаемые ими должности. На должность главного технического директора, члена правления был назначен выходец АО «Казмедиа орталығы» Айдын Бажикеев, который, как и Маликов, всуе любит похвастаться своей приближенностью к Дариге Нурсултановне. Он на тот момент исполнял обязанности председателя правления КТР. Получив необходимые полномочия, Бажикеев попросил бывшего начальника СБ освободить место, которое уже было заготовлено для Маликова.

После вступления в должность, Маликов устраивает на работу в КТР родственника своей жены. Далее, не останавливаясь на достигнутом, переводит руководителя юридической службы на другую позицию. На освобожденное место принимается Алия Батырова, которая приходится Маликову невесткой, то есть супругой родного брата жены Маликова. В течение полугода путем оказания давления на других ключевых менеджеров, при которых были достигнуты реальные показатели в области внедрения цифрового телерадиовещания, Бажикеев и Маликов, ссылаясь на поступившее указание «сверху», заставили уволиться «по собственному желанию» нескольких ключевых фигур. А именно: директора департамента управления персоналом, управляющего директора по развитию сетей телерадиовещания, директора департамента административного и производственного обеспечения, директора департамента закупок. Дабы избежать скандала, выплатили им по полугодовалому должностному окладу. (Не об этом ли говорится в результатах проверки Счетного комитета?) А назначенный на должность председателя правления Хайрушев ухом не повел, чтобы как-то отреагировать на настоятельные просьбы сотрудников об ограждении их от давления Бажикеева и Маликова.

Кстати, каждый раз, принимая то или иное решение, Маликов ссылается на команду «сверху» и по привычке тычет пальцем в потолок. Но знают ли там, наверху, какие команды от их имени отдает Маликов?

Не можем не отдать должное и Бажикееву, который в отличие от Маликова принимает на работу не родственников, а своих бывших коллег, умудрившихся засветиться в одном очень интересном коррупционном скандале по его прежнему месту работы? (Но это уже тема отдельного разговора). Так, при активном содействии Бажикеева были назначены на должность директора департамента управления персоналом Айтмагамбетов, директора филиала дирекции по строительству сети и технической поддержки – Утепов, главного финансового директора, позднее – заместитель председателя правления Сабдыкеева и другие.

Ну, чем не командные перемещения, категорически запрещенные президентом Назарбаевым? А ведь принцип меритократии заложен главой государства, как основной принцип стратегической программы Казахстана «100 конкретных шагов».

Если неисполнение указаний президента Назарбаева по недопущению командных перемещений еще как-то можно списать на то, что нынешнее руководство КТР не смотрит телевизор и не отслеживает выступления главы государства, то неисполнение поставленных задач и сроков по переходу на цифровое телерадиовещание влечет за собой многомиллиардные затраты бюджетных средств, то есть денег налогоплательщиков. Другими словами, вместо того, чтобы в установленные сроки перейти на цифровой сигнал телевещания и отключить устаревший аналоговый сигнал, руководство национального оператора делать это не спешит. Быть может, потому, что оно и так неплохо живет на счет налогоплательщиков? Ведь на вещание аналогового сигнала ежегодно выделяется 4 млрд тенге.

Димаш АЗАМАТОВ,

«D»

КОГДА ВЕРСТАЛСЯ НОМЕР: Нам стало известно, что рассматривается вопрос об отстранении от занимаемой должности Бажикеева. Быть может, принимающим подобные решения следует обратить внимание и на других руководителей КТР, создающих пасмурную погоду в стенах Национального оператора?!

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн