Богатства Казахстана ПРОИЗРАСТАЮТ СЕЛОМ

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №05 (276) от 05 февраля 2015 г.

 

Где теряет аграрий?

 

Мы имеем девятую по площади территорию в мире, что как минимум прямо пропорционально нашему аграрному потенциалу, хотя имеются некоторые ограничения в плане погодных условий и качественных характеристик плодородного слоя. Но в противовес ограничений мы имеем огромные сельскохозяйственные площади с полным спектром сельскохозяйственных направлений. Плюс на дворе ХХІ век, что говорит о потенциале современных сельхозтехнологий, которыми мы на сегодня не совсем обладаем, а также о возможностях современной торговой инфраструктуры, в которой мы не совсем участвуем по тем или иным поправимым причинам. А также имеются некоторые административные недоработки, стопорящие развитие данного сектора экономики. При всём потенциале аграрного сектора нашей страны, как ни странно, мы не имеем одну из основных составляющих данного сектора экономики. У нас практически отсутствует полный цикл производства собственного инструментария для осуществления сельскохозяйственной деятельности. Имеется в виду отсутствие производства собственных современных сельхозорудий, сельхозмашин, комбайнов, животноводческих комплексов, комплексов по хранению и переработке сельхозпродукции и т.д.

 

Всё то, что мы не имеем для осуществления данного вида деятельности, а мы кроме площадей и сельхозугодий практически ничего отечественного не имеем, мы на постоянной основе покупаем в странах ближнего и иного зарубежья, и покупаем с хорошей добавочной стоимостью, плюс постоянная потребность в тех или иных составляющих покупаемого и т.д. Всё это в итоге напрямую влияет на важнейшую экономическую составляющую конечной сельхозпродукции, каковым является себестоимость данной продукции, а равно и на ее конкурентоспособность. Ситуация похожа на ситуацию сапожника без сапог, что на морском сленге звучит, как идём на одном весле, потому что второе, опять же как ни странно, попросту отсутствует.

Данная ситуация не может и не должна иметь долгосрочное продолжение. Это никак не вписывается в наши планы и ожидания касательно данного сектора экономики. Мы в принципе можем и не строить планы относительно создания того или иного высокотехнологичного производства.

Но создать свой высокотехнологичный инструмент для своего основного вида деятельности мы просто обязаны. Надежда и упование на долгосрочную естественную рыночную эволюцию в этом вопросе, с точки зрения государственности, как минимум пагубны для её аграрного сектора экономики. В этой связи государству необходимо осуществление безотлагательных и конкретных мер по разработке и осуществлению конструктивных и детальных проектов, в целях создания собственного производства технологической составляющей аграрного сектора, с разбивкой последовательности по приоритетам.

Естественно, невозможно сразу создать полноценный высокотехнологичный продукт, равнозначный тому, что имеется в предложениях современного рынка. Но это не говорит о том, что мы не можем создать фундамент, базу, азы данного производства, что в дальнейшем, естественно, при наличии определённых принципиальных усилий и стараний со стороны государства в конечном итоге выдаст на-гора необходимый результат и экономический эффект.

Мировая история современного машиностроения насчитывает примерно 100 лет. При нынешних возможностях получения знаний и возможных предложений на рынке технологий вполне осуществимо ускоренное приобретение недостающих составляющих для создания собственного конкурентоспособного технологического продукта. Тем более что мы как минимум обладаем половиной основных составляющих того или иного производства, каковыми являются сырьё для производства, энергоресурсы и рабочие единицы. Отсутствует производственная база, которую по средствам имеющихся и возможных предложений на данном рынке можно при определённых усилиях создать на имеющиеся материальные активы. Отсутствуют знания, то есть специалисты, что тоже восполняемо. Эти две недостающие составляющие – в принципе, отдельные вопросы, требующие отдельного, более детального рассмотрения. При исполнении данного проекта мы получим эффект в виде уменьшения себестоимости единицы производимой продукции, что помноженное на объёмы реализуемой продукции даст более чем существенный прирост прибыли в аграрном секторе экономики на постоянной основе.

Основным рассматриваемым и интересуемым вопросом в экономическом смысле является цена на продукт, товар, сырьё и т.д., но не менее важный вопрос – это себестоимость того же продукта, товара, сырья и т.д., что, в принципе, аксиома.

Цена на сельхозпродукцию не всегда отвечает нашим предпочтениям, так как зависит от текущего состояния рынка и практически не зависит от отдельно взятого производителя. Но увеличить прибыль страны от данного сектора экономики за счёт уменьшения себестоимости отечественной продукции посредством осуществления целенаправленных проектов абсолютно реально. Ко всему прочему уменьшаются затраты хозяйствующих субъектов на содержание более дешёвого и доступного технического парка отечественного исполнения и т.д. Задача не из лёгких, но вполне осуществимая. Главное – необходимо осознание проблемы.

Следующей достаточно весомой недоработкой в аграрном секторе является отсутствие достаточной базы для переработки и хранения собранного урожая. Не так давно был получен рекордный урожай, к большому сожалению, часть которого пропала, не доехав до элеваторов, а большая ее часть также из-за отсутствия соответствующих мощностей по переработке и хранению была вынужденно продана по имеющимся на тот момент ценам на рынке, которые являлись бросовыми. Цены на товарное зерно изменились, существенно выросли, примерно вдвое, через примерно полгода. Результат всего этого действия – упущенная выгода государственных масштабов. Тот, кто покупал по месту и практически тут же продавал, естественно, заработал, но не так, как можно было спустя некоторое время, а непосредственно фермер, особенно не имеющий больших площадей и, соответственно, объёмов продукции. Заработал ли он? Сколько налогов недопоступило в государственную казну?

Ещё одним серьёзным упущением является не совсем правильное с экономической точки зрения распределение земельных ресурсов относительно существующей транспортно-логистической системы. К примеру, мы имеем фермерские хозяйства с малым объёмом сельхозугодий, скажем, до 500 гектаров, на приблизительно максимальной отдалённости от объектов по хранению, переработке и транспортировке товарного зерна, что существенно повышает производственные расходы такого рода малых хозяйств, следовательно, на постоянной основе увеличивает себестоимость товара и понижает тем самым прибыль, что никак не способствует их нормальному развитию. Земли сельскохозяйственного назначения не являются чьей-либо частной собственностью и принадлежат государству, значит, нет юридических оснований для воспрепятствования возможной некоторой рокировке сельхозугодий в интересах государства, в контексте экономической целесообразности. Осуществление данного действия не только существенно понизит себестоимость конечного продукта небольших крестьянских хозяйств, это также при компактном размещении участков дополнительно ко всему даст им возможность некоторой кооперации в плане более рационального, совместного использования технопарка. Дополнительно создаст более удобные логистические схемы, позволит применение более прогрессивных аграрных технологий по аналогии трёхпольной системы, создаст дополнительные удобства для борьбы с вредителями сельхозугодий и т.д. Что в конечном итоге повысит конкурентоспособность, рентабельность малых хозяйств, что в свою очередь способствует процентному увеличению присутствия сектора МСБ в общей экономической схеме страны.

Ещё один нюанс с миллионными потерями. Мы время от времени констатируем тот факт, что не убрали определённое количество урожая по причине того, что производительность местного технопарка рассчитана на работу по времени в полный сезон уборочной страды, так как содержать дополнительный технопарк с расчётом на негативные погодные условия, уменьшающие время уборочного сезона, экономически нецелесообразно – отдельно для каждого хозяйствующего субъекта. Почему в таком случае отсутствует мобильный технопарк с заданной, достаточной производительностью за единицу времени, то есть рассчитанный на исключение такого рода чрезвычайной ситуации в данном секторе экономики? При этом может существовать приемлемая для всех финансовая схема работы такого мобильного технопарка, плюс современные технологии прогноза погодных условий вполне могут позволить объективную и положительную корректировку КПД такого рода технопарка. Итого, практическое исключение потерь выше оговорённых объёмов.

И в завершении хочу сказать, что схема работы национального оператора по выводу сельхозпродукции на внешние рынки оставляет желать лучшего в плане соблюдения финансовых интересов непосредственно производителя сельхозпродукции, что не способствует, даже более, противоречит необходимому повышению динамики развития данного сектора экономики страны. Здесь тоже существует более прогрессивная схема работы, учитывающая в равной и справедливой степени интересы каждого участника, в том числе и непосредственно производителя сельхозпродукции. Он тоже более приемлет в плане выгодности непосредственно для оператора.

Издавна известна истина: расцвет села – расцвет Казахстана. Как и не менее известное, что богатства России произрастают Сибирью. Этот расцвет необходимо максимально приблизить.

 

Ержан БЕКСАПА

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн