«Общественная позиция»
(проект «DAT» №40 (404) от 02 ноября 2017 г.
То ли еще будет…
Недавно в Китае установили рекорд скорости поездов, достигнув отметки 500 км в час. Часть моделей самолётов до сих пор не могут превзойти этот барьер. Используя эту фишку, бизнесмены из Поднебесной предложили свои технологии Казахстану в виде проекта легко-рельсового транспорта (ЛРТ) в Астане стоимостью 1,9 млрд долл., который соединит новый железнодорожный вокзал и аэропорт имени Нурсултана Назарбаева. Разве у столицы нет других более важных проблем? В Астане не хватает 17 тысяч школьных мест и 33 тысячи детей стоят в очередях в детсады. Если некуда девать денег, не лучше ли построить им на 200 млн долл. школы и детсады?
Иногда думаешь, что лучше вместо 435 млрд тенге затрат на ЭКСПО, смонтировали бы лучше на 236 млрд тенге газопровод Кызылорда – Жезказган – Караганда – Астана, который обеспечил бы газом 3 млн наших соотечественников. На выставке повеселишься всего пару часов, а вот с природным газом можно ежедневно готовить пищу и целую вечность отапливать свои дома.
Ощущение, как будто не власть, а сам народ просит построить им ЛРТ в Астане. На самом деле половина жителей Астаны никогда не видела местный аэропорт, а многие горожане за всю жизнь всего пару раз летали на самолётах. Если провести народный референдум по этому вопросу, как это делают во многих странах, то 100 % жителей сразу откажутся от этого ненужного проекта.
Помимо этого, поднебесного проекта, у нас есть приземлённые проблемы с дорогим углём в 16 тысяч тенге за тонну и бензином 165 тенге за литр. Владельцы наших угольных шахт радовались, что в этом году нашли новые рынки сбыта в Швейцарии и на Кипре. Мы как часы отправляем для иностранцев уголь за 5 тысяч километров, а тут сами не можем нормально наладить сбыт угля своим людям. Мы продавали в этом году уголь в Украину и Россию по 17-20 долл. за тонну, а со своих соотечественников сдираем в три шкуры, продавая по 50 долл. за тонну на железнодорожных тупиках.
Согласно отчёту, чистый доход «Казмунайгаз» в 2016 году от поставок нефтепродуктов на ПНХЗ составил 51 743 тенге за тонну при средней цене реализации 78 632 тенге, то есть прибыль две трети от цены. Выходит, что цена топлива реально стоит в 3 раза дешевле, и простые граждане переплачивают за него: 4 млн тонн в год умножить 51 743 тенге = 207 млрд тенге? Неужели наши деньги уходят на оплату бонусов для членов правления по 150 тыс. долл. в год или 10 тыс. долл. за одно заседание и зарплату нефтяников по 2 тыс. долл. в месяц? За что так не любить свой народ, обдирая его до нитки?
Этим летом началась реализация проекта легко-рельсового транспорта в Астане за счёт кредита Китая на сумму 1,9 млрд долл. или 650 млрд тенге. Безусловно, Китай наш хороший эконмический партнёр, но ежегодно мы должны возвращать ему 35 млрд тенге, что ежедневно составляет 100 млн тенге. Если сделать проезд по 100 тенге, получается, что все жители Астаны, то есть 1 млн человек, должны каждый день ездить в аэропорт, чтобы только рассчитаться за этот кредит. Зачем такой кабальный проект, который поставит народ на колени?
Есть много вопросов к высокой стоимости проекта в 650 млрд тенге. Поставщики предложили за аналогичный проект в Алматы, с той же длиной рельсовых линий, сумму в 7 раз дешевле – 95 млрд тенге, или около 300 млн долл. При этом если в Астане предполагается 19 единиц подвижного состава, то в Алматы почти в 2 раза больше 32. Такие же проекты в Англии реализовали за $337 млн, в США за $462 и Южной Корее за 469 млн долл. Тогда почему проект в Астане стоит в несколько раз дороже – 1,9 млрд долл.?
Мы итак должны Китаю 12 млрд долл., зачем уходить в долговую яму? Украина задолжала Поднебесной 15 млрд долл., в связи с чем, возможно, было неудобно отказаться от заманчивого предложения Китая сдать в аренду на 49 лет своих 2 млн га земель. Это составляет 5 % территории Украины или целая Бельгия. Китай покупает у Казахстана только нефть, газ, пшеницу и мясо, запасы которых резко истощаются. Затем наступит очередь земли, которую нам доверили наши предки, отдав за неё свои жизни. Задача нашего поколения приумножить богатства и передать их нашим потомкам, научив их всему. Где наша дальновидность и житейская мудрость?
Таджикистану также, возможно, из-за инвестиций и долгов было неудобно отказать хорошему соседу в интересном предложении передать в аренду 15 тыс. га земель и теперь там работают 1,5 тысяч китайских фермеров. В 2009 году китайская сторона попросила у Казахстана в аренду 1 млн га земли, затем этот вопрос поднялся в прошлом году, и мы чуть не клюнули на эти заманчивые предложения. Сейчас бы у нас работало 100 тысяч китайских фермеров и полмиллиона их жён и детей.
Девиз китайских аграрников – это прибыль и урожайность любой ценой, поэтому активно используются генномодифицированные семена. В гены семян пшеницы и картофеля часто добавляют ген скорпионов, который устойчив к паразитам. В ген семени риса обычно добавляют ген человеческой печени, который устойчив к вредителям. Как после этого можно есть такие продукты? Известно, что ГМО вредно для желудка и вызывает аллергию, но учёные ещё до конца не определили его эффект, так как требуется 50 лет клинических исследований. Но наш народ не должен быть полигоном для испытаний, как когда-то ими были семипалатинские земли!
Опыт Таджикистана показал, что китайские фермеры беспощадно эксплуатируют землю, особенно чужую, пичкая её удобрениями и химикатами с высоким содержанием фтора и мышьяка. После окончания срока аренды земля станет фактически не пригодной для дальнейшей эксплуатации. Кроме того, семена с содержанием ГМО быстро распространяются на соседние земли, а так как такие семена не возобновляются, то приходится таджикским аграриям садиться на иглу и покупать семена в Китае. Есть риск, что скоро все пахотные земли этой страны будут заражены семенами с ГМО.
Нельзя быть наивным, что, возможно, наш восточный сосед простит нам долги взамен каких-то маленьких уступок. Например, недавний опыт показал, что, несмотря на передачу Китаю на 49 лет в аренду 2 млн га украинских земель, власти Поднебесной в следующем году подали на Украину в Лондонский суд о взыскании 3 млрд долл. за невыполнение условий по другому договору. Дружба – дружбой, а платить нужно. В Китае практикуется позорный показ задолжников на больших мониторах вокзалов, а некоторые кредитные организации заставляют студенток снять своё голое тело на сэлфи, чтобы в случае задержки по кредитам выложить их пикантное фото в интернет. Любая страна пытается защитить свои вложения, но некоторые относятся к своим должникам мягко, а другие настойчиво и жёстко, как Китай. Поэтому мы должны помнить это.
Да, Китай наш хороший сосед. Но почему-то в обращении к главе государства китайские компании пожаловались на чиновников из «ЛРТ-Астана», что они тормозят строительство легко-рельсового транспорта, при этом пригрозили разорвать контракт на условиях штрафных санкций к нам. Если они сейчас ставят такие условия, то что ждать от них в будущем? В 2016 году внешний долг Казахстана итак увеличился на 10,5 млрд долл., составив в итоге 164 млрд долл. Зачем нам жить по принципу: гуляю, пока живу, а после меня хоть потоп? Чиновники учат народ жить по средствам, а сами как поступают?
Народ итак ещё не отошёл от затрат на ЭКСПО, продолжая ощущать его последствия на своих карманах. Но не прошёл месяц, как людей опять загнали по шею в очередную грандиозную авантюру. У многих госслужащих, учителей, медсестёр и сотрудников силовых структур мизерные зарплаты, а миллионы мелких предпринимателей, пенсионеры, инвалиды и кормящие матери с трудом сводят концы с концами. И этот дорогой проект рельсовых линий в аэропорт имени Нурсултана Назарбаева ценой в 650 млрд тенге выглядит на этом фоне словно пир среди чумы. Ощущение, что наши чиновники потеряли связь с народом и не знают его реальные проблемы, занимаясь какими-то заоблачными проектами или, возможно, работая на своё имя в истории. Найдите лестницу и спуститесь с неба на землю, чтобы действительно решать насущные дела простых людей. Это так нужно народу, особенно сейчас, в период тяжёлого кризиса!
И в конце хотелось бы сказать правду, что многие люди уже устали десятилетиями ждать обещаний о хорошей жизни завтра, которое никак не наступит. Теперь их просят подождать ещё три десятка лет, когда страна всё-таки придёт к своему процветанию. Но мы забываем главную ценность нашего бытия, что все мы гости на этой земле, живём только раз и поэтому естественное желание обычных людей прожить свою жизнь достойно здесь и сейчас, а не там и потом!
Ержан ОРЫМБЕТОВ