«Общественная позиция»
(проект «DAT» №45 (362) от 08 декабря 2016 г.
К 25-летию Независимости
Государственная независимость – бесценный дар, венец многовековых чаяний и борьбы народа за свое достоинство. Это высшая награда многим поколениям героев национально-освободительных движений, всем патриотам Казахстана.
В 1991 году казахстанцы ощутили себя хозяевами родной земли, гражданами своего обретенного государства, начали качественно новый путь национальной гордости и исторического самоутверждения.
Это не могло не принести плоды. Созданное самоотверженным трудом нескольких поколений народное хозяйство, высокообразованное население, уникальные природные богатства переориентировались на строительство Республики Казахстан. Переход к рыночной экономике, высвобождение созидательной инициативы людей позволили наполнить потребительский рынок. Страна и народ обрели известность и признание, Казахстан стал полноправным членом международного сообщества. Толерантность, доброжелательность нашего народа позволили обеспечить становление многонационального государства в атмосфере согласия.
Но возможностей реализации незаурядного потенциала Нового Казахстана было намного больше. Почему далеко не все они были использованы?
Безусловно, главная причина в том, «новая старая» власть Республики Казахстан – часть бывшей советской партийной элиты, продолжала нести в своей психологии и практике, по сути, прежние схемы доминирования государства по отношению к человеческой личности, ее интересам и нуждам. Вместо того, чтобы наполнить государственность идеями свободы, справедливости, гуманистическими ценностями, правящая верхушка во многом превратила ее в средство своего бесконтрольного обогащения.
Власть такого государства с самого начала принялась за выкорчевывание ростков гражданского общества и гражданских свобод, парламентаризма, плюрализма и демократии.
Такая политическая несправедливость естественно повлекла за собой несправедливость экономическую – крайне непрозрачную приватизацию в середине 1990-х годов общенародных стратегических отраслей производства. С тех пор формирование в Казахстане властно-олигархической экономики было неотъемлемо от процессов упрочения необходимого для ее охраны режима личной власти.
Как следствие, кроме обусловленных импульсом Независимости успехов, итогами последней четверти века также стали:
– превращение преимущественно индустриального народного хозяйства в непрозрачную сырьевую и заемную экономику;
– политическая система без баланса ветвей власти и стабилизирующих институтов, с фальсификацией выборов и коррумпированной исполнительной вертикалью;
– снижение инвестиционной привлекательности страны по причине экономических и политических рисков;
– антисоциальный характер государства, ухудшение качества коммерциализированных здравоохранения, образования, науки;
– недопустимое для современного мира социальное расслоение.
При этом главными выгодополучателями в сегодняшнем Казахстане прочно стали «сверхбогатые», чьи доходы в любой ситуации растут значительно быстрее, чем у остального населения. Столь же заметно беднеют бедные, усугубляется системное неравенство возможностей – отбрасывая в потенциальные «аутсайдеры» три четверти казахстанцев.
Этот процесс ускорился в настающий в РК период перманентных кризисов, во многом вызванных недиверсифицированностью казахстанской экономики и всякий раз влекущих за собой девальвацию национальной валюты, рост безработицы, сокращение социальных расходов.
Иными словами, самой природой существующей власти в развитие Казахстана заложены перекосы, которые при отсутствии политической системы выражения воли общества способствуют росту социальной напряженности, несут угрозу политической дестабилизации!
Наряду с этим углубляется еще один кризис – морали и нравственности. Политика власти фактически культивирует в обществе стяжательство и бездуховность, что способствует росту преступности, сгущению атмосферы тревоги и апатии для очень многих людей.
На этом фоне в нашу страну пришел культ личности. Это явление глубоко чуждо современной цивилизации, но для Казахстана, в котором во времена подобного превознесения лидера пострадали миллионы людей – оно недопустимо вдвойне. Культ личности унижает народ, закрепощает мышление людей, лишает общество необходимой динамики развития!
Такое примитивное понимание властью своей роли делает еще более опасными вызовы, объективно стоящие перед Казахстаном накануне политического «транзита», в условиях противоборства кланово-олигархических групп и клубка геополитических интересов.
Словом, 25-летие нашей страны объективно стало рубежом, когда недопустимо разошлись между собой две реальности. Это Независимость Казахстана, состоявшаяся в душах граждан, вызывающая чувство непреходящей гордости – и, с другой стороны, несостоятельность казахстанской власти в качестве «надстройки», чьим предназначением было максимально воплотить все возможности Независимости на благо каждого казахстанца.
Вот почему я убежден: четвертьвековой юбилей Независимости Казахстана должен стать началом реального Национального Диалога всех общественно-политических сил – о безотлагательной демократизации, о социальном государстве, о всецело ориентированной на интересы общества экономике!
Более того, я считаю, что в нынешнее судьбоносное время Казахстан должен избавиться от выжидательной идеологической «провинциальности», занять свое прочное идейное место в рядах защитников магистральных гуманистических идеалов, которые сегодня в ряде государств ставятся под угрозу усилением реакционной правой идеологии, национализма и ксенофобии. Для этого у нашей страны – перекрестка цивилизаций, впитавшего их лучшие качества – имеются все условия.
Наша партия – выразительница социал-демократических ценностей свободы и справедливости – готова и дальше вносить в это свой вклад.
г. Алматы,
7 декабря 2016 г.