«Общественная позиция»
(проект «DAT» №16 (380) от 27 апреля 2017 г.
Итак, Нурсултан Назарбаев объявил о необходимости третьей модернизации. Если кто не видел результатов двух первых, не расстраивайтесь, президент признал, что они пока не завершены.
То есть в Казахстане теперь три модернизации, что называется, «в скрутку». Таким образом, страна будет одновременно находиться в трех модернизациях, причем модернизация общественного сознания «назначена старшей женой» – она должна играть роль локомотива, обеспечивающего более успешную реализацию остальных модернизаций. Понравилось то, что в руководстве страны наконец-то поняли, что «занять место в передовой группе развитых государств, сохраняя прежнюю модель сознания и мышления, невозможно. Поэтому важно сконцентрироваться, изменить себя и через адаптацию к меняющимся условиям взять лучшее из того, что несет в себе новая эпоха». Если честно – это прорыв!
Пусть пока только на словах, но это уже кое-что. «Изменить себя», сказанное вслух, – это шаг вперед по сравнению с прошлой политикой самоуверенности, что мы все делаем правильно, а «Запад нам не указ» и «мы пойдем своим путем»!
После 25 лет строительства авторитаризма, закручивания гаек в политической сфере, ограничений прав и свобод, а также зажима гражданской инициативы, похоже, пришло понимание, что выбранная парадигма развития ведет в тупик, и отсюда.
Однако радоваться рано. Автократия не была бы автократией, если бы ее адепты мыслили категориями либерализма и демократии. У них свое на уме.
Признав необходимость менять нынешнее общественное сознание, Акорда пытается осуществить это не по передовым социально-политическим лекалам Европы и Америки, а по своему особому плану, исключающему изменение политических основ автократии. То есть не в ущерб своей политической монополии.
Президент предлагает модернизацию общественного сознания с заметным культурологическим уклоном. В основу берется возрождение «правильных» традиций, поиск национального кода. Этакая модернизация на основе погружения в прошлое. По его мнению, модернизация должна коснуться в основном вопросов культуры и истории, что, в свою очередь, будет способствовать формированию патриотизма. Что ж, дело нужное! Культурологический аспект – это важнейший сегмент общественного сознания. Однако этого недостаточно, чтобы провести полноценную модернизацию общественного сознания.
Общественное сознание – это совокупность принципов, норм и правил, которыми руководствуются люди в своих оценках происходящего.
В этом плане президент хотел бы видеть у казахстанцев следующие качества: конкурентоспособность, прагматизм мышления, национальную идентичность, ориентированность на новые знания, восприимчивость всего нового и эволюционность, а не революционность развития.
В целом – хорошие и нужные принципы, за исключением последнего, который явно не к месту, так как, кроме страха потери власти, ничего не отражает. Это, видимо, нужно воспринимать как дань страху перед «цветными» революциями, так напугавшими автократических лидеров.
Однако, на мой взгляд, в предложенном президентом перечне того, что нужно изменить в общественном сознании, не хватает очень важных и принципиальных моментов, которые, собственно, и составляют основу общественного сознания, соответствующего духу времени.
Во-первых, патриотизм. Это важнейший элемент общественного сознания, позволяющий консолидировать и мобилизовать нацию. (Правда, в другой части своей статьи о патриотизме президент все же говорит.)
Во-вторых, высокая гражданская сознательность, предполагающая уважение своих прав и свобод и умение их отстаивать.
В-третьих, отношение к людям во власти, как к тем, кого народ нанял для выполнения государственной работы, а не как подданных – к господину.
В-четвертых, толерантность к чужим, нетрадиционным взглядам, мнениям, образу жизни и поведению.
В-пятых, ориентированность на участие в политической жизни страны, критическое отношение к политикам и их обещаниям.
И, в-шестых, формирование концептуальной идеологемы, что не человек существует для государства, а государство – для человека.
Я убежден, что названные мною принципы являются базовыми в деле изменения общественного сознания для достижения озвученной президентом цели – войти в тридцатку развитых государств мира. Без этого там делать нечего.
Но это только одна сторона проблемы. Есть и другая, которая в силу своей нерешенности полностью исключает какую-либо возможность указанной модернизации казахстанского общественного сознания.
Дело в том, что модернизацию общественного сознания нельзя отрывать от двух предыдущих модернизаций, объявленных президентом ранее, – модернизации экономики и политической реформы. Проблема в том, что они не завершены, и вряд ли это произойдет в ближайшее время. Здесь важно понимать, что модернизация сознания возможна только как результат успешного выполнения этих двух модернизаций.
Еще один аспект: президент Назарбаев предлагает сделать модернизацию сознания этакой коренной лошадкой, а политику и экономику – пристяжными в колеснице реформ казахстанского авторитаризма. Но это неверный подход. Так не бывает.
Пора понять, что без изменения парадигмы политического развития, без реальных изменений в экономике страны невозможно в принципе что-то изменить в части общественного сознания. Общественное сознание – это продукт политических и экономических условий, в каких находятся люди. Будет уважение прав и свобод простого человека, будут условия для беспрепятственного предпринимательства, будет торжество законности и права в стране – начнет меняться общественное сознание. Не будет этого – не будет ничего.
Причем для этого абсолютно не понадобятся государственные комиссии и дополнительные усилия власти. Это процесс сугубо объективный, который будет идти тем быстрее, чем меньше ему будут мешать законы, правила и традиции авторитарного прошлого.
Основная проблема – в политической системе, которая продолжает оставаться авторитарной вопреки всем попыткам что-то изменить в стране. Прежде всего, менять нужно именно систему. До тех пор, пока мы не откажемся от этой политической системы, ни о какой модернизации общественного сознания не может быть и речи.
В этом плане предполагаемая модернизация общественного сознания – это, образно говоря, попытка поставить телегу впереди лошади. Более чем очевидно, что такая конструкция никуда не уедет.
Сергей ДУВАНОВ,
журналист-публицист
Сentre1.com
ПИР во время ЧУМЫ
«Мы проведем Экспо. Мы самая богатая природными ресурсами страна. У нас стабильность, мы в 50-ке развивающихся стран мира. Я горжусь своей великой страной и президентом».
И плевать на то, что стабильность у нас только в угнетении, бедности, нищете и безвольности!
Паводки охватили треть республики, уходят под воду дома, скот, люди остались на улице (!). Все, что годами наживали, потом и кровью унесло водой, миллионы казахстанцев в беде.
А что делает правительство? Вместо того, чтобы отправлять гуманитарную помощь и делать работу по предотвращению паводков в других регионах, они проводят 1500-е заседание парламента, где делают кадровые перестановки для отвода внимания.
Кто-то может подумать, что это природная катастрофа, которую невозможно было бы предотвратить. Можно было бы, если бюджет ведомства водного хозяйства распределял на строительство качественных водных каналов и плотин, планировал бы эвакуационные выходы из потопленных областей.
Лично я расплакалась, когда увидела видео девочки Махаббат из Ақтөбе, которая плачет из-за ушедших под воду учебников. Вы понимаете, что девочка осталась без крыши над головой и банальных вещей для проживания? Она плачет, потому что теперь ей негде жить, нечего есть, и плюс ко всему ее заставят возмещать ущерб за книги из школы.
Ей всего 10 лет! Почему дети должны страдать из-за бездарности и алчности власть имеющих?!
Кому нахрен нужен имидж страны, Экспо и всякие лакшери мероприятия международного уровня, когда в стране плачут дети? Когда в один миг миллионы казахстанцев стали бомжами, кому интересно, какая богатая у нас нефтью страна? Почему все, что делается у нас в стране, делается против нас, граждан этой страны?
Из ФБ-странички Тогжана Куатжана