«Общественная позиция»
(проект «DAT» №46 (363) от 15 декабря 2016 г.
Записки профессора
• Заговори, чтобы я тебя увидел.
(Сократ, Древняя Греция)
Бесспорно, мысль очень хорошая. Не зря в русской пословице говорится о том, что встречают по одежке, а провожают по уму. Только поговорив с человеком, мы узнаем, пустой он или одухотворенный. Речь – не простая упаковка мыслей, она характеризует человека даже больше, чем умение держаться на людях, она сразу обнаруживает его интеллект, уровень мышления, эрудицию, зрелость, общую культуру.
Но мне приятно, что эта мысль родилась у великого человека в Древней Греции. Почему? Да потому, что опять речь идет о наших предках. Недавно в большом научном обществе я сделал доклад о Древнем Туране и Олимпийских играх Древней Греции, где показал, что полуостров Пелопоннес, начиная с ХІХ века до н.э. был всегда во власти кочевых племен – пеласгов, ахейцев, ионийцев, дорийцев и т.д., которые, придя в эти живописные места с территории Великой Степи и покорив местное население, правили ими, а все великие люди той эпохи: Платон, Сократ, Аристотель и другие произошли из верхнего класса, созданного кочевыми племенами, государства. Опять же, согласно KZ-постулата – они наши предки.
Ну а что касается самих Олимпийских игр, то их придумали тоже мы: собираясь на ас у горы Олимп, почитали своих предков, приносили жертвоприношения, проводили различные спортивные состязания и услаждали свой слух божественными звуками. Надо сказать, что участвовать на Олимпийских играх в Древней Греции могли только аристократы – представители верхнего, правящего класса.
Тогда кем же были в таком случае известные победители Олимпийских игр – математик Пифагор, врач Гиппократ, философы Сократ и Платон, оратор Демосфен, историк Геродот и другие? Олимпийские игры в древности проводились в течение пяти дней, первый и пятый дни посвящались жертвоприношениям. Известный итальянский историк Ф. Кардини пишет, что: «…В самом древнем греческом жертвоприношении – олимпийском – не так давно были выявлены следы жертвоприношения, характерного для тюрко-татар…».
Все подтверждается, все правильно, так оно и было – вот так проводили свое время на завоеванных пространствах наши предки – кочевники Великой Степи!
• Голос истины противен слуху.
(Лао Цзы)
Хотя мы и заклинаем себя, что горькая правда лучше сладкой лжи, тем не менее слышать ее мы не хотим. Как говорил древнегреческий философ Демокрит: «Откровенная речь – свойство свободного духа, однако опасно выбрать для нее неподходящий момент». Отдавая предпочтение истине, говоря откровенно о том, что ты думаешь, можешь не только испортить кому-то слух, но и жизнь свою подвергнуть испытанию.
Мои монгольские друзья: тот же Байса – Казначей ФИСУ, Жага – Генеральный секретарь Федерации студенческого спорта Монголии, считая меня своим другом, очень не любят слушать меня и читать мои книги, когда я доказываю, что Чингисхан к монгольской нации не имеет никакого отношения. Но, как говорил Платон: «Сократ мне друг, а истина дороже».
• Благодарность быстро стареет.
(Аристотель, Древняя Греция)
Аристотель, как известно, был учителем Александра Македонского, а его имя двусоставно. «Арыс» с тюркского, казахского переводится как остов, опора, а «Тоты» опять на казахском языке означает соловей, трибун. Таким он и был, великий наш учитель, создавший знаменитую школу ораторского искусства.
Но, возвращаясь к его высказыванию, хочу сказать, что много позже уже Публий Сир, древнеримский мыслитель говорил: «Не забывай услуг тебе оказанных, но забудь про те, которые ты сам оказал».
Сделав однажды доброе дело, не надо ждать дивидендов, которое оно тебе принесет. Делать добрые, богоугодные дела – должно стать нашей потребностью, жизненной необходимостью. Великий русский писатель Достоевский говорил: «Весь мир не стоит и слезинки одного ребенка». Осуши эту слезу, помоги человеку в трудную минуту, и ты будешь счастлив, а великий поэт Англии лорд Байрон тоже считал, что «высушить одну слезу – больше доблести, чем пролить море крови».
Мне очень импонирует позиция Томаса Пейна – американского государственного и политического деятеля ХІХ в., который считал, что если одно, два приветственных слова могут сделать человека счастливым, то надо быть просто негодяем, чтобы отказать ему в этом.
• Если ты неуч и молчишь, то ведешь себя умно, если же ты умен и молчишь, то глупо. (Теофраст, Древняя Греция)
В прошлом году, в ноябре 2015 года после трех неудачных попыток, через 12 лет, я, проявив упорство и настойчивость, избрался в состав Исполнительного комитета Международной федерации университетского спорта (FISU), которая проводит Всемирные универсиады, вторые по значимости после Олимпийских игр. Почему я это сделал? Да, потому-то мне есть что сказать для успешного развития мирового спорта, а для этого нужна была высокая трибуна. И сегодня на наших собраниях я очень много высказываю полезных предложений, которые находят отклик и решение в нашей организации.
В то же время я вижу, что среди избранных 25 асессоров – членов Исполкома, есть люди случайные, но они ведут себя умно, потому что молчат.
Я верил, что наступит день, когда я займу эту почетную должность и в этом смысле силы мне придавал философ Древней Греции Тит Ливий, который заметил, что солнце закатывается ежедневно, но не в последний раз. Занимая активную жизненную позицию в семье FISU, я не забываю и слова сирийского писателя ХІІІ века Абу аль Фараджа, который признавался, что часто раскаивается в том, что говорил, но редко сожалеет о том, что молчал.
(Продолжение следует)
Кайрат ЗАКИРЬЯНОВ,профессор