УДАРИМ автокредитом по… СТРАНЕ!

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №16 (287) от 23 апреля 2015 г.

 

То ли еще будет…

 

Как известно, упавший российский рубль сильно повлиял на самые разные процессы как внутри России, так и во взаимоотношениях России с соседями. Самый свежий пример – это возникновение проблем и препятствий между союзниками в торговле самыми насущными товарами. Сложившаяся в торговле ситуация между Казахстаном и Россией уже называется журналистами «торговой войной», хотя, на мой взгляд, никакое иное определение, кроме как абсурд, не подходит для обозначения сегодняшних торговых отношений между союзниками по Евразийскому экономическому союзу.

 

Одним из последствий быстропадающего в конце прошлого года рубля стал массовый наплыв казахстанцев в соседние российские регионы. Сметали с полок все подряд, от кастрюль до автомобилей. Работу дали огромному числу россиян от продавцов супермаркетов и автодилеров до пограничников и уже подзабытых рэкетиров. Наших казахстанских бюрократов, видимо, все это тоже сильно напрягло. Им была поставлена задача – найти любые возможности, чтобы уменьшить, а лучше вообще устранить уход валюты в соседнюю страну. Поскольку, как показали четверть века независимости, наши чиновники к созидательному труду не способны в принципе, им пришлось довольно тяжело. Привычными инструментами, а точнее единственным инструментом, которым они владеют в совершенстве, а именно запретом на сложившуюся ситуацию, увы, не повлияешь.

И с конца прошлого года до апреля они думали, думали и, наконец, придумали. Поскольку самым дорогим товаром, уводящим доллары из отчизны, были автомобили, то и ударить решили по ним. И это несмотря на то, что поезд уже ушел, что и рубль уже прилично укрепился, и в Россию уже никто не едет, и машинами уже затарились все, кому не лень. Но чиновничья креативная волна разогналась, и ее уже ничем не остановишь, даже здравым смыслом.

Было решено выделить 20 миллиардов тенге из средств Национального фонда на кредитование физических лиц для покупки легкового автомобиля отечественного производства. Соответственно, была построена и питательная пирамидка, чтобы те, кто все это придумал, не остались в стороне. Как следует из пресс-релиза Банка развития Казахстана, деньги из Национального фонда сперва идут в этот банк, который в свою очередь является дочерней организацией АО «Нацинальный управляющий холдинг «Байтерек».

Уже из этого Банка развития деньги Нацфонда пойдут коммерческим банкам для последующей выдачи автокредитов населению. Перечень этих банков утвердила сама государственная комиссия по модернизации экономики, которая в распределении денег, видимо, и видит эту самую модернизацию экономики. Эта высокая комиссия выбрала из более чем сорока банков несколько банков-счастливчиков и определила каждому сумму, выделяемую на автокредитование.

«Народный банк Казахстана» – 4 млрд. тенге.

«Евразийский банк» – 3 млрд. тенге.

«Сбербанк России» – 2 млрд. тенге.

«Форте банк» – 2 млрд. тенге.

«БанкЦентрКредит» – 2 млрд. тенге.

«АТФ Банк» – 2 млрд. тенге.

Какими качествами надо обладать банку, чтобы попасть в этот список и по каким критериям различаются суммы, выделяемые банкам на автокредитование, комиссия по модернизации экономики скромно умалчивает. Также эта комиссия умалчивает, каким образом в государственную программу поддержки отечественного автопроизводителя попал зарубежный, а точнее российский банк. Банк государства, с которым, как пишут журналисты в казахстанской прессе, идет самая настоящая «торговая война». И еще один вопрос читателю: вы можете себе представить картину, чтобы, например, в аналогичной государственной российской программе поддержки отечественного автопроизводителя участвовал казахстанский банк? И второй вопрос все-таки зададим гос­комиссии по модернизации экономики: «Чем руководствовалась госкомиссия по модернизации экономики, включая зарубежный банк в национальную госпрограмму?».

Несколько слов об условиях самой программы, утвержденных правительством РК.

– номинальная ставка вознаграждения – не более 4 % годовых (при этом годовая эффективная ставка, включая затраты по страхованию и оформлению в залог автотранспорта, не должна превышать 7,5 % годовых;

– срок кредитования – 5 лет

– валюта займа – тенге;

– стоимость единицы автотранспорта – не более 5, 6 миллиона тенге;

– обязательный первоначальный взнос – не более 20% от стоимости автомобиля. Вот собственно и вся программа. И участие чиновников в ней самое незамысловатое, но самое вкусное. Передавай деньги по цепочке, отщипывая себе кусочек, и помалкивай.

Как всегда, в таких случаях подкрепились высокими официальными стимулами. Здесь и «Нурлы жол», и поддержка казахстанских автосборочных предприятий, и забота о народе. В целом, на мой взгляд, такая программа скорее нужна, чем не нужна. Хотя бы по той простой причине, что она предоставляет право желающему купить машину. А воспользуются этим правом казахстанцы или нет – это их право. Но то, что банки, пока казахстанцы будут думать, этим правом с удовольствием воспользуются, я не сомневаюсь.

Но что-то все-таки не дает покоя, вызывает вопросы, на которые хотелось бы разъяснений. Например, в программе говорится о поддержке отечественного автопроизводителя. А сколько процентов узлов и деталей должно быть изготовлено в автомобиле собственными руками, чтобы автомобиль считался отечественным? 30%, 50% или 70%? Насколько мне известно, так называемый казахстанский автопром только собирает отверточным способом узлы и детали, поступающие от зарубежного производителя. И если доля нашего труда составляет в готовом изделии 10%, то, думаю, что, во-первых, это пока еще не дает права называться отечественным производителем. Да и качество, судя по отзывам тех, кто уже имеет счастье ездить на отверточном казахстанском авто, оставляет желать лучшего. Я уж не говорю о том, что вырваться из жарких объятий казахстанского автодилера с его ненавязчивым автосервисом, автогарантиями и автоценами будет практически невозможно. А опыт, полученный от этих объятий, запомнится на всю оставшуюся жизнь.

А во-вторых, получается, что в рамках госпрограммы осуществляется поддержка все-таки не казахстанского, а зарубежного автопроизводителя, т.к. 90% готового изделия это его и труд, и материалы, и готовые для сборки узлы. Думаю, было бы больше толку, если бы деньги, идущие через банки на автокредиты, пошли бы сразу самим казахстанским сборочным производствам. Они бы поставили дополнительные цеха и путем обучения рабочих и последующего изготовления сперва несложных деталей, потом сложнее, потом простых узлов, а потом более сложных узлов увеличивали бы казахстанскую долю в готовом изделии. Через несколько лет смотришь, и весь автомобиль стал бы казахстанский, пусть даже и по лицензии. Соответственно, и цена этого автомобиля была бы ниже, и не надо было бы залазить в автокабалу, пусть даже и за 7, 5 % годовых.

Третий вопрос, на который хотелось бы получить ответ. А насколько обсуждаемая автомобильная сфера является приоритетной в перечне отраслей экономики Казахстана, которые нуждаются в государственной поддержке? Неужели это самая острая, самая нужная на сегодняшний день отрасль экономики, без которой уже нельзя прожить и которая нужна сильнее всех? У нас города переполнены машинами. На авторынках бери – не хочу. В Алматы тысячи людей теряют миллионы человеко-часов в пробках, а мы печемся опять о машинах.

А как быть со всем остальным? С продуктами питания и одеждой, на покупку которой уходит чуть ли не вся вырученная от нефти валюта? Как быть с малым и средним бизнесом, убитым чиновниками под корень? Как быть с безработицей, которая вместе с самозанятыми уже составляет почти 40% населения? Как быть с сельским хозяйством, которое не кормит страну и с огромным множеством других проблем, которые нуждаются в поддержке государства? Неужели они все менее важны для граждан страны, чем возможность часами сидеть в пробках на собственной машине казахстанской сборки?

И последнее. Для того, чтобы любая государственная программа пошла и была принята народом, к ней должно возникнуть доверие. А для возникновения этого доверия государственные чиновники и финансовые бюрократы должны начать с себя. Если те же работники госкомиссии по модернизации экономики пересядут на казахстанский автомобиль, разве это не будет лучше всяких слов? А если к ним присоединятся сотрудники «Байтерека» и Банка развития и коммерческих банков? А если добавить работников министерств? А если огромные автопарки акиматов всех уровней поменять на казахстанские машины? Разве это не будет эффективным примером, вызывающим доверие к национальному автомобилю и экономящее кучу государственных денег? Ведь министерские и акиматовские чиновники, разъезжающие на «Мерседесах» и «Тойотах», своим неэффективным и неумелым управлением страной не оправдывают даже бензин, который они сжигают. Я обращаюсь ко всем видам и подвидам многочисленных наших чиновников и бюрократов всех мастей: «Поддержите первыми отечественный автопром – пересядьте на казахстанский автомобиль!»

Недавно в прессе проскочило заявление заместителя акима города Алматы г-на Ильина о том, что акимат рассматривает возможность внедрения системы платных дорог и платный въезд в определенные части города. «Политика должна идти на то, чтобы выдавливать личный транспорт из города, пересаживать людей на общественный транспорт», – считает он. Гос­подин Ильин, а вы сперва наладьте работу этого общественного транспорта в Алма-ты, уменьшите аварийную опасность автобусов, которые устраивают автогонки в любое время суток, обустройте регулярную проверку водителей автобусов на алкоголь и наркотики. Для начала хотя бы обязуйте их ездить только в правом ряду и строго по графику.

Или это у вас не получается? Потом начните с себя, покажите народу пример и попробуйте выдавить легковой транспорт у самого себя хоть акиматовский, хоть личный, и пересядьте на автобус, работу которого вы пока не можете наладить. Или в качестве промежуточного решения, чтобы сразу не быть раздавленным в автобусе, для начала пересядьте на казахстанский автомобиль.

После этого у вас появятся основания, да и то очень призрачные, выдавливать личный транспорт у всех остальных. А прежде чем говорить о взимании платы за дороги в Алматы, вспомните, что они строились на деньги бюджета, а значит, на деньги казахстанцев, а не частных лиц. И взимать плату – это абсурд!

А во-вторых, вы просто не сумеете упорядоченно, культурно и организованно взимать эту плату. На дорогах воцарится хаос, заторы, беспредел, расцветет дорожная коррупция, а проехать будет просто невозможно. Основания так думать мне дают примеры того, как любое начинание городских властей в части решения дорожно-парковочных проблем за все эти годы только ухудшало ситуацию и увеличивало проблемы и трудности для алматинцев. Касается ли это людей в жилетках, непонятно, почему взимающих сборы за парковку или парковочных автоматов, на которые были потрачены огромные деньги, но про которые сейчас стараются не говорить, или разрисованных парковок якобы для инвалидов, или как попало и где попало поставленных неразумных и нелогичных дорожных знаков, или «жолполовцев», щуками снующих между автогражданами в поисках добычи.

Иными словами, господа чиновники, лучше не трогайте ничего и ничего не придумывайте, и не проявляйте никакой инициативы, а то становится только хуже. Лучше поддержите отечественного производителя и пересядьте на казахстанский автомобиль.

Айдар АЛИБАЕВ,

экономист

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн