Четверг , 22 мая 2025

О НАШЕСТВИИ ДИПЛОМАТОВ и специальной премии президента

«Обще­ствен­ная позиция»

(про­ект «DAT» №37 (354) от 13 октяб­ря 2016 г.

 

Опрос

 

 

В пери­од с выхо­да преды­ду­ще­го номе­ра «D» и по нынеш­ний, в стране про­изо­шло мно­го чего инте­рес­но­го. Что-то оста­лось в памя­ти про­стых казах­стан­цев, к при­ме­ру, инфор­ма­ция в СМИ о вне­зап­ном недо­мо­га­нии гла­вы госу­дар­ства Нур­сул­та­на Назар­ба­е­ва в свя­зи с про­сту­дой, а что-то ускольз­ну­ло от их вни­ма­ния: не до боль­шой поли­ти­ки, быть бы живу в усло­ви­ях креп­ча­ю­ще­го­ся кризиса.

Тем не менее, мы сочли нуж­ным обра­тить вни­ма­ние сооте­че­ствен­ни­ков на два дру­гих собы­тия и сде­ла­ли свой опрос. Итак, вопро­сы, на кото­рые дали отве­ты наши респонденты:

 

1. Минув­шая неде­ля в нашей стране озна­ме­но­ва­лась чере­дой новых назна­че­ний, в том чис­ле кто-то из когор­ты совре­мен­ных дипло­ма­тов полу­чил назна­че­ние в каче­стве аки­ма Южно-Казах­стан­ской обла­сти, дру­гой воз­гла­вил вновь создан­ное Мини­стер­ство обо­рон­ной и аэро­кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти. На ваш взгляд, насколь­ко оправ­да­ны эти назна­че­ния с уче­том их опы­та и ква­ли­фи­ка­ции по назна­чен­ным должностям?

2. Пре­зи­дент Казах­ста­на Нур­сул­тан Назар­ба­ев объ­явил, что лау­ре­а­том учре­ждён­ной им пре­мии «За мир без ядер­но­го ору­жия и гло­баль­ную без­опас­ность» стал король Иор­да­нии Абдал­ла II. «За вне­сён­ный вклад в постро­е­ние мира без ядер­но­го ору­жия я при­нял реше­ние назна­чить спе­ци­аль­ную пре­мию», – пояс­нил он при этом. Каким же боком Абдал­ла ІІ име­ет отно­ше­ние к ядер­но­му ору­жию, если его стра­на – Иор­да­ния – не обла­да­ет им?

 

Дастан КАДЫРЖАНОВ, политолог:

 


 

1. Я не ком­мен­ти­рую назна­че­ния и пере­ме­ще­ния в пра­ви­тель­стве – у меня сло­жи­лась такая тра­ди­ция и тому есть ряд при­чин и убеж­де­ний. Корот­ко. Это офи­ци­аль­ный базо­вый идео­ло­ги­че­ский под­ход кад­ро­вой поли­ти­ки пре­зи­ден­та Назар­ба­е­ва: с точ­ки зре­ния управ­ле­ния – опи­рать­ся на «уни­вер­саль­ных мене­дже­ров», кото­рые могут решать зада­чи в раз­лич­ных отрас­лях, несмот­ря на базо­вое обра­зо­ва­ние или преды­ду­щий опыт рабо­ты. В этом духе про­во­дит­ся и под­го­тов­ка управ­лен­цев, и их обра­зо­ва­ние, так что здесь нет ника­ко­го исклю­че­ния и ника­ко­го отхо­да от прин­ци­пов. Мож­но кри­ти­ко­вать сам под­ход, но прин­цип суще­ству­ет уже дав­но и нико­гда не менял­ся. Стран­но, что у кого-то это оста­лось неза­ме­чен­ным – это все­гда было и есть на поверх­но­сти прак­ти­че­ски всех назначений.

2. Я думаю, что в этом награж­де­нии ниче­го из ряда вон выхо­дя­ще­го нет. Пре­мия, как исхо­дит из её назва­ния, выда­ёт­ся не толь­ко тем, кто, имея ядер­ное ору­жие, при­ни­ма­ет уча­стие в дви­же­нии за разору­же­ние. В этом отно­ше­нии и мы, Казах­стан, не при­над­ле­жим к ядер­но­му клу­бу. Да, име­ем отно­ше­ние к ядер­но­му разору­же­нию через отказ от него.

Но отка­зав­шись от него одна­жды, это не зна­чит, что мы отка­за­лись от идеи безъ­ядер­но­го мира. Так что при­над­леж­ность к ядер­но­му ору­жию – это необя­за­тель­ный фак­тор при­част­но­сти к анти­ядер­ным инициативам.

Далее. Иор­да­ния сосед­ству­ет со стра­ной, кото­рая обла­да­ет ядер­ным ору­жи­ем – с Изра­и­лем. Так что гово­рить о том, что тема ядер­но­го ору­жия нахо­дит­ся вооб­ще в сто­роне от Иор­да­нии, было бы боль­шой ошиб­кой. Да и вооб­ще вопрос «атом­ной чумы» не дол­жен нико­го остав­лять рав­но­душ­ным в мире. Так или ина­че, все на Зем­ле, кто нахо­дит­ся в здра­вом уме, име­ют отно­ше­ние к этой проблеме.

В‑третьих, Иор­да­ния и её коро­лев­ская семья осу­ще­стви­ли мас­штаб­ный вклад в систе­му гло­баль­ной без­опас­но­сти. Иор­да­ния явля­ет­ся клю­че­вым игро­ком, мож­но даже ска­зать, базо­вым фак­то­ром мира и без­опас­но­сти в самом горя­чем реги­оне – на Ближ­нем Восто­ке. Труд­но пере­оце­нить вклад коро­ля Хус­сей­на и его сына, нынеш­не­го монар­ха Абдал­лы II, в гео­по­ли­ти­че­ские про­цес­сы реги­о­на, да и вооб­ще в гло­баль­ном масштабе.

Иор­да­но-изра­иль­ский мир­ный дого­вор 1994 года до сих пор пред­став­ля­ет собой один из ста­но­вых хреб­тов без­опас­но­сти там, где сосре­до­то­че­ны и стал­ки­ва­ют­ся гео­по­ли­ти­че­ские инте­ре­сы все­го мира. Под руко­вод­ством моло­до­го монар­ха Иор­да­ния ста­ла одним из самых актив­ных бор­цов с миро­вым терроризмом.

Абдал­ла II, по мое­му лич­но­му убеж­де­нию, – один из самых высо­ко­об­ра­зо­ван­ных лиде­ров госу­дарств с древ­ней­шей исто­ри­ей и заме­ча­тель­ны­ми поли­ти­че­ски­ми тра­ди­ци­я­ми. И потом, его отец – король Хус­сейн поль­зо­вал­ся такой непод­дель­ной любо­вью под­дан­ных, что не может не вызы­вать вос­хи­ще­ния и даже, если хоти­те, белой зави­сти – насколь­ко лидер стра­ны может пре­бы­вать в гар­мо­нии с наци­ей. При­чём не из-за огол­те­ло­го про­па­ган­дист­ско­го фана­тиз­ма, а имен­но на осно­ве искрен­них чело­ве­че­ских чувств. Я до сих пор пом­ню тот искрен­ний тра­ур, кото­рый охва­тил Иор­да­нию, когда пре­дан­ные чер­ке­сы нес­ли табыт упо­ко­ив­ше­го­ся коро­ля к его послед­не­му дому.

Не сто­ит забы­вать и то, что коро­лев­ская дина­стия Иор­да­нии при­над­ле­жит роду Хаши­ми­тов, роду Про­ро­ка Мухам­ма­да. Это не про­сто «род­ствен­ные свя­зи», это преж­де все­го уро­вень авто­ри­те­та и ответ­ствен­но­сти гло­баль­но­го поряд­ка, под­дер­жа­ние и раз­ви­тие кото­ро­го, на мой взгляд, у иор­дан­ской дина­стии полу­ча­ет­ся весь­ма достойно.

Не знаю, что вызва­ло ваше сомне­ние по пово­ду это­го награж­де­ния. Воз­мож­но, при­стра­стие наших руко­во­ди­те­лей к излиш­ней деко­ра­тив­но­сти, но сей­час это не тот слу­чай. При­суж­дая такие награ­ды, мы же, я имею в виду Казах­стан, декла­ри­ру­ем некие свои цен­но­сти все­му миру. Вру­че­ние таких пре­мий есть один из спо­со­бов заявить об этих цен­но­стях. Лич­но для меня, чьи пред­ки – выход­цы из Семи­па­ла­тин­ской обла­сти, анти­ядер­ная борь­ба нико­гда не уте­ря­ет сво­ей важ­но­сти. Так что на этот раз и пре­мия достой­ная, и лау­ре­ат – тоже.

 

Вали­хан ТУЛЕШОВ, политолог:

 


 

1. Види­мо, наши неко­то­рые аки­мы и мини­стры совсем ото­рва­лись от наро­да, ста­ли гру­бы­ми и важ­ны­ми. Одна­ко с паде­ни­ем эко­но­ми­ки и уров­ня жиз­ни насе­ле­ния с людь­ми при­дет­ся гово­рить мяг­че. Это уже поня­ли неф­тя­ные баро­ны. Дип­кор­пус при­зван заме­нить стиль руко­вод­ства, с наро­дом надо быть поди­пло­ма­тич­нее, а то ведь снесет!

2. Если несколь­ко пере­фра­зи­ро­вать стро­ки из извест­но­го шля­ге­ра Аллы Пуга­че­вой, то «все могут коро­ли, все могут коро­ли, и судь­бы всей зем­ли вер­шат они порой, но что ни гово­ри, «женить» всех по люб­ви не может ни один, ни один король!». Навер­ное, мы силь­но разо­ча­ру­ем Ели­за­ве­ту, если и ей не при­су­дим такую же пре­мию. Но воз­ни­ка­ет вопрос: а нуж­на ли ей такая премия?

 

 

Айдос САРЫМ, политолог:

 


 

 

1. Если гово­рить о кад­ро­вых назна­че­ни­ях в Южном Казах­стане, то их подо­пле­ка име­ет под собой вполне праг­ма­ти­че­ские осно­ва­ния. Бей­бут Атам­ку­лов непло­хо заре­ко­мен­до­вал себя в обла­сти, име­ет опыт рабо­ты как на дипло­ма­ти­че­ской ниве, так и в гос­служ­бе, свя­зан­ной с про­мыш­лен­но­стью. Пола­гаю, что и то, и дру­гое име­ет зна­че­ние в его буду­щей работе.

Что каса­ет­ся ново­го аки­ма реги­о­на, то его назна­че­ние свя­за­но с тем, что в ско­ром вре­ме­ни будет при­ня­та спе­ци­аль­ная гос­про­грам­ма раз­ви­тия горо­да Тур­ке­ста­на. Пред­по­ла­га­ет­ся, что город обре­тет заслу­жи­ва­ю­щий его ста­тус духов­но-рели­ги­оз­ной сто­ли­цы тюрк­ско­го мира. И в этом плане дол­го­сроч­ный опыт рабо­ты Жан­се­и­та Туй­ме­ба­е­ва в каче­ства посла нашей стра­ны в Тур­ции, его свя­зи с турец­ки­ми и тюрк­ски­ми дело­вы­ми кру­га­ми долж­ны спо­соб­ство­вать реа­ли­за­ции этой амби­ци­оз­ной цели.

По сути, сего­дня сто­ит зада­ча пре­вра­тить Тур­ке­стан в Мек­ку тюрк­ско­го мира. Уже сего­дня в год его посе­ща­ют свы­ше мил­ли­о­на тури­стов. Зада­ча сто­ит в том, что­бы сде­лать это направ­ле­ние откры­тым и дру­же­ствен­ным для огуз­ской части тюрк­ско­го мира, преж­де все­го – Тур­ции и Азер­бай­джа­на. Надо запу­стить и по пол­ной исполь­зо­вать исто­ри­ко-куль­тур­ный и духов­ный потен­ци­ал южно­го Казах­ста­на, обес­пе­чить его инфра­струк­ту­ру. Тот же Тур­ке­стан дол­жен стать горо­дом рес­пуб­ли­кан­ско­го под­чи­не­ния, стать контр­маг­ни­том для рас­ту­ще­го Шым­кен­та, взять на себя часть про­блем реги­о­на, пере­рас­пре­де­лить демо­гра­фи­че­ский ресурс.

2. Что же каса­ет­ся анти­ядер­ной пре­мии, то оче­вид­но, что про­грам­ма ими­д­же­вая, пре­зи­дент­ская. Здесь боль­шую роль игра­ет субъ­ек­тив­ный фак­тор. Как гово­рит­ся, хозя­ин – барин. Если уж Нобе­лев­ские пре­мии небез­упреч­ны, то что тут гово­рить о локаль­ной, мало­за­мет­ной в мире пре­мии? У Казах­ста­на есть внеш­не­по­ли­ти­че­ский анти­ядер­ный козырь, кото­рый заклю­ча­ет­ся в исто­ри­че­ском реше­нии по закры­тию Семи­па­ла­тин­ско­го ядер­но­го поли­го­на и отка­зу от ядер­но­го потенциала.

Дру­гое дело, что мы с этим козы­рем не ко дво­ру для осталь­но­го мира. Мы не обла­да­ем доста­точ­ным вли­я­ни­ем и авто­ри­те­том для его реа­ли­за­ции. Мир, наобо­рот, боль­ше заго­во­рил о ядер­ном воору­же­нии, клуб ядер­ных дер­жав вырос, угро­за ядер­ной вой­ны толь­ко вырос­ла. И в этой свя­зи мы с наши­ми амби­ци­я­ми зача­стую высту­па­ем в смеш­ной роли.

Дру­гое дело, что это направ­ле­ние пер­спек­тив­ное и инте­рес­ное, посколь­ку и раз­ряд­ка долж­на рано или позд­но насту­пить. И кто тогда будет опе­ра­то­ром и драй­ве­ром, будет иметь боль­шие поли­ти­че­ские и ими­д­же­вые диви­ден­ды. На это может потре­бо­вать­ся мно­го вре­ме­ни. Если пре­зи­дент счи­та­ет, что это вре­мя у него есть, то поче­му бы не попро­бо­вать?! Это луч­ше, чем гово­рить о новой миро­вой валю­те. Более реалистично.

 

 

Каз­бек БЕЙСЕБАЕВ, экс-дипломат:

 


 

1. В какой-то пери­од в назна­че­нии быв­ших послов аки­ма­ми была своя логи­ка. Вспом­ним, что из-за дефи­ци­та дипло­ма­ти­че­ских кад­ров неко­то­рые наши сего­дняш­ние аки­мы, руко­во­ди­те­ли госу­дар­ствен­ных орга­нов, депу­та­ты и дру­гие боль­шие чинов­ни­ки сна­ча­ла направ­ля­лись для рабо­ты за рубеж, где они не толь­ко обу­ча­лись по ходу дипло­ма­тии, но и в стра­нах пре­бы­ва­ния мог­ли пере­нять что-то полез­ное, что­бы потом пре­тво­рять полу­чен­ный опыт в Казах­стане. Напри­мер, Ахмет­жан Еси­мов дол­гое вре­мя пред­став­лял Казах­стан в Евро­пей­ском сою­зе, сена­тор Икрам Адыр­бе­ков был послом в Китае, а до того, как воз­гла­вить Кызы­лор­дин­скую область, рабо­тал послом в дру­гих стра­нах. Воз­мож­но, сей­час при­дер­жи­ва­ют­ся тако­го принципа.

Вме­сте с тем нуж­но отме­тить, что новый аким Южно-Казах­стан­ской обла­сти и нынеш­ние аки­мы Алма­ты и Шым­кен­та – все они рабо­та­ли в Адми­ни­стра­ции пре­зи­ден­та, поэто­му было пра­виль­но назвать их выход­ца­ми из окру­же­ния пре­зи­ден­та, а не дипло­ма­та­ми. Руко­во­ди­тель ново­го Мини­стер­ства обо­рон­ной и аэро­кос­ми­че­ской про­мыш­лен­но­сти по обра­зо­ва­нию инже­нер-метал­лург и дол­гое вре­мя про­ра­бо­тал по спе­ци­аль­но­сти. Воз­мож­но, по этим кри­те­ри­ям и с уче­том дипло­ма­ти­че­ско­го опы­та он наи­бо­лее под­хо­дя­щая фигу­ра для этой должности.

Одна­ко, вопрос не столь­ко в назна­че­нии, а в дру­гом. У нас име­ют­ся обо­рон­ные пред­при­я­тия, кото­ры­ми зани­ма­лось Мини­стер­ство обо­ро­ны. Суще­ству­ет отдель­ная струк­ту­ра, так­же зани­ма­ю­ща­я­ся выпус­ком воен­ной про­дук­ции и про­дук­ции двой­но­го назна­че­ния. Это АО «Наци­о­наль­ная ком­па­ния «Казах­стан инжи­ни­ринг». Кро­ме того, у нас еще не созда­на аэро­кос­ми­че­ская про­мыш­лен­ность, у нас толь­ко в пла­нах выпус­кать кос­ми­че­ские спут­ни­ки, а, как извест­но, иметь пла­ны не озна­ча­ет, что так обя­за­тель­но полу­чит­ся. Поэто­му непо­нят­но, чем моти­ви­ро­ва­ли созда­ние это­го ново­го мини­стер­ства. Един­ствен­ное объ­яс­не­ние – это закон Пар­кин­со­на, гла­ся­щий: «Рабо­та запол­ня­ет вре­мя, отпу­щен­ное на неё», или, гово­ря про­стым язы­ком, чинов­ни­ки сами себе созда­ют рабо­ту, что­бы чем-то заняться.

2. В исто­рии уже было, когда одна стра­на сама созда­ла пре­мию за мир и сама же награж­да­ла. Это было при Ста­лине, когда учре­ди­ли Ста­лин­скую пре­мию «За укреп­ле­ние мира меж­ду наро­да­ми». Потом ее пере­име­но­ва­ли в Ленин­скую пре­мию мира. Пре­мию вру­ча­ли раз­лич­ным обще­ствен­ным дея­те­лям, писа­те­лям, поэтам, худож­ни­кам, лиде­рам рабо­чих и проф­со­юз­ных дви­же­ний, а так­же гла­вам афри­кан­ских госу­дарств, осво­бо­див­ших­ся от коло­ни­аль­но­го гне­та. Лау­ре­а­тов опре­де­лял спе­ци­аль­ный коми­тет, создан­ный Пре­зи­ди­у­мом Вер­хов­но­го Сове­та СССР. Тогда было про­ти­во­сто­я­ние меж­ду дву­мя мира­ми, и Ленин­ская пре­мия носи­ла идео­ло­ги­че­ский харак­тер. И все было понятно.

А вот поче­му мы учре­ди­ли пре­мию «За мир без ядер­но­го ору­жия и гло­баль­ную без­опас­ность» и награ­ди­ли коро­ля Иор­да­нии Абдал­ла II, труд­но понять. Чест­но гово­ря, ниче­го не слы­шал про вклад иор­дан­ско­го монар­ха в дело постро­е­ния мира без ядер­но­го ору­жия. Воз­мож­но, это такой ход с нашей сто­ро­ны, что­бы он выдви­нул наше­го пре­зи­ден­та в лау­ре­а­ты Нобе­лев­ской пре­мии мира. Для это­го необ­хо­ди­мо пояс­не­ние. По кан­ди­да­ту­рам по раз­лич­ным сфе­рам нау­ки и лите­ра­ту­ры Нобе­лев­ский коми­тет сам дела­ет запро­сы в соот­вет­ству­ю­щие при­знан­ные орга­ни­за­ции и, ска­жем так, сам инте­ре­су­ет­ся мне­ни­ем дру­гих. Отли­чие Нобе­лев­ской пре­мии за мир в том, что кан­ди­да­тов выдви­га­ют дру­гие меж­ду­на­род­ные орга­ни­за­ции, пра­ви­тель­ства, пар­ла­мен­ты, лица, уже награж­ден­ные Нобе­лев­ской пре­ми­ей, т.е. это про­ис­хо­дит без запро­са Нобе­лев­ско­го коми­те­та, и ему оста­ет­ся толь­ко выбрать пред­ло­жен­ные кандидатуры.

Наше­го пре­зи­ден­та впер­вые выдви­ну­ли в лау­ре­а­ты Нобе­лев­ской пре­мии в 2006 году. Тогда это ини­ци­и­ро­ва­ли Ассам­блея наро­да Казах­ста­на, паки­стан­ский уче­ный и один аме­ри­кан­ский кон­гресс­мен. Потом выдви­га­ли в 2008 и 2009 годах. В 2010 году Ассам­блея тюрк­ских наро­дов выдви­ну­ла пре­зи­ден­та Казах­ста­на в номи­нан­ты Нобе­лев­ской пре­мии за закры­тие Семи­па­ла­тин­ско­го поли­го­на. В 2012 году ини­ци­а­то­ра­ми уже высту­пи­ли япон­ские парламентарии.

Основ­ной мотив выдви­же­ния в лау­ре­а­ты Нобе­лев­ской пре­мии мира – это закры­тие в авгу­сте 1991 года Н. Назар­ба­е­вым Семи­па­ла­тин­ско­го ядер­но­го поли­го­на. Тогда Совет­ский Союз шел уже к сво­е­му окон­ча­тель­но­му рас­па­ду и мно­гие реше­ния Моск­вы не выпол­ня­лись. Кро­ме того, с 1989 года под­зем­ные ядер­ные испы­та­ния прекратились.

Здесь сле­ду­ет отме­тить роль анти­ядер­но­го дви­же­ния «Нева­да-Семей», создан­но­го в 1989 году Олжа­сом Сулей­ме­но­вым. Имен­но это дви­же­ние, став­шее меж­ду­на­род­ным, спо­соб­ство­ва­ло пре­кра­ще­нию ядер­ных испы­та­ний и затем закры­тию поли­го­на. Если бы где-то в нача­ле 90‑х годов выдви­ну­ли бы пре­зи­ден­та Казах­ста­на в лау­ре­а­ты Нобе­лев­ской пре­мии, то тогда шан­сов было боль­ше. Сей­час эта тема поте­ря­ла акту­аль­ность, и на пер­вый план вышли реше­ния про­блем послед­них лет. Одним сло­вом, наш пре­зи­дент не один год выдви­га­ет­ся раз­лич­ны­ми меж­ду­на­род­ны­ми обще­ствен­ны­ми орга­ни­за­ци­я­ми и ино­стран­ны­ми пар­ла­мен­та­ри­я­ми на Нобе­лев­скую пре­мию мира, но пока безрезультатно.

 

Опрос про­во­ди­ла –

Бахыт­гуль МАКИМБАЙ,

«


 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн