Воскресенье , 11 мая 2025

Нуржан Альтаев: ВРАГ У НАС ВНУТРИ!

Начи­на­ния казах­стан­ских вла­стей, хоть как-то име­ю­щие отно­ше­ние к Рос­сии ста­ли вызы­вать про­ти­во­сто­я­ние. Оче­ред­ным пово­дом недо­воль­ства граж­дан ста­ло под­пи­са­ние мемо­ран­ду­ма о сотруд­ни­че­стве с груп­пой ком­па­нии “Сбер”, кото­рое выли­лось в митинг, при орга­ни­за­ции неза­ре­ги­стри­ро­ван­ной пар­тии “Ел тірегі”. 

Не сек­рет, что дея­тель­ность этой пар­тий вызы­ва­ет мно­го вопро­сов в обще­стве. Одна­ко, есть вещи, когда кол­ла­бо­ра­ция про­сто необ­хо­ди­ма. Поэто­му нас очень огор­чил факт, что дру­гие про­тестные груп­пы не под­дер­жа­ли про­шед­ший митинг. Ведь гово­ря про­стым язы­ком, сов­мест­ная дея­тель­ность со «Сбе­ром» в обла­сти циф­ро­ви­за­ции при­ве­дет к тому, что базы дан­ных рос­сий­ских спец­служб попол­нят­ся све­де­ни­я­ми о граж­да­нах Казах­ста­на. Об этом и мно­гом дру­гом мы пого­во­ри­ли с руко­во­ди­те­лем пар­тии “Ел тіре­гі” Нур­жа­ном Альтаевым.

Нур­жан Бауы­р­жа­но­вич, что кон­крет­но побу­ди­ло Вас объ­явить митинг про­тив сотруд­ни­че­ства вла­стей с рос­сий­ской груп­пой ком­па­нии «Сбер»?

– Мы одно­знач­но про­тив согла­ше­ния со «Сбе­ром». Это про­ти­во­ре­чит стра­те­ги­че­ским инте­ре­сам стра­ны. В этом соли­дар­ны с боль­шей частью наше­го общества.

Ред­ко какая ини­ци­а­ти­ва за послед­нее вре­мя вызы­ва­ла такую кри­ти­ку. Поэто­му мы реши­ли, что люди долж­ны выска­зать свое мне­ние, не толь­ко в интер­не­те, но и в “реа­ле”. У нас сей­час поли­ти­ка вся в Фейс­бу­ке и Ютю­бе. Власть на это почти не реа­ги­ру­ет. Может им это даже выгод­но – что­бы люди вир­ту­аль­но шуме­ли и выпус­ка­ли пар. Они боят­ся на самом деле толь­ко реаль­но­го объ­еди­не­ния, выхо­да на ули­цу, боять­ся панически.

Како­во ваше мне­ние насчёт даль­ней­ших пер­спек­тив отно­ше­ний с Рос­си­ей, в све­те дого­во­ра со «Сбе­ром»?

– Рабо­та­ем толь­ко на бла­го стра­ны. У нас нет ни вре­ме­ни, ни жела­ния пля­сать под чьи-то дуд­ки. Если пра­ви­тель­ство хочет слы­шать народ то объ­яви­ло бы народ­ный мемо­ран­дум. Но сей­час не заме­ча­ет­ся дви­же­ния со сто­ро­ны пра­ви­тель­ства. Мно­гие видят и зна­ют, что мы рабо­та­ем в инте­ре­сах обще­ства и хотим доне­сти крик души жителей.

Как вы дума­е­те, поче­му Ваш при­зыв по про­ве­де­нию митин­га не под­дер­жа­ли дру­гие дем­си­лы? Ведь под­ни­ма­е­мая тема напря­мую каса­ет­ся наци­о­наль­ной без­опас­но­сти страны.

– Наши демо­кра­ти­че­ские силы раз­роз­не­ны. Это веч­ная про­бле­ма. Ино­гда они объ­еди­ня­лись, это порой слу­ча­лось, но потом все рав­но идёт рас­кол. Я думаю, про­бле­ма в том, что народ на самом деле неак­ти­вен. Посмот­ри­те, на митинг при­шло мало людей, хотя на самом деле очень мно­гие про­тив дого­во­ра со «Сбе­ром». Даже если бы при­шли кто напи­сал посты в Фейс­бу­ке и сде­лал репо­сты – было бы силь­но боль­ше. Я уж не гово­рю про тех, кто ста­вил лай­ки. Под­дер­жать изда­ле­ка, ругать в сетях – одно, реаль­но под­дер­жать – дру­гое. Поэто­му оппо­зи­ция варит­ся в сво­ем соку, отсю­да и кон­флик­ты и рас­ко­лы. Это от бес­си­лия и от без­де­лья, ина­че и быть не может. Если зав­тра народ проснет­ся, то и дем­си­лы изме­нят­ся. Все ста­нет по дру­го­му. А народ проснет­ся, да, рано или поздно.

В послед­ние вре­мя в Казах­стане отме­ча­ет­ся рост про­тестных настро­е­нии анти­рос­сий­ской направ­лен­но­сти. Кро­ме про­тив сотруд­ни­че­ства со «Сбером», люди высту­па­ют про­тив стро­и­тель­ства АЭС. Вы раз­де­ля­е­те мне­ние о том, что про­тестный фак­тор свя­зан с агрес­сив­ной внеш­ней поли­ти­кой Крем­ля в отно­ше­нии Казахстана?

– Это оче­вид­но. Евразий­ский союз, затем вой­на в Укра­ине, затем пря­мые угро­зу в адрес Казах­ста­на. Это откро­вен­но враж­деб­ные дей­ствия. К сожа­ле­нию, неко­то­рая часть обще­ства под­дер­жи­ва­ет сда­чу суве­ре­ни­те­та, и пол­ное под­чи­не­ние Рос­сии. И самое пло­хое, что таких пози­ций при­дер­жи­ва­ет­ся зна­чи­тель­ная часть вла­сти. Там на самом деле очень мало пат­ри­о­тов. Это так назы­ва­е­мая «вата» – и им не место в госу­дар­ствен­ных орга­нах неза­ви­си­мо­го Казахстана.

Поэто­му ситу­а­ция опас­на вдвойне. Враг у нас не сна­ру­жи – враг внут­ри! Хочу их предо­сте­речь. Если они дума­ют, что полу­чить­ся без­на­ка­зан­но сдать стра­ну Рос­сии, они ошибаются.

Вы раз­де­ля­е­те мне­ние, что глав­ная при­чи­на про­те­стов свя­за­на с недо­ве­ри­ем к казах­стан­ским властям?

– Нет, не раз­де­ляю. Власть дис­кре­ди­ти­ро­ва­ла себя дав­но, силь­но рань­ше, чем про­те­сты нача­лись. Про­сто пока уро­вень жиз­ни был более или менее снос­ным, люди тер­пе­ли. И даже наде­я­лись, что ста­нет луч­ше. Сей­час тер­петь уже неку­да. В пер­спек­ти­вы никто не верит. Жизнь доро­жа­ет, рабо­ты мень­ше, зар­пла­ты не рас­тут. При­чи­на в эко­но­ми­ке. Зав­тра будет хуже, я в этом не сомне­ва­юсь. Тогда про­тест ста­нет дей­стви­тель­но массовым.

В свое вре­мя вы зани­ма­ли руко­во­дя­щие посты в мини­стер­стве тру­да и соци­аль­ной защи­ты, так­же в мини­стер­стве сель­ско­го хозяй­ства. Рас­ска­жи­те о реаль­ном состо­я­нии этих отрас­лей в усло­ви­ях эко­но­ми­че­ско­го кризиса?

– У нас все отрас­ли в кри­зи­се, на самом деле. Ну может кро­ме жилищ­но­го стро­и­тель­ства, кото­рое зали­ва­ют суб­си­ди­я­ми на ипотеку.

Что каса­ет­ся сель­хоз­ки и соци­ал­ки, они похо­жи толь­ко одним – бюд­жет­ны­ми день­га­ми. Но како­ва судь­ба этих денег! Соци­ал­ка кача­ет скуд­ный поток денег людям на бед­ную жизнь. Что­бы не жало­ва­лись лиш­ний раз. А сель­ское хозяй­ство кача­ет бюд­жет­ные день­ги в кар­ма­ны чинов­ни­кам и их при­корм­лен­ным биз­не­сме­нам на очень бога­тую жизнь. В этом весь наш Казах­стан. Вот так делит­ся богат­ство – одним что­бы не сдох­ли с голо­ду, дру­гим – на вил­лы в Испа­нии. На днях толь­ко аре­сто­ва­ли чинов­ни­ков из сель­хоз­сфе­ры, кото­рые раз­во­ро­вы­ва­ли суб­си­дии. А там все на этом стро­ит­ся, на самом деле…

Если же об общей ситу­а­ции, то соци­ал­ка не будет под­дер­жи­вать­ся в такой сте­пе­ни, как того ожи­да­ют. На это они ска­жут “нет денег!”. Люди дождут­ся толь­ко мел­ких надбавок.

Сель­хоз­ка же в этом году испы­та­ла серьез­ный кри­зис. Про­бле­мы с уро­жа­ем, про­бле­мы с засу­хой. Цены на про­дук­ты рас­тут, но про­из­вод­ство у нас не рас­тет, почему-то?

Поче­му?

– Да пото­му, что дешё­вый импорт про­дук­тов из Рос­сии на кор­ню губит наше­го про­из­во­ди­те­ля. У людей есть день­ги толь­ко на самую дешё­вую еду. Пусть она вся пла­сти­ко­вая и непо­нят­но из чего сде­ла­на, как рос­сий­ская про­дук­ция – зато доступно.

И что важ­но, зем­ле­де­лие и живот­но­вод­ство у нас ста­но­вит­ся все более рис­ко­вой дея­тель­но­стью. Поэто­му нуж­ны меры госу­дар­ства, под­держ­ка, стра­хо­ва­ние рис­ков. Но чинов­ни­ки как обыч­но сде­ла­ют исхо­дя из лич­но­го инте­ре­са, а он у них один – коррупционный.

Кри­зис на руку чинов­ни­кам. Под кри­зис мож­но полу­чить сред­ства на его пре­одо­ле­ние, и опять же их раз­во­ро­вать. Вот эти все хва­леб­ные нац­про­ек­ты – они пре­вра­тят­ся в вил­лы в Испа­нии и Турции.

Как вы дума­е­те, поче­му тогда в такой пла­чев­ной ситу­а­ции власть пре­зи­ден­та Тока­е­ва не может отпра­вить в отстав­ку пра­ви­тель­ство Мами­на, как ник­чем­ных мене­дже­ров, кото­рые загна­ли стра­ну в такой глу­бо­кий тупик кризиса?

– И, вооб­ще, Мамин тут ни при чём, по боль­шо­му сче­ту. Это систе­ма такая – с Мами­ным или без него, все бы шло имен­но так. Всей исто­ри­ей послед­них двух деся­ти­ле­тий такой кри­зис был под­го­тов­лен. Будь на месте Мами­на любой дру­гой, было бы в прин­ци­пе так­же. Но это конеч­но, не зна­чит, что он не несёт ответ­ствен­ность. Ты на долж­но­сти – зна­чит в ответе!

В соци­аль­ных сетях часто упо­ми­на­ет­ся, что за пар­ти­ей «Ел тире­ги» сто­ит коман­да Тиму­ра Кули­ба­е­ва, о чем кос­вен­но сви­де­тель­ству­ют фак­ты вашей карьер­ной лест­ни­цы. Что Вы ска­же­те на сей счёт? Поче­му вы не рас­кры­ва­е­те истин­ных акци­о­не­ров и спон­со­ров партии?

– То, что я рабо­тал в НПП «Ата­ме­кен» не зна­чит, что я чело­век Кули­ба­е­ва. НПП – огром­ная струк­ту­ра, там кого толь­ко нет.

У нас все­гда ищут такую подо­пле­ку. Вот, напри­мер, исто­рия про мой депу­тат­ский запрос годич­ной дав­но­сти. Я отпра­вил запрос в Пра­ви­тель­ство, где потре­бо­вал, что­бы пре­мьер явил­ся в Пар­ла­мент и отчи­тал­ся по сред­ствам, выде­лен­ным на борь­бу с эпи­де­ми­ей, и отве­тил на вопрос – как полу­чи­лось, что мы все провалили?

Запрос я ни с кем не согла­со­вы­вал. Но он про­шел, пото­му что во фрак­ции реши­ли, что это с чего-то высо­ко­го ведо­ма. Когда запрос посту­пил в кан­це­ля­рию пре­мье­ра, они нача­ли суе­тить­ся и искать эту подо­пле­ку – кто копа­ет под пре­мье­ра? Может Кули­ба­ев? Или кто-то дру­гой? Пото­му что они во всем видят под­ко­вер­ные интриги.

Узнав через пару дней, что это моя лич­ная ини­ци­а­ти­ва, они вздох­ну­ли спо­кой­но. Отчи­ты­вать­ся в Пар­ла­мент, есте­ствен­но, никто не пришел.

Пар­тия – тоже моя лич­ная ини­ци­а­ти­ва. Денег на нее мно­го не нуж­но, пото­му что сей­час мы осо­бой дея­тель­но­сти актив­ной на самом деле не ведем. Мы не заре­ги­стри­ро­ва­ны. Мы про­сто арен­ду­ем офис, купи­ли видео­ка­ме­ру, ком­пью­тер, и все. Мы же не про­во­дим какие-то мега акции, про­сто вышли на ули­цу, про­шлись, высту­пи­ли в Ютю­бе, напи­са­ли в Фейс­бу­ке. Для это­го денег мно­го не надо. Есть и те, кто помо­га­ет день­га­ми, спа­си­бо им. Но это неболь­шие сум­мы. С нашим сего­дняш­ним фор­ма­том рабо­ты нам боль­ших сумм и не надо. Име­на их не рас­кры­ваю, что­бы у них не было проблем.

– Наря­ду с этим людей насто­ра­жи­ва­ет рели­ги­оз­ная состав­ля­ю­щая «Ел тире­ги». На орга­ни­зо­ван­ных «Ел тире­ги» акци­ях, участ­ни­ки не раз выкри­ки­ва­ли «Аллах Акбар!». Вы таким обра­зом хоти­те попол­нить свои ряды при­вер­жен­ца­ми Исла­ма, или это что-то другое?

– Наша пар­тия – свет­ская пар­тия. Про­сто в наших рядах есть веру­ю­щие. И не толь­ко мусуль­мане. Есть хри­сти­ане, есть иудеи. Я сам веру­ю­щий, читаю намаз 5 раз в день, испол­няя долг мусуль­ма­ни­на. Я не самый погру­жен­ный, я про­стой веру­ю­щий, каких много.

Един­ствен­но что ска­жу, что в стране по зако­ну – сво­бо­да сове­сти, это чет­ко запи­са­но в кон­сти­ту­ции. Каж­дый име­ет пра­во испо­ве­до­вать свою религию.

Не сек­рет, что глав­ная про­бле­ма сего­дняш­не­го состо­я­ния граж­дан­ско­го обще­ства – это поли­ти­че­ская пас­сив­ность боль­шин­ства казах­стан­цев. Что на Ваш взгляд необ­хо­ди­мо пред­при­нять, что­бы повы­сить граж­дан­скую активность?

– Про­сто вый­ти. Вый­ти и тре­бо­вать. Не будь­те рав­но­душ­ны. Знай­те – кро­ме вас самих вам никто не помо­жет! Если вы дума­е­те, что вся стра­на нища­ет, а вы смо­же­те жить хоро­шо, вы оши­ба­е­тесь (если вы, конеч­но, не чинов­ник). Вы буде­те нищать вме­сте со стра­ной. Дей­ствуй­те сей­час, ина­че зав­тра силь­но пожа­ле­е­те. Напри­мер, когда ваши дети пой­дут в рус­скую армию, и погиб­нут на рус­ской войне, как это было во вто­рую мировую.

Дело – оно цен­нее тыся­чи слов. Смо­жешь один раз – пере­ста­ешь боять­ся. Вот я смог – и дру­гих тоже призываю.

– Как в дан­ное вре­мя обсто­ит вопрос реги­стра­ции партии?

– Никак! При этой вла­сти мы не полу­чим реги­стра­цию. И мы это зна­ем. Они боят­ся любой кон­ку­рен­ции. Но это не меша­ет нам зани­мать­ся поли­ти­кой. Пере­ме­ны рано или позд­но наста­нут, и тогда мы обя­за­тель­но при­мем уча­стие в пер­вых сво­бод­ных выбо­рах, на кото­рых, кста­ти, не будет ника­ких «НурО­та­нов» и «Акжо­лов, пото­му что они все сбе­гут за границу.

С отка­зом реги­стра­ции мы не согла­ша­ем­ся, пото­му что счи­та­ем это без­за­ко­ни­ем. Поэто­му будем пода­вать сно­ва и сно­ва. Нико­гда нель­зя согла­шать­ся с беззаконием! 

Что Вы еще хоте­ли бы доба­вить в этом интер­вью поми­мо наших вопросов?

– Сей­час в стране идут серьез­ные про­цес­сы. Есть шан­сы на обнов­ле­ние. Мы можем постро­ить демо­кра­тию, я в этом уве­рен. Пото­му что люди нача­ли про­сы­пать­ся, нако­нец. 30 лет тяжё­ло­го сна закан­чи­ва­ют­ся. Теперь все зави­сит от нас.

Я‑то хоть делаю что-то! Пусть пло­хо, может быть, но делаю! Не сиди­те на месте, дей­ствуй­те! Халы­тың күші – бірлікте!

Спа­си­бо за интер­вью! Желаю Вам и вашей пар­тии удачи!

Аза­мат ШОРМАНХАНУЛЫ,

«DAT».

Начинается собатаж

В УГОДУ «СБЕРУ»?

  • Услу­ги опе­ра­то­ров Цен­тров обслу­жи­ва­ния насе­ле­ния (ЦОН) оста­ют­ся недо­ступ­ны­ми из-за сбо­ев в Казах­стане, сооб­ща­ет пресс-служ­ба госу­дар­ствен­ной кор­по­ра­ции «Пра­ви­тель­ство для граждан».

«К сожа­ле­нию, вынуж­де­ны сооб­щить, что в свя­зи с тех­ни­че­ски­ми сбо­я­ми полу­че­ние госу­дар­ствен­ных услуг через опе­ра­то­ров ЦОНов по-преж­не­му недо­ступ­но. Спе­ци­а­ли­сты АО «Наци­о­наль­ные инфор­ма­ци­он­ные тех­но­ло­гии» и госкор­по­ра­ции рабо­та­ют над реше­ни­ем воз­ник­шей про­бле­мы», – заяви­ли в «Пра­ви­тель­стве для граж­дан» в поне­дель­ник. Госкор­по­ра­ция попро­си­ла граж­дан «с пони­ма­ни­ем отне­стись к ситуации».

Каз­ТАГ.

Республиканский еженедельник онлайн