«Общественная позиция»
(проект «DAT» №12 (283) от 26 марта 2015 г.
Что мы едим?
«ГМО (генетически модифицированный организм) – микроорганизмы, растения, животные, генотип которых для улучшения их полезных свойств был искусственно изменен методом генной инженерии, т.е. в него были встроены чужеродные гены. К примеру, для выведения морозоустойчивого помидора в него внедрили специфический ген… арктической камбалы, а для получения засухоустойчивых сортов пшеницы – гены скорпиона».
(Свободная энциклопедия)
Казалось бы, молодцы генно-селекционеры: помидорные грядки шагнули едва ли не за полярный круг, а пшеница может расти и в Сахаре. Однако это «ура» только на первый, потребительский взгляд. Вполне в духе запальчиво-юношеского лозунга советского чудо-селекционера 30-х годов прошлого столетия, автора более 300 сортов плодово-ягодных культур Мичурина:
«Мы не можем ждать милостей от природы, взять их – наша задача!».
Зато с конца 1990-х годов с легкой руки поборников «улучшения природы» в части производства продуктов питания пищевые прилавки многих стран начали наполняться ГМО – продуктами и их добавками: соевыми бобами, болгарским перцем, кукурузой, картофелем, яблоками, помидорами, луком, мясом и т.д.
А к нынешним дням эта «генная революция» приобрела едва ли не планетарный размах: в 2013 году более 11% посевных площадей в мире заняли ГМО – культуры, которыми занимаются 18 млн. фермерских хозяйств и которые особенно широко производятся в США, Канаде, Индии, Бразилии, Аргентине и Китае. К этому делу подключены крупнейшие мировые корпорации, поскольку каждая операция только по продаже ГМО-семян, лицензионного сбора за их использование приносит около 300% прибыли. Это не считая выгоды от продажи непосредственно ГМО-продуктов. Кто же от такого куска откажется добровольно! А семена надо приобретать ежегодно. Причем товарный вид экспериментальных экспонатов превосходит натуральную (без ГМО) ягоду-овощ. Да и урожай генно-модифицированных культур повыше и дешевле. Так что в общем понятны причины, в силу которых «геномодики» начали заполнять рыночные и магазинные ряды.
Но, как показывает жизнь, где прибыли, там и жестокая конкуренция. В декабре 2013 года Китай отправил назад в США ввезенные оттуда 545 тыс. тонн генно-модифицированной кукурузы. А чуть ранее подобная участь коснулась и некоторых американских морепродуктов. Страны оказались на пороге настоящей торговой войны. Любопытно, что китайцы не стали молчать, а широко раструбили о случившемся во всех своих СМИ. Словом, американцы хотели «впарить» китайцам настоящую отраву. Но номер не прошел. Вот что значит забота о своем народе и будущих поколениях!
В Китае продовольственной программе на государственном уровне уделяется огромное внимание. Продовольственная безопасность там является важнейшим фактором обеспечения национальной безопасности, и приоритет отдается внутреннему потенциалу, обеспечению максимальной безопасности населения. Для этой цели продовольственной политикой предусмотрено сохранение и бережное отношение к пахотным землям более 120 млн. га, которое требуется для выращивания для себя и только для себя продуктов сельского хозяйства, а также 330 тыс. га для выращивания лекарственных растений (без ГМО и всякой химизации). В то же время КНР сама является крупнейшим не только производителем, но и экспертом ГМО-продуктов.
Однако через несколько лет их употребления на смену эйфорийному восторгу сначала робко, а потом все тревожнее зазвучали сигналы с мест: не все в порядке в этой пищевой цепочке с ГМО! Потребности в еде они, действительно, удовлетворяют, но… несут вредные побочные эффекты. И тогда за проверку генных мутантов взялись ученые.
Следует отметить, что в научных кругах дискуссии о безопасности манипуляции с генами начались еще в 70-х годах прошлого столетия, когда только появилась технология получения организмов с инородными генами (пока без продуктов). В США была создана комиссия из ведущих ученых в области молекулярной биологии для исследования этого вопроса. Три ведущие научные журналы опубликовали так называемое «письмо Брега», которое призывало ученых временно воздержаться от экспериментов в этой области. К сожалению, с течением времени эту закономерную осторожность по отношению к экспериментам генной инженерии «на грани фола» свели почти на нет.
В обществе сегодня продолжаются ожесточенные споры о влиянии на человеческий организм продуктов с генетическими модифицированными компонентами. Спрашивается, если они вредны, то есть ли научные факты, доказывающие, насколько они вредны?
Недавно независимую экспертизу ГМО провели в России. Профессором Ириной Ермаковой проведены независимые исследования на грызуна. Она рассказала о том, что у нее волосы встали дыбом, когда сделали анализ за первый год экспериментов. В первый год испытаний половина грызунов вымерла, остальная осталась бесплодной.
Подобные исследования в Институте проблем экологии и эволюции им. А.Н.Северцова усилили тревогу. Там специально отловленных диких хомячков Кемпбелла кормили ГМО-соей: они продержались на одно поколение дольше.
О связи ГМО с онкологическими болезнями и серьезными патологическими изменениями разных органов писали многие ученые. Например, такие эффекты для ГМ-картофеля обнаружил английский профессор Пустан; для ГМ-сои – итальянский профессор Малотеста; для ГМ-гороха – австралийские ученые; для ГМ-кукурузы – французские и австрийские. Были сообщения, что ГМ-томаты стали причиной смерти части лабораторных крыс, а добавка к корму мышей ГМ-кукурузы привела к 100%-ной смертности их детенышей. К сожалению, не все исследования удается опубликовать, ибо ГМО-лобби не только игнорируют эти результаты, но и часто подвергают нападкам и преследованиям ученых, проводящих такие исследования!
Если перенести эти побочные эффекты ГМО на нашу человеческую аудиторию… . На людях такие эксперименты проводить просто нельзя.
Еще к вопросу об объективности «безопасности ГМО». Россия оказалось едва ли не единственной страной, где ещё можно провести подобный независимый и открытый международный эксперимент. В прошлом году объявили о её старте. Уже собрали первую научную группу, в которой будут работать ученые из США, Франции, Германии, Великобритании. С российской стороны – 6 научных институтов, представляющих три научные академии: РАН, РАМН и РАСХН. И вот что любопытно: зарубежные жрецы науки попросили, чтобы до объявления результатов эксперимента их имена держались в тайне.
В некоторых странах создание, производство и применение с использованием ГМО подлежит государственному регулированию. В том числе и в России, где исследовано и одобрено к применению несколько видов трансгенных продуктов. То есть даже здесь на фоне приведенного выше не все игнорируют ГМО. До 2014 года в стране эти культуры можно было выращивать только на опытных участках. Правда, был разрешен ввоз некоторых сортов (не семян) кукурузы, картофеля, сои, риса и сахарной свеклы. Но с 1 июля 2014 года вступило в силу постановление правительства РФ «О государственной регистрации генно-инженерно-модифицировнных организмов, предназначенных для выпуска в окружающую среду, а также продукции, полученной с применением таких организмов или содержащей такие организмы». Согласно этому документу, одобренный для использования (в том числе и в пищу населения) список культур составил 22 линии.
В Европе, согласно социологическим опросам, только 5% жителей доброжелательно относятся к модифицированным продуктам, а 95% убеждены, что они способны нанести серьезный вред здоровью. В ЕС создано 174 зоны, свободные от ГМО (ЗСГМО). Более 4500 муниципалистов и 1000 фермерских хозяйств заявили о нежелании выращивать ГМО-культуры. Во многих странах, от Новой Зеландии до Германии, введены жесткие ограничения выращивания и распространения ГМО. Австрия, Венесуэла, Греция, Польша и Швейцария полностью свободны от ГМО. Всего ЗГМО созданы, как минимум, в 35 странах.
В Казахстане, к сожалению, практически не ведется широкий разговор о влиянии на человеческий организм ГМО-продуктов. А на официальном уровне отношение к ним до сих пор не высказано: нет по этому поводу никаких законодательных документов. Хотя эти продукты уже не один год густо присутствуют на наших продовольственных прилавках.
Кстати, Международное антиядерное движение «Невада – Семипалатинск», которому исполнилось 25 лет, в своей программе «Возрождение Земли и человека», основываясь на исследованиях российских ученых, отдельной строкой выделило: поставить заслон распространению на земле Казахстана ГМО-семян и продуктов. Особенно это касается одной из главных наших культур – пшеницы. Пшеница – наше национальное достояние и национальное богатство, и мы должны её беречь от всяких ГМО. Рано или поздно нефть и др. полезные ископаемые иссякнут, а пшеница – вечна. Стоит ли её скрещивать со скорпионом, если и сегодня более половины ежегодного урожая этого уникального злака идет на экспорт в другие страны? В недалеком будущем именно нашей пшеницей мы сможем не только продолжать кормить себя, но успешно конкурировать со странами ВТО.
Возникает закономерный вопрос: как обезопасить себя и наших детей от трагических побочных эффектов употребления ГМО-продуктов, пока это не приобрело характер национального бедствия? До тех пор, пока в научных лабораториях республики не будут проведены тщательнейшие исследования этой архипроблемы, – запретить ввоз в страну пищевых трансген и их семян. И только по результатам этих исследований разрабатывать законодательные рекомендации.
Мы постепенно становимся заложниками преступников, принуждающих нас питаться ядом. Ядом, который они производят и продают нам по бешеным ценам. Если мы не начнем активно сопротивляться, то долго не продержимся – вымрем подчистую. Для того, чтобы уничтожить страну, совсем необязательно окружать её кольцом военных баз и нацеливать ядерные ракеты или устраивать различные революции. Появились куда более изощренные и эффективные способы.
А теперь представим себе ситуацию с дачником, который на своей картофельной грядке «задолбался» вручную (или даже с помощью «шарпы») бороться с архиживучим колорадским жуком. И вдруг он узнает, что выведен сорт картофеля, стойкого к американскому прожорливому паразиту. Каковы действия этого горемыки? Конечно же, приобрести эти чудо-семена, а затем покупать их каждый год, поскольку ГМО-семена – одноразовые.
Ну, и непосредственно нам, покупателям, несколько полезных советов «на вырост». Приобретая продукты, будьте предельно внимательны к их маркировкам. Даже несмотря на то, что их текст можно разобрать разве что с помощью прихваченной из дома лупы, ищите этот обязательный знак: «без ГМО» или «ГМО». Выбор за вами.
А вот Природа словно нутром чует всю опасность генетических монстров. Того же червяка никакими пряниками не заманишь в ГМО-яблоко.
По отношению к нашей ситуации (и не только) прав был Энгельс: «Не будем слишком обольщаться нашими победами над Природой, за каждую такую победу она нам мстит: в первую очередь, мы, действительно, получаем ожидаемый результат, но последствия второй-третьей его перечеркивают». ГМО-продукты не исключение.
Резюмируя сказанное, считаю необходимым обезопасить свой народ, для чего:
– в стране должно быть создано независимое ГУ карантинного контроля за ввозимой продукцией, оснащенной самыми современными оборудованиями и приборами для исследования ГМО-продукции и семян;
– в случае ввоза продукции, должна быть маркировка на содержание или отсутствие ГМО;
– Правительство и парламент должны разработать и принять закон, запрещающий ввоз и использование ГМО-семян.
Маргулан ХАМИЕВ,
почетный эколог РК
Тем временем
США
признают
ГМО?
Санитарное ведомство США признало генномодифицированные картофель и яблоки «такими же безопасными и питательными, как и их обычные аналоги», сообщает «Росбалт». «Речь идет о шести сортах картошки, выращиваемой J.R. Simplot Co. в городе Бойсе (штат Айдахо), а также о двух сортах яблок канадской компании Okanagan Specialty Fruits Inc.», – говорится в сообщении.
Между тем сообщается, что в фастфуд-индустрии это нововведение приняли в штыки. Так, в McDonald’s сообщили, что не намерены использовать генномодифицированный картофель. «McDonald’s в США не закупает ГМО-картофель и в настоящее время не имеет планов по смене политики по данному вопросу», – говорится в заявлении сети, которое цитирует Associated Press.
«В компании JR Simplot, пытаясь сбить накал страстей, заявили, что при выращивании картофеля используются лишь его «природные» гены», – отмечается в информации.