ШПИОНОМАНИЯ

В номере нашей газеты за 27.09.2018 года вышла статья «Пострадал из-за фамилии «Назарбаев».

Речь в ней о том, как спецслужбами России был задержан и водворен в ИВС Омска гражданин Казахстана Нуритдин Назарбаев по требованию соответствующих служб Узбекистана.

По подозрению последних, он совершал некие действия, которые квалифицируются как шпионаж против безопасности Узбекистана в пользу Казахстана. Статья 157 Уголовного кодекса Республики Узбекистан (государственная измена), по которой Нуритдина Назарбаева подозревают виновным узбекские власти, наиболее тяжкая – речь идет о шпионаже.


Не стану повторять факты, изложенные в предыдущей статье. Обращусь к документам, которые, как обещала, имеются в редакции «D».

Это правовой международный нонсенс. В то время, когда Нуритдина узбекские власти объявили в международный розыск, он уже получил статус гражданина Республики Казахстан. Его заявление о выходе из гражданства Республики Узбекистан на имя тогдашнего президента этой страны Ислама Каримова нотариально заверено. А вышеуказанная статья УК Узбекистана предусматривает уголовное преследование за шпионаж только граждан этой страны.

Нуритдин Назарбаев перестал быть гражданином Узбекистана 9 апреля 2015 года. Но несмотря на нормы уголовно-процессуального законодательства Республики Узбекистан, следователь следственного управления Службы национальной безопасности страны выносит постановление о привлечении его к уголовной ответственности 15 мая того же года, а военный суд Ташкентского военного гарнизона дает санкцию на арест и заключение под стражу 16 мая.

Казалось бы, казахстанские органы национальной и прочей безопасности, в том числе Генеральная прокуратура, а главное – руководство казахстанского внешнеполитического ведомства должны были возопить: коллеги, вы что делаете? Ведь согласно Минской от 23.01.1993 года и Кишиневской от 7.10. 2002 года Конвенции о правовой помощи по гражданским, семейным и уголовным делам, ратифицированных парламентом Казахстана, правоохранительные органы Узбекистана, в первую очередь, должны были обратиться с соответствующим запросом об объявлении в международный розыск Назарбаева в нашу Генпрокуратуру. Но этого не произошло.

Но, как мы писали в предыдущей статье, почему-то в базе данных Павлодарского ДВД оказалась информация об объявлении Нуритдина Назарбаева в межгосударственный розыск. Павлодарские менты, перепроверив информацию, пропустили его через таможенный и пограничный контроль. Но едва Нуритдин ступил на российскую территорию, в частности, на АКПП «Ольховка» Черлакского района Омской области, он был задержан как объявленный в международный розыск. Оказывается, на этом посту сработал сигнал «Розыск».

Спрашивается, почему этот сигнал не сработал на таможенном и пограничном посту Павлодара, пункте безопасности полиции 3 июля 2018 года, когда военный летчик Назарбаев покидал территорию Казахстана, чтобы в Омске продолжить обучение на авиатренажере, будучи вторым пилотом авиакомпании «ЕвроАзияЭйр»? Почему он сработал именно на территории Российской Федерации?

По мнению адвоката задержанного в России казахстанского военного летчика Нуритдина Назарбаева – Василия Садыкова, «это умная комбинация. Возможно, узбекская сторона произвела какие-то манипуляции, чтобы на границе Казахстана сигнал не сработал. Тогда они (спецслужбы Узбекистана – Ред.), возможно, успешно преодолели барьер спецслужб Казахстана. Наши проиграли невидимую битву».
По информации адвоката, узбекская сторона обвиняет Нуритдина Назарбаева на основании показаний отдельных лиц, в том числе некоего капитана Камалова, с которым у него были неприязненные отношения со времен их совместной службы в Узбекистане (читайте обращение супруги Нуритдина Назарбаева к главе нашего государства Нурсултану Назарбаеву в предыдущей статье). Но показания эти должна перепроверить сторона, возбудившая уголовное дело.

Другой вопрос, возникающий при логическом осмыслении ситуации с задержанным в РФ гражданином РК по подозрению спецслужб УР.
Допустим, что Нуритдин Назарбаев является агентом завербовавшего его сотрудника ГРУ (главного разведуправления) под псевдонимом «Сункар», то почему в межгосударственный розыск узбекская сторона не объявляет его? Ведь, по сути, именно этот «Сункар» должен быть главным фигурантом уголовного дела. А коль узбекские спецслужбы не ищут «Сункара» (по нашим данным, он проживает на территории Казахстана), то сторона обвинения не располагает достаточными доказательствами вины Нуритдина Назарбаева. Но это всего лишь версия.

Но, что опять приходится повторить: зачем казахам работать на подрыв безопасности узбеков, если в Вооруженных силах обоих государств одна и та же боевая техника, и – наоборот. Ведь ни Казахстан, ни Узбекистан своего вооружения в виде танков и т.д. не производит. Мы все покупаем у России. Зачем нам вербовать шпионов, чтобы подрывать безопасность друг друга?

Самое грустное же в истории «шпиона из Казахстана» то, что МИД и Генпрокуратура заняли выжидательную позицию, если не сказать – трусливую. Так, вместо того, чтобы направить соответствующую ноту протеста в защиту прав гражданина Казахстана Нуритдина Назарбаева в посолсьство Российской Федерации и Республики Узбекистан (как мы полагаем), чиновники нашего внешнеполитического ведомства обращения адвоката подозреваемого в совершении шпионажа гражданина РК действуют по принципу гоголевского героя – «Подписал – и с плеч долой» – и перенаправляют их консулу РК в Омске. Но ведь консул не имеет полномочий министра иностранных дел, он не имеет права выступить с нотой протеста.

Странную позицию заняла и Генпрокуратура Казахстана. Лишь констатация факта – и не более. Нет даже видимости активной защиты гражданина своей страны в рамках международных конвенций.

А между тем, срок содержания «шпиона» из Казахстана в Омском изоляторе истекает 2 ноября этого года. И вполне вероятно, что при бездействии наших органов безопасности Россия выполнит требование спецслужб Узбекистана – экстрадирует Нуритдина Назарбаева, гражданина Казахстана, в страну, гражданином которого он не является, но которая, кажется, заражена вирусом шпиономании.
А мы что? А мы, возможно, сделаем военного летчика, отца троих малолетних детей Назарбаева козлом отпущения, жертвой каких-то, возможно, межгосударственных подковерных интриг.

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

(медиа-проект «DAT» №36 (448) от 11 октября 2018 г.)

Республиканский еженедельник онлайн