«Общественная позиция»
(проект «DAT» №11 (282) от 19 марта 2015 г.
Дельное предложение
Кризис неминуем. Уже понятно, что от него нам не спрятаться, не скрыться. Думаю, и девальвация не за горами, идет подготовка населения к этому «явлению Христа», чтобы потом оправдаться, мол, девальвация стала возможна «по божьему велению». Да и народ уже не такой глупый, как говорят казахи, «ауызы күйген үрлеп ішеді» – все свои сбережения давно в доллары превратил или купил авто и недвижимость.
Видимо, Казахстану с лучшей тридцаткой придется повременить, хотя бы в лучшей восьмидесятке продержаться. За дружбу с Россией и за Евразийский экономический союз очень дорого заплатим: дешевый товар идет валом, хотя для бедного и среднего класса это очень даже выгодно. Но для государственной казны и крупного бизнеса туговато – большая конкуренция. Наши автопроизводители вместо того, чтобы скинуть цены на 20-30%, потеряли до 500 млн. долларов США. А белорусы – молодцы, сразу выставили таможню и защитили свой рынок.
У нас, кроме экономических, нет-нет да возникают межнациональные конфликты, потому что мы – «толерантная страна», где коренная нация «ақкөніл» с большим количеством бедных, а «некоренные» в основном давно «у бога за пазухой».
Падение цены на нефть, курса доллара автоматически вызывают напряжение не только в экономике, но и в социальной сфере. Закрываются многие компании, сокращения вызывают недовольство среди нефтяников и их семей, так как многие из них связаны с кредитом на жилье. Да и независимые профсоюзы будут подливать воду в мельницу недовольства и социальных конфликтов по принципу «чем хуже – тем лучше».
Что будет, когда нагрянет этот кризис – сокращение госбюджета, госслужащих, пособие пенсионеров, рост коммунальных расходов, цен на продукты питания, товар первой необходимости и т.д. – так что жди взрыва социального недовольства. Кто будет регулировать эти проблемы?
При АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына» существует Центр социального партнерства. Целью его является получение комплексной, многофакторной информации о текущей социальной ситуации в трудовых коллективах компаний ФНБ. Основное предназначение исследования – представление важной руководству детализированной и обобщенной информации для диагностики социальных настроений, профилактики трудовых споров и конфликтов, для работы по повышению бизнес-эффективности персонала и корректировки социальной политики компаний фонда.
Ну, хорошо, будем считать теоретически, что «Самрук-Казына» решает свои социальные конфликты, а что делать с теми, которые не входят в него, а это ведь почти вся страна?
На сегодня очень остро стоит вопрос о создании в Казахстане института для урегулирования социальных конфликтов, так как любой очаг конфликта может перерасти в «майдан», как на Украине. Сейчас, когда прошло достаточно времени, начали понимать, что очагом украинских событий стала смерть женщины в далекой деревне, после чего ее родственники подожгли РОВД, потому что следователи не расследовали преступление. Затем там же они договорились встретиться через неделю на Майдане в Киеве. К ним присоединились политические партии и международные организации и договорились, что будет общее требование о присоединении Украины к Евросоюзу.
Одним из таких очагов у нас вполне могла стать недавняя смерть лидера оралманов Нух Оразхана в селе Коянды, под боком Астаны, когда его два месяца держали в следственном изоляторе, где он и скончался, хотя адвокат неоднократно просил ареста в домашних условиях, так как он страдает сердечным заболеванием. Эта история началась с приходом в Акмолинскую область акима Сергея Кулагина, назначением акимом района бывшего пенсионера – финполовца М.Таткеева, а акимом аула – бывшую «бизнес-леди» А. Мейрманкулову. Это по их велению и хотению в Коянды начали сносить дома оралманов. В настоящее время еще две женщины находятся в следственном изоляторе района по подозрению в мошенничестве, и в такой ситуации никто не может быть гарантом, что майдана в Казахстане не будет.
В Сарыагашском районе Южно-Казахстанской области произошли беспорядки после убийства жителя села Ынтымак Артыкова – предположительно жителем села Бостандык Нарметовым. Два села расположены по соседству и отличает их только этнический состав населения – 80% узбеков в Бостандыке и 90% казахов в Ынтымаке. Это не первый подобный случай в ЮКО: только в августе прошлого года в селе Карамурт Сайрамского района произошла массовая драка с жителями села Мадани, с поджогами машин и битьем окон. Информацию тогда, как обычно, блокировали, умалчивая истинные причины конфликтов между жителями соседних сел.
Кто виноват в том, что там произошло? Справится ли с подобными проблемами Ассамблея народа Казахстана? Или опять концы в воду? Опять сделаем вид, что в нашей стране нет межнациональных конфликтов на социальной почве? Опять крайними станут казахи? Но ведь это не решение проблем, надо конструктивно подходить к этим ситуациям, делать серьезные выводы.
В этом году Ассамблея народа Казахстана отметит свой 20-летний юбилей. Да, все народы одинаковы, не бывает плохих или хороших народов. Но ведь нонсенс – растить детей в стране и не знать языка этой страны. Это невежество. В том же Сарыагашском районе строят типовые современные школы и детские сады, где обучение идет на таджикском языке. Почему создаются анклавы? Узбекские, уйгурские, таджикские? Где хваленое триединство языков? Даже узбеки поднимают проблему с ЕНТ и пр. Может, нас ведут немного не туда? В 2012 году, когда в ходе предвыборной кампании был в селе Карабулак Сайрамского района ЮКО, я был потрясен, когда один аксакал-узбек возмутился: «Почему в ауле, где проживают 80% населения узбеки, не пишут названия улиц на узбекском языке?».
В стране нет должной идеологической работы. Народ предоставлен сам себе. На свое усмотрение решает все житейские проблемы. Местная власть и органы внутренних дел бездействуют.
Гнойники нельзя скрывать, в обществе должен быть диалог. Нельзя делать вид, что проблем нет. Нельзя заставлять людей молчать и затыкать им рот – прорвет в другом месте. В любом межнациональном конфликте искусственное замалчивание причин порождает слухи, которые, обрастая, придают маленькому конфликту больший резонанс.
По роду своей работы я занимаюсь проблемами гражданского общества – оралманов, пенсионеров, безработных и т.д. Одна из задач нашего ОФ «Народный антикоррупционный комитет» – объединение конструктивных сил Казахстана, институтов гражданского общества, в том числе в борьбе с коррупцией. Мы неоднократно проводили пресс-конференции по проблемам всей страны, в том числе оралманов в с. Коянды, жителей Сарыагашского района, когда преставители местной власти и правоохранительные органы занимались попустительством и нарушением законов РК.
Поэтому, исходя из многолетнего опыта своей работы в этом направлении, считаю, что назрела большая потребность в специальном институте по урегулированию социальных конфликтов в стране. Он должен подчиняться только президенту, в него должны войти известные общественные деятели, политики, однозначно этот институт не должен быть государственной структурой. Государству гораздо выгоднее потратить миллионы на предотвращение конфликтов, чем миллиарды на их последствия.
Мусагали ДУАМБЕКОВ,
профессор, доктор
технических наук