«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (380) от 27 апреля 2017 г.
Забытое имя
В Павлодаре во Дворце культуры им. Естая состоялся концерт оркестра казахских народных инструментов, которому исполнилось 10 лет. В ознаменование этой даты оркестру было присвоено имя Рустембека Омарова, народного артиста Казахской ССР.
Рустембек Омаров виртуозно исполнял на домбре кюи Курмангазы, Дины Нурпеисовой, Таттимбета, Сугира, Даулеткерея и других народных композиторов, в качестве солиста-добриста оркестра казахских народных инструментов им.Курмангазы исполнял шедевры мировой классической музыки.
Рустембек Бейсенулы родился в 1919 г. в селе Щарбакты Лебяжинского района Павлодарской области. С раннего детства он прекрасно пел и играл на домбре, а первым учителем его был отец. Рано осиротев, Рустембек Омаров был отправлен в детский дом. Позднее его оттуда забрал Темирбулат Аргынбаев, земляк и артист филармонии, которая затем была преобразована в Театр оперы и балета им. Абая. Темирбулат давно знал и наблюдал за юным музыкантом и решил привезти его в Алма-Ату.
В 1934 г. Ахмет Жубанов создал оркестр казахских народных инструментов, в который был принят Р. Омаров. Позднее в своей книге «Струны столетий» корифей казахской музыки А.Жубанов с восторгом отзывался о виртуозном исполнении кюев и песен Р.Омаровым.
Творчество музыканта было прервано войной. В 1939 г. Рустембек был призван в армию и попал в Финляндию, затем в Латвию. В одном из боев попал в плен. Легенда гласит, что он остался жив, благодаря домбре, которую сам смастерил.
После окончания войны Омаров около 40 лет проработал в оркестре казахских народных инструментов им. Курмангазы, объездил с гастролями десятки стран. На радио и телевидении было множество его записей. Помимо народных песен и кюев, он превосходно исполнял шедевры мировой классики: «Полонез» Огинского, «Персидский марш», «Неополитанскую польку», арии из опер и т.д.
В жизни и быту Рустембек Омаров был скромным и застенчивым человеком, любил свою жену Гульсагиру, артистку хоровой капеллы, с которой у них было 4 дочерей: Макпал, Гулжиян, Шамшинур, Карлыгаш. Имена девочкам при рождении давали композиторы и выдающиеся музыканты того времени: Л.Шаргородский, Е.Брусиловский, А.Затаевич, Латиф Хамиди.
Рустембек Бейсенович был не только прекрасным исполнителем, но и педагогом. Его учениками были известные исполнители Азидолла Ескалиев, Боздак Рзаханов, Рысбай Габдиев. Народный артист КазССР, профессор Каршыга Ахмедияров в своих воспоминаниях писал, как, будучи студентом зооветеринарного института, пришел с друзьями на концерт.
В тот вечер в сопровождении оркестра казахских народных инструментов под управлением Шамгона Кажгалиева пели Бибигуль Тулегенова, Ермек Серкебаев, Гарифолла Курмангалиев, а Рустембек Омаров сольно исполнил несколько произведений. На вопрос Ш.Кажгалиева, где он учился, К.Ахмедияров ответил, что прослушивал пластинки с записями Рустембека Омарова. Тогда же Каршыга Ахмедияров был принят в оркестр, где многие годы проработал вместе с Р.Омаровым.
Оркестр казахских народных инструментов, который отныне носит имя Рустембека Омарова Павлодарской областной филармонии, показал, что новое поколение не только сохранило музыкальные традиции своего народа, но и обогатило его новым современным звучанием.
Были исполнены произведения Е.Брусиловского «Желдерме Исы», Л.Шаргородского, С.Шабельского «Тойбастар», которое было написано специально для Рустембека Омарова. Прозвучали кюи Дины Нурпеисовой, Курмангазы. Для участия в праздничных торжествах прибыли также артисты ведущих театров и музыкальных коллективов Астаны.
Струнный квартет им.Г.Жубановой исполнил музыку из фильма «Криминальное чтиво», прозвучала ария из оперы Д.Верди «Сицилийская вечерня» в исполнении А.Аманжоловой, а также песня Веласкес «Бессаме мучо» в исполнении лауреата международных конкурсов О.Скориковой.
Благодарная павлодарская публика громкими овациями сопровождала практически каждое выступление артистов, особенно бурно эти эмоции проявились во время игры на баяне лауреата международных конкурсов О.Нурланова, исполнившего Чардаш «Монти», румынской песни «Жаворонок», которую представил дуэт С.Кусаиновой и А.Толеу на мандолине и кобызе. Забыв, что находятся в концертном зале, а не на джайляу, павлодарцы свистом, возгласами и аплодисментами сопровождали каждое выступление артистов. Иногда это сильно мешало исполнителям, как, например, лауреату международных конкурсов Г.Алдадосовой, спевшей «Булбул» Латифа Хамиди. В момент исполнения знаменитых соловьиных трелей зал, не дослушав, начал аплодировать. Но все эти маленькие детали извинительны, потому что понятно было: в зале присутствуют не случайные люди, а истинные любители музыки, для которых и была написана эта народная и мировая классика.
В завершении концерта прозвучал кюй Рустембека Омарова «Жастык шак» («Молодость») в аранжировке главного дирижера оркестра, заслуженного деятеля культуры Казахстана Талгата Каримова.
Заместитель акима области Мейрам Бекетаев вручил награды артистам оркестра, а дочери Рустембека Омаровой – камзол.
В жизни оркестра казахских народных инструментов им. Рустембека Омарова начинается новый этап свершений и творческого долголетия.
Баян РАМАЗАНОВА,
ответственный секретарь
союза журналистов Казахстана