Меруерт МАХМУТОВА, директор Центра анализа общественных проблем: РОССИЯ ПОТАЩИТ НАС в бедность при растущей безработице

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №16 (287) от 23 апреля 2015 г.

 

Эксперт

 

В Алматы 20 апреля фонд имени Алтынбека Сарсенбайулы объединил политиков, политологов и экономистов, чтобы обсудить, что из себя представляет валютный союз в Евразийском экономическом союзе: миф или все-таки реальность.

На самом деле с подачи России призрак единой валюты продолжает гулять на просторах ЕАЭС, несмотря на массу официальных и экспертных заявлений о нереалистичности такого сценария в среднесрочном будущем. Посыл был запущен самим Владимиром Путиным на встрече глав ЕАЭС в Астане 20 марта. Нетрудно догадаться, кто больше всех заинтересован в единой валюте, если учесть, что пробные шары запускаются в основном с российской стороны. Впрочем, под словосочетанием «валютный союз» может подразумеваться все, что угодно, в том числе и переход на общую денежную единицу. Казахстанцев, прежде всего, интересует, как это отразится на их жизни, кошельках и в целом на судьбе государства.

 

Мне бы хотелось идею единой валюты отвергнуть в корне. С моей точки зрения, Казахстан не должен отказываться от своей валюты, передавая возможность имитирования валюты в руки Центробанка России как наднационального финансового регулятора. Соглашения по созданию ЕАЭС предполагают только координацию внутренней политики, и Центробанк как наднациональный регулятор не предусмотрен. Поэтому в рамках подписанных соглашений Казахстан не брал на себя никаких обязательств по созданию и продвижению в единую евразийскую валютную зону. Идея, озвученная Путиным, – это сугубо его личное мнение, она не предполагает дальнейших шагов в этом направлении.

Сама постановка вопроса о единой валюте неприемлема для Казахстана, и не надо говорить, что к ней можно обратиться через какое-то время, после реализации тех или иных шагов. Это вопрос принципиальный. Акцент экономической политики Казахстана должен делаться не на интеграционных проектах, а на другом. Потому что в целом проблемы в российской и в казахстанской экономике связаны с тем, что наши экономики целиком зависят от цены на нефть на международных рынках, и в этой связи в российской экономике на 2015 год прогнозируется спад по различным вариантам на 3-4,6 процента от ВВП. По прогнозам Всемирного банка, рост бедности в России составил от 10,8 % в 2013 году до 15% в 2015-ом. Это свидетельствует о том, что растущее снижение доходов населения, растущая безработица увеличивают количество бедных.

Растущая российская инфляция, соответственно, сказывается на казахстанской экономике. В настоящий момент Казахстан должен сосредоточиться на решении тех экономических вызовов, которые снижают доходы, поступающие из нефтяного сектора. И этот процесс аналогичен, если Центральный банк России тратит Резервный фонд и Фонд национального благосостояния на поддержку экономики. Например, если Россия увеличила возможности инфраструктурных проектов за счет своего ФНБ, то у нас антикризисные меры имеют аналогичную тревогу – у нас идет увеличение расходов из Национального фонда РК. В то же время возможности Резервного фонда и Фонда национального благосостояния России по сравнению с состоянием Национального фонда Казахстана достаточно играющие. Поэтому уповать на поддержку экономики в течение длительного периода за счет нефтяных доходов не нужно.

Поэтому, с моей точки зрения, в данный момент нам нужно сосредоточиться на том, каким образом нам надо сокращать расходы, особенно те, которые нивелируют будущие доходы; отказываться от таких амбициозных проектов, как строительство атомной электростанции, проведение Олимпиады и Универсиады, и не допустить резкого снижения доходов бюджета и населения.

В России уже проведена оценка возможного увеличения уровня бедности, в Казахстане таких оценок нет. Более того, те статистические подходы, которые у нас сегодня есть, на самом деле не отражают реального положения дел.

Подготовила

Бахытгуль МАКИМБАЙ

 

 

 

Тем временем

ПОКА НА СЛОВАХ

Казахстан исключает

ЕДИНУЮ ВАЛЮТУ

«Казахстан занимает четкую и последовательную позицию по исключению возможности введения единой и наднациональной валюты в рамках Евразийского экономического союза. Эти вопросы мы не обсуждаем. Это не тема повестки дня», — заявил заместитель министра национальной экономики Казахстана Тимур Жаксылыков на брифинге в среду.

Он подчеркнул, что положение по формированию валютного союза и созданию единой наднациональный валюты в ЕАЭС не предусмотрено. «Такой работы проводиться не будет. При этом в рамках ЕАЭС до 2025 года мы намерены провести только гармонизацию законодательства в области регулирования финансовых рынков… Здесь ничего не говорится о каком-либо монетарном или валютном союзе или о его перспективах», — добавил Жаксылыков.

Reuters

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн