Суббота , 19 апреля 2025

Дипломатия на грани

Лавров и Токаев разминулись в трактовке международного права

В интервью газете «Коммерсантъ» министр иностранных дел России Сергей Лавров заявил, что не разделяет позицию Президента Казахстана Касыма-Жомарта Токаева по вопросу территориальной целостности.

Журналисты, по всей видимости, не случайно напомнили о заявлении Токаева, сделанном на Петербургском международном экономическом форуме летом 2022 года. Тогда глава Казахстана отметил, что если в международной политике руководствоваться исключительно правом наций на самоопределение, в мире может появиться более 600 новых государств – что, по его словам, чревато глобальным хаосом.

Токаев подчеркнул, что принцип самоопределения нередко вступает в противоречие с другим фундаментальным положением Устава ООН – правом государств на сохранение территориальной целостности. Исходя из этой логики, Казахстан не признаёт независимость самопровозглашённых Донецкой и Луганской «народных республик», как и Тайваня, Косово, Южной Осетии и Абхазии.

«Этот подход будет применяться и к квазигосударственным образованиям, которыми, на наш взгляд, являются Донецк и Луганск», – отметил Токаев в присутствии Путина.

Сергей Лавров, в свою очередь, утверждает, что Москва донесла свою позицию до Астаны.
«Для Токаева существует только право на территориальную целостность. Но я еще раз повторю: если вы являетесь членом ООН, вы обязаны уважать Устав во всей его полноте, а не выборочно», – заявил российский министр. Он добавил, что принцип территориальной целостности касается лишь тех государств, чьи правительства действительно представляют весь народ, населяющий их территорию.
«Ни одна колониальная держава не представляла интересов всего народа, жившего на захваченной территории», – подчеркнул Лавров.

Подобный выпад можно расценивать как сигнал в адрес руководства Казахстана – напоминание о том, что Кремль в любой момент может использовать «русскую карту» для дестабилизации обстановки или даже оккупации части территории, если Астана не будет следовать в фарватере российской внешней политики. Похоже, Путин до сих пор затаил обиду – и теперь его раздражение прорвалось наружу.

Однако эксперты категорически не согласны с умозаключениями Лаврова. По их мнению, призывы к «всеобъемлющему уважению Устава ООН» звучат парадоксально на фоне действий самой России. Впрочем, чтобы понять противоречие, не нужно быть юристом. Устав ООН прямо запрещает применение силы или угрозу силой против территориальной целостности государств – а именно это и сделала Россия в отношении Украины.

Путинский режим, которому служит Лавров, явно не представляет весь народ России. Многие национальные образования в составе РФ открыто заявляют о желании отделиться от метрополии и ведут активную политическую работу в этом направлении. Получается, Лавров – сознательно или нет – легитимизирует их стремления?

И всё же, по нормам международного права, другим государствам нельзя вторгаться и аннексировать части российской территории. Но прецедент уже создан.

Али Саматұлы, «D»

Республиканский еженедельник онлайн