Из-за исламизации МЫ МОЖЕМ ПОТЕРЯТЬ этническую самобытность

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №17 (288) от 29 апреля 2015 г.

 

Эксперт

 

Опасна ли исламизация для Казахстана или нет? Этот вопрос, как и многие другие, стал предметом обсуждения на первом в этом году экспертном заседании аналитической группы «Кипр».

Президент Научно-образовательного фонда «Аспандау» Канат Нуров считает, что исламизация для Казахстана опасна и опасна в трех аспектах. Первым аспектом эксперт назвал теократизацию. Говоря про исламизацию, г-н Нуров не имеет в виду приведение казахов в ислам, «это давно уже случилось, а в XIX веке окончательно закрепилось, когда Россия целенаправленно проводила специальную политику по обращению казахов в ислам». Говоря про исламизацию, он имеет в виду, что ислам обязательно будет требовать участия в управлении государством. Это заложено в его тезисах, особенно в радикальных и фундаменталистских течениях, пояснил спикер. Он против теократизации в смысле того, что эти элементы есть внутри исламизации. По его мнению, из-за исламизации мы можем и, скорее всего, потеряем этническую самобытность, поскольку все сферы жизни, включая бытовую, будут регулироваться нормами шариата и ислама.

– Потеря этнической самобытности у казахов очень интересна, – говорит Канат Нуров. – Миф о союзе Алаш – очень важный этнообразующий архетипический миф, который является важным, и не хотелось бы его терять, вымывать. Я считаю, что единство от того, что мы все казахи разных родов, племен – важная национальная идея, ее нельзя терять. А арабская, в данном случае по происхождению, религия имеет другие стереотипы поведения и восприятия, другие традиции и обычаи, явно нестепного характера. Я понимаю, что мы давно уже не степняки, но то, что у нас было в корнях, важно не потерять и, если это возможно, возродить в современном мире.

Другой аспект опасности исламизации он видит в том, что «любая религия, в первую очередь исламизация, не интегрирует, не объединяет общество, а разделяет, потому что, какая бы ни была эта духовность, мы имеем дело пусть не с материальной обусловленностью, а социальной обусловленностью». То есть, по его понятиям, когда религии разделяют людей по социальным группам, «люди прельщаются не материальными ценностями, а социальными, вот я уже мусульманин, а ты еще не мусульманин».

В этой связи эксперт полагает необходимым возродить светскую нравственность и идеологию и тем самым поставить заслон для религиозной разрозненности общества. Если этого не будет, мы будем разделяться все дальше и дальше по религиозным закуткам, убежден он. То есть, выражаясь словами Олега Борецкого, философа, преподавателя КазНУ, г-н Нуров видит в исламизации три угрозы, три минуса – это теократия, утрата самобытности и разобщение.

 

Торгын Нурсеитова,

Tengrinews

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн