ПУТИ ГОСПОДНИ… или Кто они – «блудные» сыны Турана

«Общественная позиция»
(проект «DAT» №11 (328) от 17 марта 2016 г.
Размышления по поводу

ПУТИ ГОСПОДНИ…
или Кто они –
«блудные» сыны Турана

Наряду с досрочными выборами в мажилис в стране широко обсуждается болезненный для многих вопрос о проблеме национализма, который, считаю, возник из ниоткуда. Первым толчком для рождения данной проблемы стало интервью в ИА REGNUM руководителя фонда «Стратегия» Г. Илеуовой под заголовком «Причиной оттока русских из Казахстана называют национализм».

Следующей причиной стал всеказахстанский казачий съезд, на котором был поставлен вопрос о соблюдении в Казахстане закона «О языках». Далее этот вопрос Олжас Сулейменов довел до президента Назарбаева как «мину замедленного действия».
В чем суть проблемы? Еще в 1989 году в Казахстане был принят Закон «О языках», где государственным языком определен казахский, а языком межнационального общения – русский. Оба языка, согласно закону, применяются на территории Казахстана на равных правах и без ограничений.
Но давайте оценим ситуацию с языками объективно.
Во-первых, причиной оттока граждан, в том числе русских, из Казахстана является не национализм, а кризис. Так было в трудные 90-е годы, так было в кризисные 2008-е, так есть в кризисные нынешние годы, так, видимо, будет и в последующие годы, пока страна не преодолеет очередной экономический и финансовый кризис. Как только страна преодолеет этот рубеж, так и отток граждан в другие страны уменьшится, по крайней мере, не будет отрицательного сальдо миграции.
Да, нельзя отрицать очевидное: часть наших граждан, в том числе казахи, не видит четких перспектив жизни в Казахстане и мигрирует в более-менее благополучные регионы мира – в Канаду, ОАЭ, страны Европы, на историческую родину – Россию, Германию, Израиль и т.д.
Во-вторых, в прошлом году наши сограждане уезжали в основном из Северо-Казахстанской области. Доля казахов в этом регионе составляет около 30%, все население в быту и в официальных органах применяет в основном русский язык. Поэтому причину оттока русских из СКО связывают с казахским национализмом только безграмотные или провокаторы, у которых свои далеко идущие цели.
В-третьих, за несколько веков совместного проживания казахов и представителей других национальностей в Казахстане не было ни единого проявления так называемого «казахского национализма». К слову, если депортированные в Казахстан народы благодаря гостеприимству и толерантному менталитету казахов выжили все, то в Сибири выжили далеко не многие из их сородичей.
В-четвертых, многие русские и русскоязычные связывают перспективы своих детей с Россией и отправляют их учиться туда. До санкций в России зарплаты были выше, чем в Казахстане, там легко можно было устроиться на работу, особенно по специальности. Поэтому из Казахстана по большей части уезжала образованная и трудоспособная (от 16 до 62 лет) часть русскоязычного населения, а также люди предпенсионного возраста (в РФ возраст выхода на пенсию у мужчин – 60 лет, у женщин – 55, в РК – 63 и 58 соответственно).
В-пятых, некоторые бывшие наши граждане, перебравшись в Россию, чтобы получить статус беженца, специально поднимают вопрос «ущемления» их языковых прав, «вопрос о казахском национализма» и т.д.
На прошедшем съезде казаков наряду с языковым, поднимались вопросы о передаче им русских драмтеатров, выделении во всех государственных телеканалах специального времени для диаспор, увеличении квоты им в парламент до 30 мандатов, признании казаков отдельным народом республики, пропорциональном участии представителей всех диаспор во всех ветвях власти и др.
Если по-серьезному анализировать итоги так называемого «Всеказахстанского съезда казаков», где собрались всего 30 «делегатов», то этот сбор напоминает рядовое собрание узкого круга единомышленников атамана Ю. Захарова или очередное собрание кооператива. В своем интервью «Но­вой»-Казахстан» Ю.Захаров заявляет, что он представляет 6 млн. славян в этом государстве. На самом деле руководителем Ассоциации славянских, русских и казачьих объединений является известный государственный и общественный деятель Сергей Терещенко, а атаман показал, что он представляет всего 30 человек. Видимо, кроме 30 человек и некоторых «почетных гостей», таких, как Олжас Сулейменов, Петр Своик, это собрание не было интересно никому. Оно показало, что Захаров не имеет авторитета не только среди казахстанцев, но и среди самих казаков.
Из всех вопросов, которые поднимались на этом «съезде», заслуживают обсуждения вопросы соблюдения Закона «О языках», «признания казаков отдельным народом» и АНК. Не потому, что эти вопросы поднимались на этом «съезде», а потому, что они относятся к проблеме нашего государственного обустройства.
Итак, кто такие казаки? Знатоки истории донских казаков генерал И.Ф.Бы­кадоров и запорожских казаков академик Д.И.Яворницкий утверждали, что «киргизы-кайсаки» (казахи) имеют одни корни со всеми казаками. Член Российской академии И.Е. Миллер доказывает, что слово «казак» происходит от тюркского корневого слова «киргиз-кайсак».
Во всех исторических источниках России Илью Муромца называют казаком. Матерями Ивана Грозного, Петра I и др. царей были выходцы из татар и казаков. Во время войны были случаи, когда раненного казака медики могли спасти только после переливания крови казаха. Многими учеными, начиная от Татищева, Карамзина, Ключевского… до Гумилева, Аджи, доказано происхождение казаков от кипчаков (половцы, печенеги). Ареал распространения казаков – это территория тюркских народов или прилегающие земли.
Казахи издревле называют казаков «тамыр», т.е. «корень» или «одного корня». Они – потомки одного народа. Михаил Шолохов писал: «Казах и казак одного корня. Надо знать историю…». Видимо, всем нам нужно больше интересоваться своей историей и находить истоки происхождения. Тогда многие вопросы решатся сами по себе. Михаил Шолохов в своих дневниках наглядно показывает, как его отец в трудные моменты выражался на тюркском, т.е. кипчакском языке. Видимо, до середины прошлого века среди казаков сохранился кипчакский язык. У казаков до сих пор в употреблении сохранились тюркские слова. Например, қазақ – казак, қазақшылық құру – казачество, жасауыл – есаул, қарауыл – караул, атаман – атаман и др., а также казакские имена тюркского происхождения: Назар, Ермак (Ермек), атаман – Сары Азман, Касымовские казаки и др.
Тюрки имеют очень богатую и древнюю историю. Последние исследования ученых путем ДНК показали, что андроновцы, жившие на территории Казахстана около трех-четырех тысяч лет назад, были предками гуннов и казахов, в частности, имеют набор генов, который часто встречается у казахского рода «табын». Именно андроновцы построили легендарную «Страну городов», в том числе город Аркаим и изобрели первые колесницы.
В 2012 году О.Байгелди, К.Габжалилов, Е.Омаров, К.Жумагулов и другие ученые по приглашению Министерства культуры Франции участвовали в церемонии открытия музея и памятника Аттиле (царь Едил) – основателю государства гуннов в Европе. Музей и памятник были открыты в городище Шепп (под Парижем), где в 451 году н.э. на Каталаунском поле армия Аттилы встретилась против объединенной армии Европы. Нас поразили трепетное отношение французских ученых – профессоров Г. Томского, Жуф и других, а также чиновников к истории, их цивилизованный подход к прошлому. В этой истории важно то, что Аттила освободил народы Европы от зависимости Римской империи, разрушив рабовладельческий строй этой империи и заложив основы феодального общества в Европе. Впоследствии на месте Римской империи образовалось 9 самостоятельных государств Европы. Одно из них – современная Франция.
Потомки данного европейского государства гуннов – венгры и болгары – вместе с казахскими учеными ежегодно проводят научные конференции, этнографические фестивали, цель которых – поиск своих корней, истоков, восстановление потерянных национальных традиций и культуры. Это – путь к истине!
По сравнению с ними история казаков лежит на поверхности, это история средних веков и новая история по времени. Необходимо с пониманием отнестись к стремлению казаков к поиску своих корней. Для них, потомков кипчаков, казахский язык должно быть и есть родной язык. Тогда почему развитие казахского языка не соответствует интересам некоторых атаманов?! Думаю, не все казаки согласны с такой недальновидной и непродуманной политикой. Карл Маркс писал, что «только оккупанты и идиоты не заинтересованы в изучении языка местного народа».
История казаков – это часть истории тюркских народов, во многом трагичных в том смысле, что империя использовала один тюркский народ ради завоевания других, а также лишила казаков родной истории и памяти путем периодического истребления активной их части.
Но у казаков должно быть достаточно генетической памяти, чтобы познать себя, найти свое место в нынешнем обществе и внести определенный вклад в его развитие и через него найти свое счастье. Только таким путем казаки могут вернуться к своим истокам, восстановить свои корни и обрести счастье свободного этноса. Как пишет историк Мурад Аджи, «для этого надо… почувствовать запах полыни половецкой степи…».
Кроме берендеев из Днепра, остальные казаки вначале были мусульманами. На флагах казаков, которые отправлялись на гражданскую войну 1812 года, уже были изображены полумесяц и крест.
Господь один, а путей к нему много. Пути господни неисповедимы.
Резолюция последнего съезда казаков была принята на фоне войны на востоке Украины. Возможно, она была принята по заказу извне?! Как бы то ни было, но это безрассудная и опасная игра «потерявших головы» атаманов! В какой-то мере можно понять заблудившихся сыновей Турана – делегатов «съезда», их «данайских» гостей, а также тех, кто шел на поводу у этих гостей. Будем надеяться, что они найдут праведный путь.
Жанузак АКИМ

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн