Вторник , 13 мая 2025

Тенгиз пробурит дыру в доходах «КазМунайГаза»

Диви­ден­ды от ТШО, кото­рые явля­ют­ся клю­че­вым источ­ни­ком дохо­да для «Каз­Му­най­Га­за» и госу­дар­ства в целом, зна­чи­тель­но упа­дут во вре­мя реа­ли­за­ции мега­про­ек­та рас­ши­ре­ния про­из­вод­ства на Тен­ги­зе. Вопрос об их ком­пен­са­ции пока висит в воздухе

Обрат­ная сто­ро­на расширения

Про­ект рас­ши­ре­ния про­из­вод­ства на неф­тя­ном место­рож­де­нии Тен­гиз рас­смат­ри­ва­ет­ся в каче­стве мощ­ней­шей точ­ки роста эко­но­ми­ки и при­вле­че­ния зару­беж­ных инве­сти­ций. Казах­стан явля­ет­ся бене­фи­ци­а­ром не про­сто как полу­ча­тель нало­гов, но и как непо­сред­ствен­ный участ­ник про­ек­та, вла­дея 20% «Тен­гиз­шев­рой­ла» через наци­о­наль­ную ком­па­нию «Каз­Му­най­Газ».

Для КМГ ТШО — вто­рой по зна­чи­мо­сти добы­ва­ю­щий актив. В 2015 общая добы­ча неф­ти по груп­пе КМГ соста­ви­ла 22,6 млн тонн, из них 8,3 млн тонн обес­пе­чи­ла «Раз­вед­ка Добы­ча КМГ», а 5,4 млн тонн (24%) — доля КМГ в ТШО. В слу­чае уве­ли­че­ния добы­чи на Тен­ги­зе до 38 млн тонн на долю КМГ при­дет­ся уже 7,6 млн тонн, то есть этот актив для нац­ком­па­нии по сво­им мас­шта­бам вплот­ную при­бли­зит­ся к РД КМГ.

В то же вре­мя меж­ду­на­род­ные рей­тин­го­вые агент­ства, оце­ни­ва­ю­щие послед­ствия для участ­ни­ков про­ек­та, смот­рят на ситу­а­цию под дру­гим углом. Fitch пола­га­ет, что рас­ши­ре­ние про­из­вод­ства на Тен­ги­зе «при­ве­дет к более низ­ко­му диви­денд­но­му пото­ку» КМГ. По дан­ным агент­ства, в послед­ние три года доля ТШО в дохо­дах нац­ком­па­нии состав­ля­ла $3,1 млрд, что было для нее важ­ным источ­ни­ком средств.

«Более низ­кий поток диви­ден­дов от ТШО для КМГ в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве обу­слов­лен мас­штаб­ны­ми инве­сти­ци­я­ми ТШО в раз­ви­тие про­ек­та, а затем выпла­той суще­ствен­но­го дол­га, кото­рый, как мы пони­ма­ем, СП пла­ни­ру­ет при­влечь для финан­си­ро­ва­ния про­ек­та», — отме­ча­ет агентство.

Заме­нить нечем

С эти­ми пред­по­ло­же­ни­я­ми нель­зя не согла­сить­ся. Общая сум­ма инве­сти­ций в про­ект рас­ши­ре­ния про­из­вод­ства на Тен­ги­зе оце­ни­ва­ет­ся почти в $37 млрд. Понят­но, что такой объ­ем финан­си­ро­ва­ния потре­бу­ет очень серьез­но­го сни­же­ния диви­ден­дов, рав­но как и при­вле­че­ния зай­ма. По оцен­ке агент­ства Moody’s, на долю ТШО при­хо­дит­ся 30% всей выруч­ки КМГ, и в финан­со­вом плане этот актив явля­ет­ся для нац­ком­па­нии лиди­ру­ю­щим, опе­ре­жая РД КМГ. В слу­чае сни­же­ния диви­ден­дов от ТШО в поступ­ле­ни­ях КМГ обра­зу­ет­ся боль­шая дыра.

Чем мож­но вос­пол­нить выпа­де­ние дохо­дов? Из круп­ных про­ек­тов, кото­рые нач­нут­ся в сред­не­сроч­ной пер­спек­ти­ве, мож­но назвать Севе­ро-Кас­пий­ский. Одна­ко, по оцен­ке Moody’s, с момен­та нача­ла про­мыш­лен­ной добы­чи на Каша­гане КМГ дол­жен начать пога­шать кре­дит на $2,4 млрд, кото­рый будет выпла­чи­вать­ся тре­мя тран­ша­ми по $800 млн, начи­ная с 2017. Мож­но будет рас­счи­ты­вать на диви­ден­ды от Ази­ат­ско­го газо­про­во­да (тран­зит турк­мен­ско­го газа в Китай), одна­ко они, как отме­ча­ет Moody’s, нач­нут посту­пать не ранее 2023 года.

Дру­гих про­ек­тов, спо­соб­ных в бли­жай­шие годы нарас­тить гене­ра­цию при­бы­ли для нац­ком­па­нии, нет. Ком­пен­са­ция пред­сто­я­щей поте­ри диви­ден­дов от ТШО явля­ет­ся на сего­дня клю­че­вой про­бле­мой не толь­ко для КМГ, но и в целом для госу­дар­ства, одна­ко она поче­му-то пра­ви­тель­ством даже не озву­чи­ва­ет­ся. Воз­мож­но, это свя­за­но с тем, что пока не рас­счи­та­на сум­ма воз­мож­ных потерь – рав­но как и нет ясно­сти с сумой затрат на про­ект рас­ши­ре­ния про­из­вод­ства на Тен­ги­зе. Хоть ТШО ука­за­ло циф­ру $36,8 млрд, агент­ство S&P, при­сво­ив­шее ТШО дол­го­сроч­ный кре­дит­ный рей­тинг «BBB», отме­ти­ло, что «раз­мер инве­сти­ций в рам­ках про­ек­та по рас­ши­ре­нию про­из­вод­ства состав­ля­ет око­ло $42,4 млрд».

«Мы пола­га­ем, что ТШО будет финан­си­ро­вать про­ект за счет заем­ных средств объ­е­мом $21,5 млрд, вклю­чая выпус­ки обли­га­ций, кре­ди­ты ком­мер­че­ских бан­ков и при­о­ри­тет­ные кре­ди­ты парт­не­ров», — гово­рит­ся в сооб­ще­нии S&P.

Пла­тит один за всех

Паде­ние диви­ден­дов так­же ста­вит вопрос о спо­соб­но­сти КМГ рас­пла­чи­вать­ся по долгам.

Как сле­ду­ет из отче­та ком­па­нии, общая сум­ма дол­го­сроч­ных обя­за­тельств на конец 2015 соста­ви­ла 3 трлн 330 млрд тен­ге, тогда как по ито­гам 2014 – 3 трлн 223 млрд тен­ге. При этом раз­мер дол­го­сроч­ных зай­мов вырос с 2,4 трлн тен­ге до 2,9 трлн тен­ге. Прав­да, раз­мер теку­щих обя­за­тельств сни­зил­ся с 1 трлн 168 млрд тен­ге до 777 млрд тенге.

Это при­мер­но сов­па­да­ет с оцен­кой внеш­не­го дол­га КМГ, назван­но­го зам­пре­дом гос­хол­дин­га «Самрук-Казы­на» Еле­ной Бахму­то­вой — $10,7 млрд. Она счи­та­ет подоб­ную сум­му «при­ем­ле­мой с уче­том теку­ще­го уров­ня цен». Moody’s так­же пола­га­ет, что КМГ обла­да­ет доста­точ­ным объ­е­мом лик­вид­но­сти, в счет пога­ше­ния дол­га ей пред­сто­ит выпла­тить в 2016 толь­ко $830 млн, а в 2017– $1 млрд.

Одна­ко эти оцен­ки каса­ют­ся финан­со­во­го здо­ро­вья КМГ как отдель­но взя­той ком­па­нии. Но для нас пра­виль­нее рас­смат­ри­вать ее как эле­мент общей госу­дар­ствен­ной систе­мы. И в этом слу­чае ста­но­вит­ся оче­вид­но, что обо­льщать­ся по пово­ду стре­ми­тель­но­го сни­же­ния дол­го­во­го бре­ме­ни не сто­ит. Оно про­изо­шло, глав­ным обра­зом, за счет про­да­жи за $4,7 млрд 50% акций ЧКОО «Kashagan B.V.» в поль­зу «Самрук-Казы­ны», кото­рый ранее про­дал 10% акций КМГ Наци­о­наль­но­му бан­ку за 750 млрд тен­ге. Полу­чив эти день­ги, КМГ смог пога­сить свои евроб­ли­га­ции на $3 млрд и кре­ди­ты «Казтранс­га­за» на $400 млн. Но источ­ни­ком средств в любом слу­чае ста­ло госу­дар­ство, внут­ри кото­ро­го и про­изо­шло пере­рас­пре­де­ле­ние дол­га КМГ.

Оче­вид­но, что по такой же схе­ме при­дет­ся дей­ство­вать и для заме­ще­ния диви­денд­ных дохо­дов от ТШО. В ква­зи­го­су­дар­ствен­ный сек­тор вновь будут зали­ты день­ги из Наци­о­наль­но­го фон­да, что создаст иллю­зию финан­со­вой устойчивости.

Forbes.Kz, 15 июля 2016

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн