НУРКЕН – национальное достояние КАЗАХОВ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №08 (279) от 26 февраля 2015 г.

 

Подвиг во имя будущего

 

«История – это союз между умершими, живыми и еще не родившимися»

Эдмунд Бёрк, английский государственный и политический деятель эпохи Просвещения

 

Среди современных вызовов поэт Олжас Сулейменов назвал воспитание исторической памяти нынешнего и будущих поколений, памяти о героических и трагических страницах истории государства и исторических личностях, благодаря которым Казахстан имеет сегодня то, что имеет.

За последние годы в столице Казахстана – Астане появились сотни новых улиц и проспектов. В названиях многих из них увековечены имена выдающихся личностей казахского народа – Сырым и Исатай батыров, Ақтамберді жырау, Шортанбай, Сүйінбай ақына, композитора Латифа Хамиди. При присвоении названий использовались также историко-географические и историко-культурные топонимы – Беғазы-Дәндібай, Тоқырауын, Тесіктас, Созақ, Байырқұм, Ақсүмбе, Сарыкеңгір, Талды, Тайқазан; традиционные народные понятия – Аманат, Шашу, Алтыбақан, Бәсіре, Базарлық, Бастаңғы; названия выдающихся произведений музыкального творчества казахского народа – известные кюи Майдақоңыр, Бозінген, Көкіл, Шалқыма, Дарабоз.

О бывших столицах и городах на Великом Шелковом пути напоминают такие улицы, как Отырар, Түркістан, Акмешіт, Сығанақ, Орынбор, Алматы, Сауран (однако обескураживает историческая безграмотность многих жителей северной столицы, в том числе госслужащих. К примеру, они считают, что Сыганак и Сауран – это имена древних батыров, недоумевают: какое отношение к Астане имеет, скажем, Орынбор), о мощи и величии известных казахских воинов и полководцев – названия проспектов Кабанбай и Богенбай батыров.

Не забыты и имена казахстанцев – героев Великой Отечественной войны. К улицам, еще в бытность Целинограда-Акмолы названным в честь Рахымжана Кошкарбаева, Бауыржана Момышулы, Николая Гастелло, Алии Молдагуловой, отважным защитникам – уроженцам Акмолинска Юрия Малахова, Алексея Петрова и Георгия Игишева, добавилась улица легендарного Ивана Панфилова.

Наверняка уместно напомнить: за подвиги в Великой Отечественной войне 110 казахстанцев награждены орденом Славы трех степеней, а 499 (по некоторым источникам – 528) удостоены звания Героя Советского Союза. 97 из них – казахи. Первым из казахстанцев звание Героя получил 22 июля 1941 года, т.е. спустя месяц с начала войны! – командир 19-й танковой дивизии генерал–майор Кузьма Семенченко, последнему Герою Великой Отечественной – панфиловцу Бауржану Момышулы это звание пришло с невероятным опозданием – 11 декабря 1990 года.

Дважды звания Героя были удостоены летчики-штурмовики Талгат Бегельдинов, Леонид Беда, Иван Павлов и летчик-истребитель Сергей Луганский. Особая наша национальная гордость – две девушки-казашки, Герои Советского Союза, получившие это звание посмертно, – снайпер Алия Молдагулова и пулеметчица Маншук Маметова.

В учебниках истории Казахстана времен СССР рассказывалось о подвигах Героев Советского Союза-казахов: Тулегена Тохтарова, Малика Габдуллина, Рамазана Амангельдиева, сына казахского национального героя Амангельды Иманова. О том, что одним из установивших Победное знамя над гитлеровским рейхстагом стал наш казах Рахимжан Кошкарбаев, которому тогда от роду был 21 год. Если в советские времена этот факт был неоспорим, то после развала СССР каждый на свой лад стал перекраивать историческую реальность. Кошкарбаев так и не стал Героем Советского Союза. Потому что его отец был репрессирован как неблагонадежный сталинскому режиму. Рахимжан Кошкарбаев ушел из жизни в 1988 году.

Одним из первых казахов, удостоенных звания Героя Советского Союза за беспримерные подвиги на фронтах Великой Отечественной, стал простой паренек, 9 августа 1919 года родившийся в ауле №5 Каркаралинского района Карагандинской области, перед войной, как его отец и братья, работавший на шахтах Караганды. После работы спешил на учебу в Карагандинский аэроклуб, после окончания которого, в 1940 году, призывался в армию. Его направили в Оренбургское военно-авиационное училище, после окончания которого молодой летчик попал на Юго-Западный фронт в 808-й штурмовой полк № 267 авиационной дивизии, воспитавшей 11 Героев Советского Союза – первым из них был Нуркен Абдиров.

На своем самолете Ил-2 Нуркен успел совершить 16 боевых вылетов, уничтожил: 12 танков, 28 автомашин с живой силой и техникой, 18 повозок с боеприпасами, 1 цистерну с горючим, подавил огонь 3 орудий зенитной артиллерии. В последнем боевом вылете уничтожил: до 6 танков, 2 точки зенитной артиллерии, до 20 солдат и офицеров противника.

Вот как описывает последний бой Нуркена корреспондент армейской газеты «Защитник Отечества» капитан Крестовский: «Подвиг сына казахских степей Нуркена Абдирова у донской станицы Ваковская.

Штурмовики поднялись в воздух. Экипаж Нуркена Абдирова шел замыкающим. Налет был неожиданным для противника. Лишь когда с самолета стали падать бомбы, зенитки открыли интенсивный огонь. Ведомые повторили действия своего командира. Вот они все перешли на бреющий полет.

В трудном положении оказался экипаж П. Вычукжанина. По нему сосредоточила огонь вся батарея. На помощь своему товарищу бросился Нуркен Абдиров. Но самолет Вычукжанина был уже подбит и, объятый пламенем, штопором падал к земле.

Нуркена охватила ярость. Он увидел под собой группу танков и бросил на них свою машину. Тяжелый снаряд ударил в крыло, но это не помешало летчику сбросить бомбы. Один из танков вспыхнул и замер на месте.

Набрав высоту, Абдиров скользнул взглядом по правому крылу. У самой консоли оно было пробито разорвавшимся снарядом. Консоль грозила оторваться в любую секунду, задравшись вверх. Но Нуркен снова устремился в атаку. Второй танк задымил. Однако и самолет Абдирова тоже пострадал и на этот раз очень серьезно. Он с трудом слушается рулей. Вот пламя вырвалось из мотора, охватило пилотскую кабину.

– Прыгай, пока есть высота! – крикнул воздушному стрелку Нуркен по переговорному устройству.

– Не буду! – решительно отказался тот. – Я с тобой, командир!..

Нуркен выбрал цель.

– Прощайте, ребята! – раздался в шлемофонах его голос. Он нажал гашетки всех огневых точек грозной машины. Горящий, стреляющий штурмовик огненной ракетой понесся к земле – на вражеские танки…».

Свое пике в бессмертие Нуркен Абдиров совершил 19 декабря 1942 года, почти 73 года назад.

Указом Президиума Верховного Совета СССР от 31 марта 1943 года Нуркену Абдирову посмертно присвоено звание Героя Советского Союза. Его стрелок Александр Комиссаров только в 1966 году был посмертно награжден орденом Отечественной войны II степени. В память о Нуркене Абдирове в военные годы земляки-карагандинцы и узники КарЛАГа собрали денежные средства, на которые построили самолет и назвали его именем.

Похоронен Нуркен Абдиров в хуторе Коньков Вешенского района Ростовской области.

Потомки Героя бережно хранят его награды – «Золотую Звезду» и орден Ленина – в шкатулке, куда их вместе с вырезкой из газеты «Защитник Отечества» давным-давно положила мать Нуркена – Багжан. Жители станицы Боковская, над которой Нуркен вел свой последний бой, избрали мать Героя почётной казашкой станицы при ее жизни.

Имя Нуркена Абдирова не осталось на задворках истории. В Караганде его именем назван один из центральных проспектов, который открывает памятник ему. Напротив проспекта – одно из красивейших зданий – спорткомбинат имени Нуркена Абдирова. Родной аул назван его именем.

Нуркен Абдиров защищал Сталинград. Благодарные россияне в Волгограде, на аллее героев Сталинградской битвы на Мамаевом кургане, установили мемориальную доску из чёрного мрамора, на которой высечено его имя. В станице Боковской Ростовской области на мемориале «Герои не умирают» установлен бюст Нуркена.

Классик казахской литературы Сапаргали Бегалин посвятил Нуркену поэму «Крылатый казах», писатель Г. Якимов написал о нем документальную повесть «Пике в бессмертие», а композитор Рудянский – музыку к балету «Пике в бессмертие». Этот балет впервые поставил народный театр Карагандинского дворца культуры горняков.

… У Абдира было трое сыновей – Сарсен, Садырбек и Нуркен. Глава семьи умер на рабочем месте – в шахте, не дожив до Великой Победы менее месяца. Старший из сыновей Сарсен, выпускник филиала Московского горного института, стахановец, депутат, народный заседатель, трагически погиб в шахте №18 в 1958 году. Средний сын Садырбек пропал без вести на войне в 1944 году.

Сегодня семейную память хранят Абубакир Абдиров – сын Сарсена, его сыновья Данияр, Бахтияр, дочь Мадина. Дети Абубакира достойно несут честь фамилии Абдировых. Другой родственник Нуркена – Нурлан Абдиров – доктор юридических наук, профессор, депутат мажилиса парламента последних двух созывов.

… 9 мая 2015 года мир будет отмечать 70-летие Победы над фашизмом в Великой Отечественной войне. Вклад казахстанцев в Победу трудно оценить даже с высоты прожитых лет. Но сегодня, когда некоторые политики, страдающие историческим беспамятством, а то и в своих сиюминутных конъюнктурных интересах извращают исторические факты, когда иные молодые люди в полной уверенности заявляют, что в 1941 году на СССР напали США, «воспитание исторической памяти нынешнего и будущих поколений, памяти о героических и трагических страницах истории государства и исторических личностях, благодаря которым Казахстан имеет сегодня то, что имеет», как сказал Олжас Сулейменов, – задача государственной значимости, а воспитание патриотизма и любви к Отечеству должно наполниться новым содержанием и высоким смыслом.

Безусловно, замечательно, что в Астане в названиях улиц и площадей увековечиваются имена казахских батыров и ханов. Но хотелось бы, чтобы молодежь наша знала и имена батыров Великой Отечественной войны родом из Казахстана.

Год назад потомки Нуркена Абдирова обратились к тогдашнему акиму столицы Имангали Тасмагамбетову с просьбой назвать его именем одну из центральных улиц Астаны. В ономастической комиссии горакимата ответили: посмотрим. Хотя что смотреть-то? Нуркен Абдиров, как и все казахстанцы – Герои Великой Отечественной – это достояние всей казахской нации, всей страны. Память о его подвиге не есть только «собственность» Караганды. С этой точки зрения, наверное, будет исторически справедливо пойти навстречу народной памяти.

По некоторой информации, вскоре на карте Астаны появятся улицы, названные в честь экс-короля Иордании Хусейна бен Талала, столицы Иордании – Аммана, египетского ученого Таха Хусейна, первого президента Франции Шарля де Голля, немецкого писателя Иоганна Гете, экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева. Не умаляя вклада этих личностей в мировое устройство, хотелось бы высказать свое субъективное мнение: наш Нуркен Абдиров стоит нескольких Гейдаров Алиевых.

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн