«Общественная позиция»
(проект «DAT» №42 (406) от 16 ноября 2017 г.
Вокруг футбола
Интервью с бывшим вице-президентом Футбольного союза Казахстана, футбольным другом юности, человеком, благодаря которому футбол Казахстана находится в УЕФА.
– Тлекбек, ходили разные околофутбольные слухи, вплоть до такого, что вы получили личное приглашение от Айсултана Назарбаева помочь «навести порядок» в нашем футболе. А с чем, действительно, был связан приезд в Алматы?
– Я давно планировал поездку в Алматы, навестить мою маму, брата, сестру и моих любимых племянников, которых впервые смог обнять.
– На Родине вы не были примерно лет 10. Это связано с громким «делом Алиева» или с какими-то другими обстоятельствами?
– Этот вопрос тоже связан с популярной рубрикой «Слухи»? (Смеётся). Перед законом я чист. Никогда ни от кого не прятался. Моя фамилия – Акпаев! Прошло более 10 лет, как я уехал работать консулом в Посольство Республики Казахстан в Германии в город Бонн, а затем был переведен в Австрию, в Вену на аналогичную должность. За это время много событий произошло в моей жизни…
– Отец ваш Аманша Сейсенович Акпаев – рекордсмен и долгожитель на должности руководителя казахстанского спорта. Более 30 лет он был рулевым! Дома вы чувствовали его переживания за этот важный участок работы?
– Отец! Это целая эпоха спорта – советского и независимого Казахстана. Он был и навсегда останется для меня примером для подражания. Профессионал своего дела. Будучи председателем Спорткомитета Казахской ССР, неоднократно рапортуя на Бюро ЦК КП Казахстана об очередном успешном выступлении на Олимпийских играх, чемпионатах мира и Европы спортсменов Казахстана, всегда неизменно вставал вопрос: как выступает футбольный клуб «Кайрат» и какое место займет по окончании сезона? Во времена Союза футбол считался партийным видом спорта. И надо сказать, что иногда стоял вопрос: сохранит ли «Кайрат» прописку в высшей лиге СССР? Проблемы выступления «Кайрата» затрагивались в докладах самого Первого секретаря ЦК Компартии Казахстана Динмухамеда Кунаева. И после неудачной игры были у отца серьезные разговоры с партийным руководством по «вертушке». Отец жил проблемами команды, приезжал часто на базу. Его фраза перед тренерским штабом и игроками: «Народ вами недоволен!» – стала классической. И сейчас, по прошествии стольких лет, мне очень приятно читать и слышать в СМИ искренние и теплые отзывы о моем родителе, как о папе «Кайрата».
– Мало кто знает, что вы были футболистом и сборы проходили в «Кайрате», выступал во второй лиге чемпионата СССР. Как это было?
– Была в Институте физкультуры и спорта самобытная футбольная команда СКИФ, которая принимала участие во второй лиге чемпионата СССР. Играли в той дружине в основном студенты нашего вуза с отделения футбола, должен заметить, совершенно бесплатно, получая только талоны на питание. По окончании института одни переходили в другие коллективы этой же лиги, а некоторые попадали в обойму «Кайрата». СКИФ воспитал многих игроков для команд мастеров – Эльдара Гасанова, Алтая Битусупова, Юрия Найдовского, Анатолия Фадейкина, Александра Михеля, Аркадия Бакулина, Сергея Пацая, Олега Жанузакова, Аскара Кожабергенова и многих других. Чемпион СССР в составе «Днепра» Эдуард Сон даже провел несколько матчей за СКИФ. Каждый год по 5-8 игроков получали приглашения в профессиональные клубы. У этой команды даже своя кричалка была: «Мюллер есть и есть Круифф, но лучше всех – команда СКИФ!». И ведь играли парни от души: могли запросто очки на выезде у фрунзенской «Алги» забрать или семипалатинский «Спартак» самого Станислава Каминского в Семипалатинске 4:0 разгромить. Тренировали эту команду преподаватели вуза Анатолий Колибердин, Александр Дегтярёв, Юрий Ястребов, начинали свою тренерскую карьеру бывшие игроки «Кайрата». Одним из таких был Фарид Хисамутдинов, который также играл и за московский ЦСКА.
На одном из зимних первенств ВУЗа по футболу, где я играл за команду педагогического факультета, меня он и приметил. Он подошел ко мне и так нарочито с юмором спросил: «Как фамилия, паренёк?» и пригласил на тренировку СКИФа. Так я стал футболистом. Прошел зимние сборы, старался, как мог, показать себя. Однажды играли на базе «Кайрата», что на улице имени Каблукова, против дубля, тренером которого был нынешний президент КФФ Сеильда Байшаков. В той игре забил гол.
В начале марта дома зазвонил телефон, потом в комнату заходит отец и спрашивает: «А ты, что, футболом занимаешься?!», он даже не знал об этом, и продолжил: «Звонил Остроушко Леонид Константинович, просит отпустить тебя на сборы в Сухуми с дублем «Кайрата». Я не знаю, что такого наговорил отцу Леонид Константинович, но, к моему большому удивлению, он разрешил мне поехать на сборы.
На сборах в Эшерах в 1983 году, по моему мнению, был самый звездный состав «Кайрата», Какие имена – Курбан Бердыев, Сергей Стукашов, Евстафий Пехлеваниди, Антон Шох, Владимир Никитенко, Юсуп Шадиев, Фанас Салимов, Александр Куклев, Сергей Бураков, Сергей Ледовских, Эдуард Сон, Алаш Утеушев и другие. На этих сборах посчастливилось сыграть несколько игр, в том числе за второй состав юношеской сборной СССР под руководством тренера Белоусова. Команде для двусторонней игры не хватало игроков, и нас – Сарсекова, Айнабуланова и меня, отрядили помочь второму составу сборной, в той игре я забил гол в ворота основного состава, которые защищал вратарь «Жальгириса» Калинаускас. Дважды выходил на замену в играх основного состава «Кайрата» против Олимпийской сборной СССР и бакинского «Нефтчи».
По прилету в Алма-Ату, на базе «Кайрата» решалась моя дальнейшая карьера. Сеильда Икрамович настаивал оставить меня в дубле, но в итоге я оказался по приглашению начальника команды «Жетысу» Христофора Михайлиди в Талды-Кургане. По окончании первого круга мы шли в тройке лидеров, Сергей Волгин блистал на поле и забивал много голов и в итоге стал лучшим бомбардиром казахстанской зоны и был приглашен в «Кайрат». Я же, получив надрыв связок колена, решил закончить эксперимент с футболом.
Но тогда я представить себе не мог, что судьба еще даст мне шанс проявить себя в футболе, но уже в другом амплуа. Отмечу, что и в должности вице-президента ФСК мы завели хорошую традицию – проводить товарищеские матчи с участием сотрудников. Набрал хорошую форму и меня заявили в 2005 году за футбольный клуб «Раимбек», который тренировал мой институтский друг Олежка Псарев. Мы в серьезном соперничестве с сильными командами выиграли чемпионат Алматы. В воротах у нас играл тогда ныне основной голкипер «Кайрата» Владимир Плотников, а в середине – бывший тренер национальной сборной Андрей Ферапонтов. Приличная была у нас командочка. Так что футбол в моей душе на всю жизнь с самого детства.
– С футболом пришлось закончить, а дальше пошли трудиться по специальности?
– По окончании института пошел работать тренером по фехтованию в родной спортинтернат №8. Набрав группу новичков мальчиков-саблистов 1971 года рождения, подготовил из них трех мастеров спорта СССР, пятерых – КМС. Служил в пограничных войсках. Три года аспирантуры в Киеве, в 1991 году успешная защита диссертации на тему «Рациональные структура и содержание многолетней подготовки фехтовальщиков». Аттестационной комиссией ВАК СССР присвоена степень кандидата педагогических наук.
После многих лет ухаживаний в 1991 году связал себя узами брака с моей любимой, самой нежной и красивой – Эллой Райбер. Она – мастер спорта международного класса СССР по волейболу. Из той знаменитой звездной команды АДК с главнокомандующей Нелли Щербаковой. Познакомились с Эллой, как это часто бывает у спортсменов, на сборах на «Медео». Воспитали двоих детей, сын Абылай закончил университет в Вене, работает, дочь Алтынай учится в гимназии.
– Очень интересно читателям будет узнать о знакомстве с Рахатом Алиевым и вашем сложном пути в руководстве нашего футбола…
– С Рахатом Алиевым мы были знакомы со студенческих лет. И когда он предложил мне помочь возглавить ему, а затем руководить футболом Казахстана, я понимал, что это не простое дело, и дать согласие было для меня нелегким решением. Тем более, я был хорошо знаком с уважаемыми мной людьми, которые были в руководстве Футбольной ассоциации Республики Казахстан – ФАРК, президентом которой был Куралбек Досжанович Ордабаев и генеральным секретарем Тимур Санжарович Сегизбаев. В 1999 году меня назначили исполняющим обязанности Генерального секретаря ФАРК. Изучив изнутри организацию работы футбола Казахстана, было решено взяться за это дело серьезным образом. Многие специалисты футбола в областях хотели перемен. На конференции федерации перед новой нашей командой было поставлено много вопросов, и один из них был о переходе в УЕФА. И прозвучал он из уст моего друга Гения Тулегенова (смеётся) и поддержан многими участниками конференции.
А после конференции я поделился впечатлениями о ней с отцом, он внимательно выслушал и сказал – приходите с Рахатом ко мне в офис, там и подумаем, что делать. Вот в назначенный день и час пришли к отцу в офис Национального олимпийского комитета, что на улице Абая. Он поздравил Рахата с избранием, мы рассказали ему о наших дальнейших планах. Отец, посмотрев на часы, поднял трубку и набрал московский номер телефона, дождавшись ответа на том конце провода, он просто сказал: «Здравствуй, Слава! Это Акпаев…» – обменявшись парой фраз с Вячеславом Колосковым, продолжил: «У меня в кабинете сидят двое ребят, у них есть некоторые вопросы по футболу, помоги им». Я полетел в Москву на встречу с президентом РФС и прямо сказал, что мы хотим возобновить процесс по возвращению Казахстана в УЕФА. Это один из примеров большого авторитета моего отца, который стал опорой в этом невероятном и нелегком деле.
Переход в УЕФА был нужен всей стране и всему народу. Это не высокопарные фразы. Вы помните организованный на страницах газеты «PROСПОРТ» всеобщий референдум, где подавляющим большинством люди проголосовали за Европу.
Когда в декабре 2001 года исполком УЕФА проголосовал 9 против 4, рекомендовать Конгрессу принять Казахстан в члены УЕФА, прямо из штаб-квартиры УЕФА я позвонил отцу, который ждал моего звонка и сообщил результат голосования. Его реакция была такова: «Молодец! Я горжусь тобой, сынок!».
25 апреля 2002 года. Стокгольм. Швеция. Конгресс УЕФА. Голосование за принятие Казахстана 52 членом УЕФА. Единогласно! Аплодисменты в зале. И только тогда пришло осознание того, что это свершилось! Наш футбол уже в Европе! Навеки!!! Не скрываю, что эту радостную весть сообщил по телефону в Казахстан и одним из первых, кто об этом узнал, были вы. Борьба Казахстана за футбольную Европу завершилась победой!
– Все считают, что после преследования Алиева вы тоже пустились в бега. Это так? Проясните ситуацию. За границей вы тяжело заболели…
– Если говорить о диагнозе, то у меня после удаления опухоли на щитовидной железе обнаружили рак. Это было накануне всех последующих проблем с Рахатом Алиевым. И у меня был один выход – бежать от болезни. И я побежал – с помощью химиотерапии, облучения и других методов современной медицины.
– Жизнь в Австрии и Германии – это битва с тяжелым недугом. За счет чего удалось победить тяжелую болезнь? Как повели себя друзья?
– Друзья познаются в беде. Пусть их отношение ко мне в этот период останется на их совести. Спасибо моей семье и моим близким, их поддержка давала мне силы бороться с недугом. И, может быть, мое молчание порождало в Казахстане всякие слухи обо мне, просто мне было не до них, все эти годы я должен был бороться с болезнью.
На 50-летний юбилей от моих детей я получил неожиданный подарок – фехтовальную амуницию. Занятия фехтованием стали для меня глотком свежего воздуха, можно сказать, эликсиром молодости, лекарством от болезни. Сегодня я тренирую австрийских фехтовальщиков, иногда и сам принимаю участие в турнирах. Играю в футбол в любительской команде.
– Ходили разговоры, что вас должны пригласить на работу в ФФК. Что-то не срослось?
– Мне до сих пор не безразлична судьба казахстанского футбола, я пристально слежу за событиями, происходящими в нашем футболе, и, пребывая в Алматы, на одном из спортивных интернет-порталов прочитал в рубрике «Слухи» о возможном приглашении меня на работу в ФФК. Слухи остались слухами и комментировать их не вижу смысла.
Гений ТУЛЕГЕНОВ,
футбольный обозреватель
«D»