«Общественная позиция»
(проект «DAT» №30 (394) от 24 августа 2017 г.
Смысл вольных строк
Всякий раз, когда в Астане проходят многотысячные барабанные форумы из десятков и сотен стран, я сжимаюсь от боли, вспоминая горестные, бишаринские случаи, повседневно происходящие на великих просторах Казахстана.
Правители захлебываются от восторга по поводу небывалых мифических успехов и достижений. А хитрованы-гости, с расчетом приглашенные ойдан-қырдан – из всех долин и взгорий, угождая хозяевам, заливаются соловьями, понятия не имея о том, что происходит за стенами Дворца независимости, пятизвездных гостиниц и банкетных залов.
Честно, как-то очень неловко ликовать, подпевая прикормленным жопеке, когда видишь репортажи о разваливающихся от ветхости школах на юге, о заброшенных больницах, о непролазных и непроходимых дорогах, когда аулы хиреют на глазах, когда жуткая нехватка пресной воды, когда молодежь дуреет от безработицы, когда 99 процентов студентов не учатся, а просто получают дипломы, когда дипломы предлагают просто продавать, когда молодые люди потеряли общественные ориентиры и стремятся лишь на госслужбу, в национальные компании, в банковский сектор, когда все хотят куда-то переехать – в Россию, в зарубежье, когда во всех сферах творится бесшабашный произвол и беспредел, когда – по словам честнейшего гражданина, академика-педиатра Камала Ормантаева, – растет в стране младенческая смертность, большинство женщин страдает анемией, 45–50 процентов населения плохо питаются, не хватает у нас около десяти тысяч врачей (это при семи медицинских вузах!), стартовая зарплата врача постыдная, инсульт молодеет и призывников не берут в армию, все делается абы как, когда кадровый вопрос скатился ниже некуда, когда… когда… когда…
Впрочем, я должен остановиться. Если перечислять наши беды-изъяны, понадобится амбарная книга.
И о том знает не один Ормантаев или Бельгер. Все знают. Но предпочитают законопослушно внимать барабанному бою трескучих, кыртуанских форумов, пускающих десятилетиями пыль в глаза.
Камал Саруарович Ормантаев заметил, что в мире существует 14 тысяч болезней (см. «Central Asia Monitor», № 20, 2014 г.). Изъянов-хворостей в нашем обществе наверняка столько же.
Ну, так что делать? Будем с ними бороться? Попытаемся их устранить? Бить в колокола тревоги? Или на тысячных форумах воду толочь? Пену взбивать? Лапшу на уши вешать? Народ дурить? Самих себя обманывать? Мыльные пузыри пускать? На старой скрипучей арбе по буеракам-колдобинам тащиться?
Ай, не знаю, не знаю…
Неужели славные азаматы там, наверху, этого не знают, не чувствуют? Неужели неясно, что так дальше нельзя, никак нельзя, невозможно? Неужели не очевидно, что впереди тупик и развал? Что население нищает, шалеет и деградирует? Что надо дело делать, а не только воровать и языком молоть? Ну, сколько же можно карабчить и аляляукать?
Начнешь обо всем этом думать – свихнуться не мудрено. Лучше, наверное, вообще ничего не видеть, не слышать, не знать?
Могут сказать: это все старческое бурчание, голые эмоции.
Так оглянитесь вокруг и убедитесь в конкретности этих эмоций.
Я силюсь разглядеть все хорошее, бодрюсь из последних сил, а тоска-печаль заклешнила горло.
Нет, что-то не так, ребята! Не так, не так, не так…
***
Приходится слышать об «утечке мозгов» из Казахстана. Признаться, об этом я как-то не задумывался. Априори мне всегда казалось, что по части «мозгов» в нашей республике почти по всем параметрам, мягко говоря, не ахти. Конечно, кое-какие мозги, надо полагать, имеют место быть, но вряд ли они могут привлечь цивилизованное зарубежье.
Знаю, людей с высшим образованием у нас немало, по-казахски говоря, жетіп-артылады, но образованием это считать весьма проблематично. Тем более – высшим. В большинстве случаев без шахера-махера, уфит-суфита и ахалай-махалай не обходится. Парадокс какой-то, анекдот, нонсенс, показуха, прокисшая лапша на ушах.
Теперь читаю: мозги из Казахстана тоже утекают. И куда? В США, Канаду, Россию, Германию, Израиль.
Апырай, а! Значит, и наши доморощенные мозги где-то востребованы.
Пишут: «Наши дети, уезжая на учебу в другую страну, очень редко возвращаются».
Вот тебе и безгелдек! «По данным государственной статистики, за 1994– 2004 годы Казахстан покинули 245390 человек, имеющих высшее образование… Из 184632 человека, покинувших республику в 1996– 2004 годах,
техническое образование имеют 47 563 человека,
педагогическое – 37 990,
медицинское – 19 266,
экономическое – 18 380,
архитектурно-строительное – 12 061,
сельскохозяйственное – 9 595,
юридическое – 4 500,
другие специальности – 35 277 (см. «Караван», № 20, 23.05.14).
Что тут скажешь? Не с потолка данные взяты.
В Казахстане острый дефицит кадров в сфере управления, образования, здравоохранения, промышленности и в сельском хозяйстве.Специалистов не хватает, куда ни кинь.
И что делать?
Герольд БЕЛЬГЕР