• Гость нашего сегодняшнего «Диалога» — человек в общественном круге узнаваемый. Известный в Казахстане ученый-экономист, академик, лауреат Государственной премии Республики Казахстан, депутат Верховного совета РК, общественный деятель Оразалы САБДЕНОВ.
– Оразалы Сабденович, насколько очередной мировой экономический кризис страшен Казахстану?
– К вопросу мирового кризиса надо подойти глобально: в самых богатых странах в цене не столько миллиарды валюты, сколько дефицитные идеи. Всем нужны новые проекты, которые позволят выйти из экономического и прочего кризиса.
Я бы хотел пвопрос поставить в енсколько ином ракурсе: о чем мы забыли накануне и в момент кризиса? Мы забыли о духовности нации! Все новые технологии направлены только на обогащение: как из денег делать деньги, как умножить капиталы и. т. д. Сейчас в мире миллионы людей голодают, живут на грани нищеты. Плюс ко всему человечество забыло про экологию.
Сегодня Европа сильно развита, а мусульманский мир отстает в своем экономическом развитии. Почему? Европа развивалась семимильными шагами. Там всю научную теорию превращают в практику. Там родились Эйнштейн, другие колоссальные умы. У них появились свет, паровозы, пароходы, теплоходы. Промышленный бум поднял Европу.
Но мир не должен забывать – истоком новых идей всегда был Восток! А теперь Европа диктует нам все и вся. Если мы не используем свой шанс, нас поглотят гиганты-страны и мы останемся их сырьевым придатком, будем жить в нищете. По богатству своих недр мы занимаем девятое место, по масштабам территории тоже находимся в первых десятках. Но почему мы бедно живем? Зачем столько богатств, если они не служат народу, для благополучия людей, для развития и расцветания и укрепления страны?! Если эти богатства не вкладывать для улучшения жизни подростающего поколения, зачем они нужны?
Но у нас есть шанс стать мировой державой. У меня есть идея – нам сейчас паралельно с экономическим надо развивать духовное развитие, внедрять высокие технологии во всех сферах одновременно.
За 20 лет национального суверенитета мы потеряли много духовности, мы забыли о воспитании патриотизма в каждом гражданине своего Отечества, мы забыли о многом, что называется духовно-нравственным развитием. Обладая несметными природными богатствами, в итоге нам нечем гордиться перед другими странами. Это прискорбно.
– Да, львиная часть нашего дохода зависит от нефти, газа, полезных ископаемых…
– Абсолютно верно! В развитых странах 77 процентов дохода получают за счет новых знаний – новых технологий, инноваций. Иначе говоря, в этих странах используется человеческий капитал. А у нас перевернутая пирамида: от человеческого капитала мы имеем мизерную часть наших доходов. Это и есть истинное лицо нашей экономики, которая как была сырьевой, таковой и остается.
Президент Назарбаев постоянно говорит о новой инновационно-индустриальной программе. А что мы имеем, как говорится, «в сухом остатке»?
У нас из ста предприятий только пять имеют такую программу. Вот состояние нашей экономики! В вопросах экономики нужна конкретика.
Например, есть фонд национального благосостояния «Самрук-Казына». Он был создан во время кризиса с прицелом на то, что ФНБ станет одним из инструментов вывода экономики страны из кризиса. Но сейчас уже ясно: в рыночной экономике не нужен такой монстр, как «Самрук-Казына». Он не может управлять тысячими предприятий. Из-за неумения ФНБ управлять эффективно случилась трагедия в Жанаозене, если на то пошло.
Я предлагаю: надо расщеплять «Самрук-Казына», создать конкурентную среду, шесть-семь самостоятельных холдингов. Есть программа «Западная Европа – Западный Китай». Почему бы не создать транспортно-логистический самостоятельный холдинг? Для этого надо забрать от «Самрук-Казына» «КазахстанТемирЖолы», автотранспорт и сделать их самостоятельными. Может, это будет национальная междунарондная компания. Почему не создать инновационно-коммуникационный холдинг отдельно, самостоятельно, на базе «Казтелекома»?
В свое время Турар Рыскулов говорил Иосифу Сталину, что мясо – это валюта. Это и сегодня актуально! Мы никогда не станем космической державой, как бы ни тешили себя всякими «мечтами». Наш казахский бренд — это мясо, зерно! В мире нас считают аграрном государством. Поэтому надо создать холдинги по животноводству и зерну. И надо все это поднимать на мировой уровень и торговать на мировом рынке.
«КазМунайГаз» надо делить на два холдинга: один пусть занимается экспортом, а другой — внутренным рынком. Сейчас мы отправляем нефть за рубеж, снимаем НДС, а на внутренном рынке ее нет.
Надо поддержать отечественные предприятия, восстановить НДС. Как только мы создадим конкурентную среду, у нас и экономика поднимется. Вот такое вот у меня конкретное предложение.
– В свете происходящих глобальных перемен, многих казахстанцев волнует: к чему мы идем или куда нас ведут? В каком направлении, по-Вашему мнению, движется человечество?
– Да, вторая волна мирового кризиса серьезно обострила ситуацию в экономиках США и стран Европы (Греция, Португалия, Испания и др.). Финансовые проблемы становятся причиной усугубления социальных. Тем не менее, это не останавливает мировую конкуренцию, наоборот, усиливает.
Такие природные катаклизмы, как потепление климата, следствием которого явились наводнения, засуха, многочисленные эпидемические болезни, тоже усилили обеспокоенность человечества. Не исключение и Казахстан. Примером тому ситуация в Жанаозене. Накопившиеся за многие годы социальные проблемы, духовная деградация, повсеместная коррупция, бездейственность местных властей, их наплевательское отношение к нуждам простых людей стали катализатором произошедшей там трагедии.
Религия же, точнее псевдорелигия, течения, которые пристраиваются под настоящую религию, практически не несут с собой ничего, что могло бы оградить людей от нравственного разложения и преступности, они далеки от подлинного духовного возрождения нации и национального единения. Это всего лишь имитация, как говорится, обман трудящихся.
– На Ваш взгляд, в таком сложном мире по какому пути должно развиваться наше общество?
– Я предлагаю следующую идею. Увязав воедино духовно-культурное развитие с новым, следующим за индустриальным развитием, шестым технологическим укладом, применить их на практике как единый процесс, который даст возможность осуществить переход к законам гармоничного развития общества и устойчивому развитию. Назрела необходимость отойти от индустриального общества и перейти к гуманистическо-ноосферному интегральному постиндустриальному этапу.
История нового века еще не написана. Однако надо понимать, что грядущие новые знания, научные, информационные и технологические перемены, социально-общественная трансформация сильно и быстро изменят мир. Поэтому я сейчас подготовил новый мегапроект, который называется «Түркістан өңірі – духовно-технологический кластер».
– Интересно, а в чем его суть?
– Он состоит из двух больших частей. Первое направление: посредством духовно-культурного возрождения превратить Туркестан в мировой духовный центр. Если посмотреть на карту мира, то на территории Казахстана можно увидеть два древних города – Туркестан и Тараз. Исторические данные свидетельствуют: в VI-VIII вв. на этой территории был образован Тюркский каганат, иными словами, здесь проживали тюркоязычные народы. Древний Туркестан занимал особое место в истории Тюркского каганата. Позже, под влиянием исторических процессов, Тюркский каганат распался, а тюркоязычные народы разделились и разбрелись по разным уголкам, образовав свои государства.
Наша цель — превратить Туркестан в духовную столицу, в центр культуры, науки и религии и развивать его в соответствии с требованиями 21 века идеей Евразийской интеграции.
– А что нужно сделать для этого?
– Необходимо реализовать нижеследующие, не терпящие отлагательств, мероприятия. Во-первых, принять в парламенте закон «Новый Туркестан – духовная столица»; во-вторых, присвоить окрестности Новый Туркестан статус «свободной экономической зоны» и принять соответствующий закон;
в-третьих, освободить территорию Туркестана от налогов сроком на 5 лет, в том числе для субъектов малого и среднего бизнеса, занимающихся производством и торговлей на данной территории;
в-четвертых, в Туркестане функционирует Международный казахско-турецкий университет им. А.Яссави, но наряду с этим необходимо на высшем уровне создать Международную академию религий (мировых религий), Академию культуры и Исторический музей-сокровищницу;
в-пятых, присвоить Туркестану статус духовной столицы, преобразовав его в центр воспитания патриотизма, гражданственности. В стратегическом будущем нацелиться на интеллектуальное лидерство.
В неустойчивый век глобализации такая идея гуманизации общества станет фактором единения народов и государств. После осуществления вышеперечисленных мероприятий путем возрождения и использования многовековых исторических ценностей перед нами откроются широкие возможности глобальных изменений в духовно-культурном развитии человека. Это будет большой шаг для того, чтобы не запятнать честь общества, не стать заложниками деградации. Мышление человека изменится в соответствии с требованиями нового цивилизованного общества 21 века.
– Можно поконкретнее о сущности мероприятий, необходимых для реализации второго направления?
– Несомненно, в 21 веке в процессе глобализации, испытавший на себе последствия мировых кризисов Казахстан должен вступить в новый путь развития. Нам, как малочисленному народу, нужны новые технологии, новые знания и инновационные пути развития. Казахстан должен выйти на траекторию ускоренного развития.
Учитывая веяние нового времени, используя человеческий и производственный потенциалы города Кентау, необходимо модернизировать производственные мощности Кентауского экскаваторного и трансформаторного заводов, АО «Ачисайполиметалл» и другие мощности.
Подготовить высокотехнологичные кадры нового направления. Открыть парк безъядерного мира «Байконур-Семей».
Необходимо построить транспортно-логистический центр «Шелковый путь» («Жибек-Жолы»), малый инновационный бизнес-центр, технополис, технологический колледж и другую инфраструктуру. Иначе говоря, необходимо сформировать новый технологический кластер.
Создание кластера «Аул» нового образца диктуется временем. Данный кластер даст точный ответ, каким должен быть казахский аул 21 века. Развивая аул, мы будем способствовать развитию всей страны. Формирование кластера «Аул» повлечет за собой создание новых рабочих мест, остановит утечку молодежи в города и решит проблему демографии страны. Уверен, что этот проект будет воплощением многовековой мечты наших прадедов, особенно повлияет на естественный процесс быстрого демографического взлета. Не увеличив численность нашего народа, мы не станем богатым и сильным государством.
– В чем преимущество Вашего проекта от других?
– Цель одна – превратить Туркестан в духовный центр (мегаполис) международного уровня. Вместе с тем, впервые в истории, на примере одного региона, объединив духовно-культурное и новое технологическое, инновационное развитие общества, показать миру возможности новой модели развития. В связи с этим необходимо провести международную научно-практическую конференцию и презентацию проекта на мировом уровне.
Отличие этого проекта, например, от «Силиконовой долины» США в том, что он направлен на благо человечества, т.е. решение проблем духовно-культурного развития, возрождения аула в соответствии с требованиями нового времени в связке с новыми инновационными технологиями.
– Каково участие народа в рамках этого проекта?
– В рамках этого проекта впервые в центре Евразии, на протяжении «Великого Шелкового пути» будет формироваться Новая Туркестанская духовно-технологическая долина, иными словами, сформируется новый мегаполис развития. Если рассматривать человеческий потенциал данного региона, то в самом Туркестане и его окрестностях будет проживать примерно 300 тысяч человек, а в городе Кентау — около 150 тысяч. В будущем между городами Туркестан и Кентау будет проживать более 100 тысяч человек. В дополнение к этому, непосредственно в южных регионах – городах Шымкент, Тараз, Кызылорда, Алматы проживает более 7,6 млн. человек. Это самый густонаселенный регион, в котором сосредоточена большая часть этнического казахского населения. Влияние такого огромного человеческого потенциала (в совокупности со всем населением Казахстана) на становление и развитие духовно-культурной столицы будет существенным.
– А каковы источники финансирования столь масштабного проекта? Кто же вам даст денег?
– Республиканский, местные бюджеты в рамках закона, использование средств Национального фонда РК. В целях возрождения и превращения колыбели тюркского мира Туркестана в духовную столицу следует создать Международный фонд. Привлечение иностранных инвестиций в инновационные, новые технологические проекты. Оказание тюркоязычными странами поддержки возрожденной на землях их отцов (Атажурт) духовной столицы. Есть надежда, что и исламские страны будут участвовать в этом проекте. Новая духовная столица приобретет совершенно новые черты, отличные от прежних.
– И в конечном итоге кто же будет реализовывать проект?
– Реализацию мегапроекта «Духовно-технологический кластер «Туркестанская Долина» надо передать в ведение правительства Казахстана и Международного фонда — вплоть до его завершения и поставить под контроль парламента. Для поддержания международного имиджа проект должен находиться непосредственно под патронажем президента Казахстана.
– Давайте спустимся на грешную землю. Что Вы думаете об увеличении пенсионного возраста для женщин?
– Я категорически против! В этом вопросе должно быть очень сильное экспертное заключение ученых. Какие плюсы, какие минусы от этого новшества? На этот вопрос сегодня не могут ответить ни глава Нацбанка Григорий Марченко, ни министр финансов Болат Жамишев. Изучали ли они, например, какой букет болезней сегодня нарабатывает учительница к своим 58-60 годам? А он у них «роскошный». Поэтому, прежде чем узаконить увеличение пенсионного возраста женщин, нужно глубокое изучение вопроса.
На мой взгляд, вопрос о цензе выхода казахстанских женщин на пенсию — политический. Это вопрос не Марченко, а парламента! Парламент должен опереться на научно-экспертное изучение, мнение общественных объединений, народа, только потом решить, а нужно ли такое законодательство.
Как ученый, я хочу сказать, этот вопрос должен решаться дифференцированно. Потому что есть люди, которые даже в пенсионном возрасте активны, очень мыслящие, являются генераторами идей, не говорю о профессионализме, и еще могут много чего полезного принести обществу и государству. Но, к сожалению, великое множество таких людей у нас оказалось за бортом востребованности государством. Неважно, мужчина это или женщина. А ведь один такой человек может стоить десятерых «продвинутых», как они себя называют, молодых специалистов.
– Но почему пенсионную реформу глава государства поручил председателю Национального банка, а не правительству?
– Опять же буду говорить как ученый. Марченко занимается не тем, чем надо. Он возглавляет Национальный банк. Есть закон «О Национальном банке», вот пусть он и работает в рамках этого закона. Он не должен заниматься вопросом увеличения пенсионного возраста. Это вообще не в его компетентности. В конце концов, не Марченко, а парламент обещал народу улучшения жизни!
Ну, а в альтернативу Марченко у меня есть предложение: вместе того, чтобы ломать голову над тем, как увеличить пенсионный возраст для женщин и тем самым снизить бюджетные затраты и спасти экономику, уж лучше всерьез озаботиться проблемой рождаемости в Казахстане.
Мы – одна из самых богатых по территории и содержанием недр стран в мире, а численность нашего населения – стыдно признаться – всего около 17 миллионов человек. А тут в затылок дышит многомиллиардный Китай, на севере 150-миллионная Россия. В определенном смысле, это опасное соседство. Казахстану надо резко поднимать демографию и здоровье нации. Надо на государственном уровне стимулировать рождаемость. За рождение одного ребенка выплатить 15 тысяч долларов. Не меньше! И тогда в нашей стране вновь появятся Алпысбаи, Жетписбаи и даже Сексенбаи. Женщины Казахстана в детородном возрасте, а известно, наши бабушки и прабабушки рожали и в 50-55 лет, за такое вознаграждение материнского героизма ни за что не пойдут на аборт.
Кстати, это и решение проблемы аборта, о чем ломают копья во всем мире. В развитых странах рождение ребенка считается самой ответственной, настоящей работой, женщине, родившего ребенка, сохраняют ее заработную плату. И это при том, что она вдобавок получает государственное пособие.
– Спасибо за интервью.
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»