ОСДП ВЫЗЫВАЕТ НА ДЕБАТЫ «НУР ОТАН» Чем ответит партия власти?

«Общественная позиция»
(проект «DAT» №8 (325) от 25 февраля 2016 г.

Выборы-2016

ОСДП ВЫЗЫВАЕТ
НА ДЕБАТЫ «НУР ОТАН»
Чем ответит партия власти?

23 февраля в Астане прошли Гражданские слушания, инициированные столичным филиалом Общенациональной социал-демократической партией (ОСДП). Тему слушаний с учетом падающей активности избирательного электората определили предельно ясно: «Почему мы должны идти на выборы?».

Перед началом Гражданских слушаний случился небольшой казус. Активисту партии, который раздавал прохожим очередной номер печатного издания ОСДП «Социал-демократ», официально зарегистрированного в органах юстиции еще в марте 2007 года, некто в полицейской амуниции попытался воспрепятствовать: мол, что за газета и почему нас не поставили в известность, что будете распространять. Если следовать логике этого служителя правопорядка, то и главные информационные рупоры Акорды в лице «Казправды», «Егемен Қазақстан», телеагентства «Хабар» и пр. должны оповещать каждого дежурящего на улицах страны полисмена о том же: что распространяют и какие передачи они намерены транслировать. Бред? Безусловно. Но таковы бредовые реалии «правового» обустройства нашего государства, когда дело касается деятельности пусть даже легитимной, но оппозиционной политической силы. Реалии, когда даже участковый чин в полицейском обмундировании позволяет себе сметь диктовать оппозиции правила поведения, которые вопиюще идут вразрез Конституции и всем ей нижестоящим законам.
Однако Гражданские слушания состоялись. Воздерживаясь от комментариев выступлений их спикеров – кандидатов в депутаты мажилиса парламента РК, и вопросов, им заданных аудиторией, процитируем их в сокращенном варианте (увы, газетная площадь не располагает к иному).

Асхат
РАХИМЖАНОВ,
руководитель филиала ОСДП в г.Астане, заместитель руководителя республиканского предвыборного штаба ОСДП, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК:
– Первый повод для встречи. ОСДП – единственная оппозиционная партия на современном политическом поле Казахстана. К нам проявляют очень пристальное внимание, поэтому для нас условия проведения предвыборной агитации и в целом избирательной кампании особенные.
Другой повод: у нас есть небольшое, но весомое заявление. Мы, ОСДП, хотим заявить о своей готовности выйти на дебаты с любой политической партией, участвующей в избирательной кампании. Мы согласны проводить дебаты в любом формате, на любом поле, при любой аудитории, в любом месте и на любых правилах. Это обращение, в первую очередь, к нашему главному оппоненту – партии «Нур Отан». Можно сказать, что мы бросили перчатку и вызываем ее на дебаты.

Уалихан
КАЙСАРОВ,
президент Общественного фонда «Кенесары хан», кандидат в депутаты мажилиса парламента РК:
– Всем известно, что при любых выборах – парламентских, президентских – подавляющей части населения всегда интересно сравнивать политическую платформу той или иной партии, которая борется за власть. Казахстанское общество тоже политически очень активно и ему тоже интересно увидеть это сражение наяву. Мы готовы к дебатам в любом формате, на любой территории и на любую тему. Будь то тема, касающаяся внешней или внутренней политики, темы социального и экономического развития в Казахстане. То есть мы считаем, что наша партия сможет убедить электорат в правильности своей позиции и в пагубности и губительности позиций, которые сегодня отстаивают правящая партия и партии – ее сателлиты. Мы полагаем, что если не будет соответствующего ответа от политических партий-участников выборов, то это будет свидетельствовать о том, что у них реально нет альтернативы нашей Программе, что они фактически боятся любых открытых политических дебатов, споров или даже диалога с нашей партией.

Жангельды
ШЫМШИКОВ,
доктор экономических наук, профессор, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК:
– ОСДП представлена не только кандидатами в депутаты – членами партии. Но еще мы выступаем в коалиции с национальным Гражданским обществом. Это общественные фонды «Нағыз Желтоқсан», «Фонд парламентаризма», «Семей – ядерный полигон» – всего 10 общественных гражданских объединений. Если «Нур Отан» и партии, ее дочерние компании, идут на выборы раздельно, мы идем едино с независимыми неправительственными организациями. Мудро поступила ОСДП, когда пригласила всех желающих пойти в парламент через свой партийный список. Это очень важный момент, который избиратель должен знать.
Кроме того, избиратели должны знать самое важное, что касается якобы глобального экономического кризиса и экономических проблем Казахстана. Есть итоги Всемирного банка с 2010 года по 2015 год и прогноз на 2016 год – как обстоит во всем мире с темпами экономического роста.
С 2010 года Казахстан шел темпами 2,4% экономического роста, средний показатель по всему миру был 2,6%. На 2016 год планируется 2,9%. Это средний мировой уровень – очень хороший показатель, который говорит, что нет никакого глобального экономического кризиса.
Что касается экономики РК, то Всемирный банк прогнозирует минусовой показатель. Причем некоторые авторитетные издания и аналитики США, Великобритании говорят, что после 1998 года впервые у нас будет значительное снижение – до минус 1,5 – 2% падения объема ВВП. А наше правительство, наоборот, планирует плюс 2,1%. Но эти прогнозы были сделаны из расчета, что нефть будет по цене 40-50 долларов США. Наблюдается устойчивая тенденция снижения цен на нефть на мировом рынке.
Но какие-то вливания в экономику надо было делать. Нацфонд есть – подушка безопасности. Но мы запустили еще руку в Пенсионный фонд – 1 трлн. 450 млрд. тенге раздаем всем сестрам по серьгам. При этом четкого механизма обязательного возврата средств ЕНПФ с учетом индексации девальвации пока что не видим.

Вопрос из зала:
– Что вы думаете о выходе РК из Таможенного и Евразийского союзов?
– С того момента, как мы вошли в ТС, объективно, без всякой предвзятости начинаем смотреть картину, как меняется общий торговый баланс между РФ и РК, между РК и Белоруссией. И приходим к выводу: общий объем товарооборота из года в год сокращается. Что за союз, который не дает увеличения товаро­оборота? Здесь надо было серьезно разобраться сначала, прежде чем автоматически переходить на единое таможенное пространство, а потом в ЕАЭС. В принципе, от того, что мы вошли в этот союз, пока мы только проигрываем. Но нам оптимистично говорят: завтра будет экономический рай. Но гигант, который противопоставил себе весь мир, тянет за собой нас. Мы просто вместе тонем в этом экономическом союзе.
Не существует никакого международного или регионального союза, из которого выхода не было бы. Всегда можно выйти из этого союза. Нужно просто элементарно просчитать плюсы и минусы. Как экономист, я предполагаю, что нам бы сейчас нарастить наши отношения, повернуться лицом к Ирану…
Когда мы входили в ТС, чем нас покупали? Нам говорили: 170 млн. рынок. При этом никто не задумался: а что, у нас такой переизбыток товаров, что мы не знаем, куда его продать? Надо же было сначала наладить производство. Единственное, чем мы могли подкупать россиян, это была наша водка.
А в результате получилось, что мы на 8 млн. долларов продали, а на 48 млн. у них купили. Где тут выигрыш? Они наши товары все равно не пускают, у них с советских времен закрепился комплекс старшего брата, а у нас комплекс младшего брата. И мы не можем с ними построить равноправные отношения, потому что перед нами маячит образ огромного соседа, который в 10 раз больше нас, в 10 раз выше нас, в 10 раз крепче нас. И тем более с огромной военной дубиной. Мы перестали даже спорить с ним.

Вопрос из зала:
– О налоговой политике.
– В программе ОСДП записано, что необходимо переходить на прогрессивное налогообложение. Сегодня же у нас пропорциональное налого­обложение. То есть ты 100 тыс. тенге получаешь – 10% платишь налога, 6 млн. бонусов получишь – тоже 10%. Совершенно несправедливо. Поэтому мы предлагаем перейти к прогрессивному налогообложению.
Рыночный механизм построен таким образом, что богатый будет богатеть, бедный беднеть. Скажем, стандартная булка хлеба стоит 60 тенге. Бабка, которая получает 12 тыс. тенге пенсии, покупает его за 60 тенге. Другой получает 1 млн. 200 тыс. – тоже покупает за 60 тенге. Это неравенство заложено в самой рыночной системе, которая позволяет реализовать товар по равновесной, одинаковой цене. А люди неодинаковы по своим доходам. Поэтому в развитых странах мира предусмотрена прогрессивная форма налога.
Кроме того, есть такое понятие, как справедливость – экономическая, социальная. Для этого есть специально разработанные макроэкономические механизмы. По ним мы очень неприглядно выглядим. У нас очень глубокая дифференциация по доходам – маленькая доля людей владеет огромными богатствами, тогда как огромной части населения достаются крохи. А по всему миру задача государства социальной направленности вообще состоит в том, чтобы вот эту разницу амортизировать, компенсировать. Мотайте головой сколько угодно, но это экономическая истина.

Уалихан
КАЙСАРОВ:
– Почему на этих выборах мы должны голосовать за ОСДП и почему мы не должны голосовать за «Нур Отан» и другие партии, которые при ней? Это самый главный вопрос на любых выборах: какой партии отдать право власти, потому что цель любой партии – прийти во власть и использовать эту власть во благо всех, даже тех, кто голосовал против нее.
Но мы видим другую ситуацию. Сегодняшняя партия, которая взяла власть в свои руки, я бы даже сказал: которая узурпировала власть, незаконно приобрела эту власть, незаконно удерживает эту власть, из выборов в выборы ворует эту власть – она реально не имеет никакого морального права управлять этой страной, управлять нами, как гражданами.
Недавно я был на поминках в Жезказгане. Накрыли очень хороший стол, чтоб, как у нас, казахов, говорят: не хуже, чем у других, было. Аксакалы говорят мне: стали жить лучше, посмотрите, какой стол, а вы все время возмущаетесь. Вроде бы правильно, логично. И казалось бы, ответить им нечем. Но я ответил. И все, кто сидел рядом, поверите мне или нет, просто опустили головы, и никто не смог возразить.
Я говорю: да, может быть, кто-то в стране и живет хорошо. Но мы живем за счет наших детей и внуков. И когда мы говорим: вот растим, воспитываем детей, даем им образование, ставим на ноги, это неправильно, вернее, это неправда. Не мы их сегодня кормим, даем образование – это они нас сегодня содержат. Потому что за все, за все эти столы, за все эти тои завтра они будут рассчитываться.
Потому что пройдет 20 лет – и придет великая китайская держава и скажет: а теперь, ребята, должок возвращайте. Придет Америка, придет Европа, придет Международный валютный фонд, придут различные банки мирового масштаба и скажут: ребята, возвращайте. И кто будет рассчитываться? Не те, кто сегодня жирует, а те, кому этот долг достался.
Элементарная цифра: 200 млрд. долларов – это сегодняшний долг Казахстана. В пересчете на каждого человека получится около 12 тыс. долларов – по курсу примерно 5 млн. тенге. Так вот, если в семье 5 человек, то уже сегодня, даже не завтра, эта семья должна 25 млн. И не себе, не соседу, не детям, не внукам, а чужим.
Такая политика действующей власти не просто пагубна, не просто вредна, она – преступна. Эта политика действующей власти, действующей партии власти «Нур Отан» фактически обрекает всю страну, всех наших детей и внуков на рабское, нищенское существование в будущем. Сегодня мир – маленький шарик. Приехать и навести свой порядок у нас иностранцам дорогого стоить не будет. И когда у нас не будет нефти, газа, ничего не будет, когда нас превратят в пустышку, из которой все выкачали, высосали, единственным ресурсом окажется территория. Когда 1,5 млрд. китайцам и столько же индусам негде будет шагу ступить, когда у нас не будет и 20 млн. населения, куда они все пойдут? Однозначно – сюда.
Наша партия предлагает совершенно иной путь, совершенно иную перспективу. Не только для тех, кто сегодня придет к урнам, а для тех, кто еще сегодня не родился.
Самый главный бич всего этого – коррупция. Второй самый главный бич – отсутствие демократии. Настоящая борьба с коррупцией и реальная оценка и понимание институтов демократии – вот залог не просто нашего будущего, а безопасности нашего будущего. Без всего этого мечтать о чем-то, строить какие-то планы, размышлять о будущем абсолютно бесполезно.
Я хочу обратиться лично к действующей партии власти: одумайтесь! Если сегодня опять-таки будет сделана попытка своровать власть, которую народ даст ОСДП, ни к чему хорошему это не приведет. Это может привести к трагическим последствиям. Когда уже этой осенью избиратели не услышат своего голоса, своих проблем в стенах парламента, тогда и президент, и правительство будут вынуждены услышать их голос на улицах. А с толпой разговаривать очень и очень непросто. Тут уже снайперами и ОМОНом никак не отделаться.

Мустахим ТУЛЕЕВ,
член коллегии адвокатов г.Астаны, кандидат в депутаты мажилиса парламента РК:
– Мы все являемся живыми свидетелями того, как из года в год по два-три раза меняются законодательства – начиная от административного, кончая уголовно-процессуальным, уголовным и т.д.
Мне очень жалко сознавать, когда председатель Верховного суда, уважаемый Кайрат Абдразакович докладывает на приеме у Назарбаева о том, что доверие народа к судебной системе возросло, и апеллирует к количеству обращений. В этом и заложен весь негатив обратного процесса. Народ ни во что уже не верит. Целый вал жалоб и обращений и отрицательный ответ на них свидетельствуют о нежизнеспособности системы правосудия в целом.
Наверное, не от лучшей жизни глава государства принял решение привлечь в судебную систему иностранных специалистов. Если бы закон о статусе судей и судебной системе позволял, он бы всех иностранцев назначил на должности судей. Но по Конституции, он не имеет права это сделать. Они могут выступать как консультанты, эксперты. Это сделано для того, чтобы обнадежить иностранных инвесторов в том, что здесь не будет предвзятого, тенденциозного отношения к их инвесторской деятельности и спорам гражданско-правового характера по вопросам налого­обложения и т.д.
Относительно нашей повседневной деятельности, то всегда рекламируется и декларируется общая доступность к правосудию. У нас на самом деле она ничтожно мала. Как-то ученый из КазГУ, профессор, доктор юридических наук изложил свою позицию о затрудненном доступе граждан к правосудию. Отповедь ему дал Мами: этот аксакал – теоретик, но он никогда не был в судебной системе и не знает ее изнутри, он никогда не выступал в качестве публичного участника судебных процессов, поэтому как он может говорить.
По сравнению с этим человеком, я могу сказать: от первой инстанции до последней я участвую и вижу, и вы сами видите, что под разным предлогом у нас могут провести и закрытое судебное заседание. В крайнем случае, если на то нет реальных оснований, могут их придумать, сказать, что это касается государственных секретов, интимной стороны жизни и т.д. Этим самым блокируется доступ к правосудию СМИ, гражданского сообщества. И самое обидное, у нас нет Конституционного суда. У нас на Верховном суде все замыкается.
Глава нашего государства со своей монопольной партией никогда не присоединятся к тем законопроектам, которые дадут широкий простор казахстанским гражданам на выход в международную арену. Потому что это будет дискредитировать нашу власть и внутреннюю судебную систему. Сам факт того, что вышли на международную судебную арену, это будет позором для Казахстана.
По пути следования сюда я разговаривал и агитировал людей, чтобы они отдали свои голоса за нашу партию. А один обыватель говорит: а где гарантия того, что не вычислят, что я не проголосовал за «Нур Отан»? На меня администрация давит, что я госслужащий, что не за «Нур Отан», а за вас проголосовал? Я отвечаю этому госслужащему: это тайна вашего волеизъявления. А он мне: там могут быть установлены камеры. И для подстраховки им, госслужащим и бюджетникам, оказывается, дают установку: заходишь в кабину для голосования, берешь бюллетень и делаешь селфи (смех в зале). И потом этот селфи показываешь начальству и отчитываешься: вот, где я галочку поставил. То есть это уже нарушение тайны голосования.
Я не хочу драматизировать ситуацию. Но на одном из собраний предвыборного штаба «Нур Отана» глава государства призвал: будьте ближе к народу! (смех в зале). Мы, говорит, знаем, что есть депрессивное население, там нет питьевой воды, трубы и крыши текут, дорог нет. Каждому в тарелочке с голубой каемочкой мы не имеем возможности преподнести, но вы обещайте, ну, когда-нибудь это же будет! Зачем главе государства говорить такое? Он не должен, он не имеет морального права на то. Не обещайте то, чего не будет.
Децентрализация власти неизбежна. Нашим чиновникам ресурсы дали, полномочия дали. Ну, как не воровать? И Назарбаев устал каждый раз говорить им, что воруют все, везде и как может. Он теперь не знает даже инструментов, как остановить это, он же думал, что реформы идут, то финполицию создает, то нацбюро по борьбе с коррупцией, то агентство меняет туда-сюда, а в конечном итоге создает клановые бригады, чтобы драться между собой за кормушку. В итоге страдает народ. Но ничего беспредельного не бывает. Даже маленькая болячка нарывает и выходит наружу, как маленький вулкан.
Записала –
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн