«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.
«Дело Матаевых»
В понедельник, 5 декабря, началось рассмотрение апелляционных жалоб, осужденных приговором Есильского райсуда №2 г.Астаны президента ТОО «Национальный пресс-клуб» Сейтказы Матаева и генерального директора МИА «КазТАГ» Асета Матаева. Вопреки ожиданиям, оно длилось недолго. И в отсутствии самих осужденных журналистов.
Судебный процесс в апелляционной инстанции по так называемому «делу отца и сына Матаевых» оказался интригующим с самого начала. Рассмотрение почему-то происходило не в здании суда г.Астаны, а в Есильском райсуде, в том же зале судебных заседаний, где оглашался приговор. Пришедшие на него родственники и друзья Матаевых, а также журналисты, как слепые котята, тыкались в горсуд, откуда их отфутболивали в есильскую часть дворца столичного правосудия (обе инстанции располагаются в разных подъездах одного здания). Кто-то успел, кто-то стоял под дверью.
До начала судебного заседания апелляционной коллегии судебный пристав попытался выдворить из зала судебного заседания вашего покорного слугу: мол, есть пресс-зал, народу будет много, вы не поместитесь. После моего спича о том, что вообще-то этот вопрос решает судья, а не пристав, и что мои 42 кг поместятся где угодно, пристав ретировался. Председательствующая судья апелляционной коллегии Алма Есымова разрешила присутствовать в зале судебного заседания не только пишущим журналистам, единственным оружием которых является диктофон, который, кстати, при входе в столичные суды пытаются «конфисковать» дежурные полисмены, но и ТВ-операторам с оговоркой, чтоб не мешали.
В первой половине дня адвокаты заявили ряд ходатайств, в том числе о возобновлении судебного следствия ввиду вопиющих нарушений норм уголовно-процессуального законодательства как в ходе следствия, так и главного судебного разбирательства. Свое мнение высказали представители якобы потерпевших сторон – «Казахтелекома» и Комитета связи и информации нашего родного министерства, а также гособвинения: отказать в удовлетворении. Алма Есымова объявила перерыв до 16.00 часов.
Вернувшись в зал судебного заседания, огласила постановление: отказать в удовлетворении всех ходатайств осужденных и их защиты. «Оснований для возобновления судебного следствия по делу не имеется. Коллегия постановила: в удовлетворении ходатайств осужденных, их защитников Рамазановой (супруга Сейтказы Матаева – D), Мамыркалиевой (супруга Асета Матаева – D), адвокатов Бакиевой, Петрова – отказать. Постановление обжалованию и опротестованию не подлежит. Доводы несогласия с ним могут быть включёнными в кассационные жалобы, протест», – отрезала председательствующий судья.
В суд апелляционной коллегии отец и сын Матаевы не были доставлены, несмотря на заявленные до этого ходатайства. «Участие осужденных в суде апелляционной инстанции обеспечивается при наличии требований, ухудшающих его положение. Вопрос ухудшения положения Сейтказы Матаева не ставился, поэтому ходатайство удовлетворению не подлежит», заявила Алма Есымова.
По словам судьи, все материалы дела исследованы в полном объеме, а потому на нет и суда нет. В ходатайстве о направлении уголовного дела в отношении Сейтказы и Асета Матаевых на новое рассмотрение в суд № 2 Медеуского района г. Алматы (почему именно туда – см. «D» от 24.11.2016) также было отказано. Может, и впрямь, ворон ворону глаз не клюет?
В том же номере нашего издания мы писали, как и в каких условиях «рисовали» свои заключения так называемые специалисты, привлеченные силами Нацбюро по борьбе с коррупцией. Повторяться не будем, но напомним – все они в суде говорили: заключения писали в здании этого ведомства, причем оттуда их финполовцы отпускали домой около часа ночи.
Заключения, добытые в нарушение УПК, должны быть признаны недопустимыми доказательствами, следовательно, незаконными. Чернил уже не хватит, чтобы еще раз констатировать так называемые доказательства стороны обвинения. Но…
Уже в суде апелляционной инстанции на второй день из ходатайства адвокатов Матаевых стала известна еще одна шокирующая информация. Она касается заключения уже известного нашим читателям якобы специалиста по IT-технологиям Маргулана Дузелдикова, по совместительству двоюродного брата следователя по особо важным делам следственного управления департамента Нацбюро по противодействию коррупции по г.Алматы Асылбека Абдраимова – члена следственно-оперативной группы по «делу Матаевых».
В главном судебном разбирательстве этот самый «специалист» признавался, что при проведении исследования он использовал интернет-ресурс по адресу archive.org.
Но уже после оглашения приговора, точнее 21 ноября этого года, на запрос адвокатов Матаевых Комитет государственного контроля в области связи, информатизации и средств массовой информации Министерства информации и коммуникации РК ответил: интернет-ресурс archive.org решением суда Есильского района г. Астаны от 12.03.2015 года признан незаконным и его распространение на территории РК запрещено. Судебный акт вступил в силу задолго до возбуждения уголовного дела в отношении отца и сына Матаевых. И что?
А то, что «специалист» и родственник следователя с образованием на уровне СШ для заключения в «деле Матаевых» использовал информацию запрещенного в РК интернет-ресурса. А это уже тянет на уголовную статью.
Но судьи апелляционной коллегии даже на этот факт, как и Фемида, надели повязки на глаза: не удовлетворили даже это ходатайство. Хотя, на мой субъективный взгляд, должны были вынести частные определения в отношении «специалиста» Дузелдикова – по факту использования им данных запрещенного в РК интернет-ресурса (представляете, если бы использовал сайт запрещенной на территории РК террористической организации ИГИЛ для осуждения каждого из нас в подозрении к принадлежности к ней!) и руководителя СОГ – по факту привлечения к следствию ближайшего родственника заинтересованного лица, в частности, следователя Абдраимова. Допускаю мысль: может, следователь таким образом хотел материально поддержать своего двоюродного брата? Ведь в смете расходов на следственные действия в части оплаты заключения специалистов предусматриваются неплохие денежные вознаграждения. Как говорится, с паршивой овцы хоть шерсти клок…
В предыдущей публикации «А Сейтказы с Асетом – на белом коне!» от 24 ноября мы, со ссылкой на комментарии в соцсетях, писали, что почти никто не поверил, что Сейтказы и Асет Матаевы похитили 169 млн бюджетных тенге, а также уклонились от налоговых платежей, и обещали раскрыть читателям всю налоговую составляющую обвинения и защиты прямо из зала столичной Фемиды, с учетом того, что многотомные бухгалтерские документы Нацпресс-клуба и МИА КазТАГ ни следствием, ни судом были жестоко проигнорированы.
Почему? Ответ простой – они им были не выгодны, не вписывались в канву сценария и режиссуры обвинения, а затем осуждения. А факты таковы. К примеру, за 2015 год.
«Общий оборот ТОО «МИА КазТАГ» за 2015 г. составил 149 745 519 тенге, с учетом входящего сальдо на начало 2015 г. в размере 2 883 766 тенге. Из них по договору оказания услуг после выполненных услуг со стороны ТОО «МИА КазТАГ» и подписания актов выполненных работ от Комитета связи, информатизации и информации поступило … на общую сумму 40 000 000 тг. Из всех денежных активов ТОО «МИА КазТАГ» в 2015 г. понесло следующие основные расходы (затраты), включая: платежи в бюджет (налоги) и пенсионные отчисления – 26 283 797,12 тг., авансовые платежи поставщикам услуг – 71 003 630,09 тг., заработная плата и оплата поставщикам услуг – 48 787 942,22 тг., …» Далее идет подробное изложение того, куда и как двигались денежные потоки со ссылками на даты их перечисления. Как итог: конечное сальдо на 2015 год денежных средств ТОО «МИА КазТАГ» составило 3 387 183,76 тг. Согласно документам, обвинение в том, что КазТАГ в 2015 году единовременно перечислил на счет ОО «Национальный пресс-клуб» 40 млн тенге, полученных по договору оказания услуг от Комитета информации и архивов, лопается как мыльный пузырь.
Между тем, суд первой инстанции признал Матаевых виновными в хищении 169 млн тенге. Признал, как и следователи финпола, не утрудив себя не только исследованием томов бухгалтерских документов, а даже отказав в их приобщении к материалам уголовного дела.
Другая статья, по которой были осуждены Матаевы, – якобы нарушение налогового законодательства. Но так ли это? Опять-таки обратимся к документам.
Согласно финансовым документам, всего сумма оплаченного ОО «Национальный пресс-клуб» в государственный бюджет индивидуального подоходного налога с доходов, облагаемых у источника выплаты, за период с января 2011 по январь 2015 года составила 36 552 324 тенге и пени в сумме 550 000 тенге.
Исчислено налога по статье «Корпоративный подоходный налог с юридических лиц-резидентов за этот же период по ставке 20% 2 799 453 тенге.
Можно и дальше приводить ссылки на финансовые документы, которые, к сожалению, не были исследованы ни следствием, ни судами первой и апелляционной инстанций, но к которым апеллируют и отчаянно-интеллигентно взывают осужденные и их защитники в качестве неопровержимых доказательств невиновности и абсурдности приговора.
Увы, сытый голодного не разумеет.
Особо хотелось бы сказать о части приговора, касающегося конфиската. В апелляционной инстанции общественный защитник – старший сын Сейтказы Матаева – Аскар очень доходчиво (для понимающих) привел неопровержимые документальные доказательства в незаконности приговора.
Напомню, Матаевым инкриминируются преступления, якобы совершенные ими в период с 2011 по 2015 год. Согласно законодательству, конфискации подлежит то имущество, которое было добыто преступным путем или на средства, приобретенные преступным путем, в инкриминируемый период.
Однако в приговоре судьи Есильского райсуда Акбулата Курмантаева значатся: земельный участок, административное здание Нацпресс-клуба в г. Астане. Но земельный участок был приобретен еще в 2007 году, здание НПК возведено на основании договоров долевого участия в строительстве от 27.09.2006 года с АО «Корпорация KUAT» и ТОО «Национальный пресс-клуб». Все подтверждающие законность этих сделок документы представлены суду.
На здание НПК в г.Алматы по ул. Фурманова, 122 также имеется свидетельство о госрегистрации юридического лица – ТОО НПК от 23.08.2006 года.
Более того, в уставном капитале ТОО «НПК» есть доля супруги Сейтказы Матаева – Баян Рамазановой – как совместно нажитого имущества во время брака, по всем объектам конфиската.
Выступая в судебном заседании апелляционной инстанции, Баян Рамазанова как общественный защитник просила суд отменить приговор в отношении супруга и сына, а уголовное дело – прекратить производством. Кроме того, исключить из имущества, подлежащего конфискации, одну вторую часть в размере 50% в уставном капитале ТОО «Национальный пресс-клуб», так как в компании есть ее доля в качестве совместно нажитого с супругом имущества.
Асель Мамыркалиева, супруга Асета Матаева и тоже общественный защитник, просила о том же и исключить из имущества, подлежащего конфискации, одну второю часть имущества. Дело в том, что числящиеся в списке конфиската квартира в жилом комплексе Arman Ville в Алматы, автомашины Toyota Camry 2007 года выпуска, Toyota Land Cruiser 1997 года выпуска, Lexus LX 570, приобретённый в 2014 году, являются ее долей в совместно с супругом нажитом имуществе.
Это не столь удивительно, сколь прискорбно, но представительница потерпевшей стороны – АО «Казахтелеком» – Даирова без бельма в глазу заявила: прошу отклонить все ходатайства, так как адвокаты и защитники Матаевых о них в суде первой инстанции не заявляли. На что адвокат Мадина Бакиева была вынуждена парировать: как вы можете такое говорить, если такого-то числа в сентябре вы даже высказывали свое мнение по этому поводу?
Точно так же, не моргнув глазом и без всякой попытки осмыслить доказательства стороны защиты, представитель другой стороны – Комитета информации Мининформа – Алдажуманов просил суд оставить приговор таким, какой он есть.
Представители гособвинения свое заключение, кажется, ксерокопировали из обвинительного акта и приговора: вина Матаевых доказана – и баста.
Председательствующая судья Алма Есымова объявила перерыв в связи с тем, что коллегия уходит в совещательную комнату и что, предположительно, оглашение постановления состоится 9 декабря. То есть завтра.
Сказать, что впечатление от фарса, устроенного «победителями» – сторонами гособвинения и потерпевших над якобы побежденными – стороной осужденных и их защитниками, – тягостное, значит, ничего не сказать.
Подумалось, наверное, в день 25-летия органов прокуратуры, а последнее действо происходило 6 декабря, «победители» победоносно, с чувством исполненного профессионального долга в тесном профессиональном кругу (шумные корпоративы ныне запрещены) будут произносить тосты за честь своего мундира.
Но следователи под руководством Талгата Татубаева (ныне руководител т.н. «финпола») и обвинители прокуратуры допустили одну существенную промашку. В список конфискованного имущества у Матаевых они не внесли обручальные кольца, коими Сейтказы Матаев около 40 лет назад скрепил свой брак с Баян Рамазановой. А вдруг и эти кольца были нажиты преступным путем?
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»