Как расследования против коррупции и олигархов тонут в бюрократии
Швейцарские власти по старой доброй традиции ведут расследование в отношении дочери первого президента Казахстана Нурсултана Назарбаева – Динары Кулибаевой, а заодно и ряда других VIP-клиентов банка «Reyl». Как обычно, поводом стали подозрения в отмывании денег через уютные швейцарские счета. Международное журналистское расследование, проведенное Центром по исследованию коррупции и организованной преступности (OCCRP), любезно раскрыло эту информацию миру, а швейцарские правоохранители нехотя подтвердили факт расследования.
Еще в 2023 году финансовый регулятор FINMA обнаружил, что банк «Reyl» чересчур легкомысленно проверял происхождение денежных потоков, текущих со счетов семьи Назарбаевых. Весной 2024 года против Кулибаевой возбудили уголовное дело: на кону – транзакции на скромную сумму в 150 миллионов швейцарских франков, перекочевавших на ее счета прямиком из казахстанских финансовых учреждений. Дознание также заинтересовалось кредитом в 25 миллионов евро, который «Reyl» выдал Кулибаевой на покупку недвижимости во Франции. Видимо, с такими мизерными для дочери Нурсултана Назарбаева объемами средств швейцарские банкиры даже не подумали спросить: «А откуда дровишки?»
Но это только цветочки. Особое внимание прокуратуры привлекли и другие сделки Динары Кулибаевой – уже на родной швейцарской земле. В 2019 году она прикупила ни много ни мало 62 тысячи кв. м. элитной недвижимости в кантоне Женева, включая живописный замок Бельрив на берегу Женевского озера, оцененный в 106 миллионов франков. И если раньше ни у кого вопросов не возникало (ведь деньги, сами понимаете, не пахнут), то теперь, после вскрывшихся нарушений при переводе средств прокуратура Женевы решила-таки проверить: а на какие шиши были сделаны столь романтические покупки?
Разумеется, не одна Кулибаева привлекла нежный взор швейцарских властей. В числе подследственных оказались и другие уважаемые постсоветские деятели – бывший министр связи России Леонид Рейман и зять покойного Ислама Каримова, Тимур Тилляев. Банк «Reyl» явно умел выбирать клиентов: чтобы на одной ветке сидели такие сливки общества – это надо постараться.
Адвокаты Кулибаевой, впрочем, поют старую песню о главном: все деньги – честно заработанные дивиденды от её доли в АО «Народный банк Казахстана» (Halyk Bank), которым она владеет вместе с супругом, олигархом Тимуром Кулибаевым. Но швейцарская прокуратура подозрительно щурится: переписка между FINMA и банком «Reyl» полна противоречий, а доказательства чистоты денег – такие же мутные, как воды Женевского озера в ненастный день.
В лучших традициях швейцарской скрытности прокуратура отказывается комментировать детали дела, ссылаясь на «процессуальную стадию». Между тем, несмотря на начатое еще в 2024 году расследование, Кулибаева продолжает бодро проводить через банк операции на миллионы долларов. Ну а что? Кто старое помянет – тому глаз вон, как говорится.
Сегодня Динара Кулибаева гордо занимает 635-е место в списке мировых миллиардеров и второе место среди казахстанских богачей по версии Forbes – в сладкой паре со своим мужем.
Кстати, помимо замка Бельрив, у Кулибаевой есть еще вилла Ле Роше в Аньере (приграничный швейцарский кантон), приобретенная в 2009 году за 71,8 млн долларов. Тогда для покупки пришлось даже получить специальное разрешение от правительства Швейцарии: закон запрещал иностранцам владеть столь обширной недвижимостью, но, конечно же, ради такой клиентки можно и пойти на маленькие уступки.
И напоследок – капля горькой иронии. В ноябре 2024 года Казахстан и Швейцария торжественно договорились о взаимной правовой помощи и возврате незаконно выведенных активов. Генеральные прокуратуры даже получили право обмениваться информацией. Правда, о каких-либо претензиях к Кулибаевой со стороны Казахстана не слышно. Ранее Комитет по возврату активов при Генеральной прокуратуре Казахстана заявил, что не имеет отношения к расследованию сделок с недвижимостью Динары Кулибаевой в Швейцарии. По данным ведомства, правоохранительные органы этой страны не запрашивали у казахстанских коллег информацию о законности сделок. Видимо, у отечественных правоохранителей нет никакого желания узнать, откуда же всё-таки у Динары Кулибаевой такие денежки…
Алдиар Бауыржанұлы, «D»