«Общественная позиция»
(проект «DAT» №7 (324) от 18 февраля 2016 г.
Кривая эКономики
(Окончание. Начало в номере от 11.02. 2016 г.)
Говорят, что, когда Альберт Эйнштейн впервые услышал о процентах на проценты, воскликнул: «Это же гениально!». Банки берут деньги у населения под 3% годовых и ссужают их за более высокий %. Слышал, что банки брали валюту из заграницы за 4%, ссужали гражданам РК за 20% и выше. Это же Клондайк! Во всяком случае, это подтверждают Кулибаев (Халык банк), Ибрагимов, Машкевич, Шодиев (Евразийский банк), Ракишев (Казкомбанк), Утемуратов (Фортебанк) и подтверждал покойный Рахат Алиев (Нурбанк) и др. Дети мечтают стать банкирами.
Как уже известно, что для удержания тенге в свободном плавании ушло $28 миллиардов. Они ушли через банки, и интересно, им все это по барабану? Лишь бы маржа шла? Известно, что средства пенсионных накопительных фондов хранились в них, вкладывались в разные бумаги, и они не росли. В Единый фонд передали более 4 трлн. тенге, не досчитались 90 млрд. тенге, и никто за это не ответил. Но между тем, даже на мой дилетантский взгляд, тогда же на эти 4 трлн. 90 млрд.тенге надо было купить доллары, евро, франки, фунты – и все у будущих пенсионеров было бы в порядке, и банкам было бы выгодней. Тогда и проблем ипотечников могло бы не быть.
Но как всегда мешает «бы». Поздно уже. Правила таких коммерческих банков зовутся еврейским банкингом. Они поддерживают биржевые, азартные (Форекс и др.) игры. А сколько средств потрачено на их поддержку? Куда ушли эти средства?
В свое время молодежь стала массово учиться финансам, экономике, на юристов, да и во всех вузах открывались такие факультеты. В результате произошло перенасыщение рынка труда на эти профессии. Сколько может быть банковских работников? Налоговиков? Контролеров-счетчиков горячей и холодной воды, электричества? Экономистов? Прокуроров, судей, полиции, таможенников, адвокатов, нотариусов? Раньше нотариусов было мало, а сейчас их в одном Алматы около тысячи. Это без помощников. Все эти люди делают свое дело, обслуживают клиентов, но не производят товаров народного потребления. А в медицинских вузах закрылись факультеты педиатрии.
Еще о банках. На свете есть еще исламские банки. Динамично развивается исламское банковское дело в Европе, особенно в Великобритании. Там существуют исламские банки и появились исламские окошки в других банках. Динамика развития исламских банков эффективно конкурирует с динамикой развития остальных банков. Многие европейцы оценили преимущества работы с исламскими банками, ту надёжность, те гарантии, которые дает исламский подход. Это долевое финансирование и общий запрет на ссудные проценты, на спекуляцию, на азартные игры, торговлю алкоголем и др. Банк «Al Hilal» из ОАЭ работает в РК по договору двух правительств и осуществляет финансирование только крупных компаний с оборотом не менее $6 млн. работающих не менее трех лет. Банк не финансирует отдельные стартовые проекты, малый, средний бизнес и физические лица. А если бы финансировал?
У нас так и не внедрилась настоящая экономика, она фальшивая, полурыночная и полуадминистративная: миллиардеры заглядывают в рот президенту, богатеют чиновники. Это потому, что наше государство хочет управлять экономикой, как в СССР и делает это довольно неуклюже: вмешивается даже в дела банков.
Некоторые казахи безапелляционно утверждают, что парламентская республика лучше президентской, хотя все мы видим и успешные президентские, так что и они имеют право на жизнь. Главное – в независимости трех ветвей власти: исполнительной, судебной и законодательной. А когда президент подминает под себя законодательную и судебную власти и в случае неудач меняет премьер-министров и самораспускает парламенты, то, конечно, тем, кто не видел иного, кажется лучше парламентаризм. Но и у него есть свои недостатки. Так что лучше не заводить споры на безрезультатные темы.
У казахов не было тюрем, зинданов, колоний. На содержание колоний уходит более 320 млн. долларов, а содержание одного заключенного в 2012 году обошлось государству в 580 тыс. тенге. Одна осужденная женщина три года отбывала лишение свободы за кражу вещей соседа на сумму 10 тыс. тенге. Ее содержание в исправительной колонии за три года обошлось государственной казне в 1,7 млн. тенге.
Правительства ЕАЭС и КНР решили отказаться от доллара и рассчитываться меж собой своей валютой, и это понятно. Только не надо было считать их через доллар, раз решили от него отказаться. Следовало найти другое общее мерило – установить, сколько стоит в каждой валюте один киловатт-час электроэнергии. Это не редкое золото и не доллар, курс которого в воле спекулянтов-манипуляторов. Электричество производится везде, киловатт-час – величина реальная, неизменная, и принцип приемлем для всех. Цену киловатт-часа в своей валюте устанавливает и соблюдает каждое государство само, и все взаиморасчеты происходят на этой основе. Это будет справедливо, исчезнет спекуляция на курсах валют, банки станут инструментами торговли, а не наживы. Этот принцип могут поддержать все страны. Кстати, Казахстан по производству электроэнергии в ЕАЭС на втором месте после РФ. Нацбанку, минфину и минэнерго следует внести предложение по привязке стоимости тенге к квч.
Максут ОРАЗАЙ,
организатор Партии
человечности