Прошедшая неделя была богата на разные события: криминальные, политические и экономические. Началась она с убийства главного врача больницы Управления делами президента в Астане Амира Ахетова. Причем СМИ не дали информацию о причине смерти, а вбросили версию о смерти молодого доктора, занимавшегося проблемами здорового образа жизни и долголетия, от банального инфаркта.
Но факт остается фактом. Амир Ахетов, как писала газета «Время», погиб от «колото-резаной раны, с повреждениями сосудов шеи справа», которую он получил в 2.55 часа ночи у себя дома в Астане. Убийство личного врача Елбасы (глава президентской клиники несомненно являлся одним из них) прошло незамеченным на фоне трагедии с пятью сгоревшими маленькими детьми, о которых скорбела вся страна.
На следующий день после гибели врача президент неожиданно делает запрос в Конституционный совет с просьбой объяснить порядок ухода со своего поста. Согласно действующей Конституции, президент может уйти в отставку либо по состоянию здоровья, либо вследствие обвинения в государственной измене. Просто так, как Ельцин: «Я устал, я ухожу», он не может. И это далеко не рутинный вопрос, как президент пытался представить себе и другим. Всем стало понятно, что Назарбаев, наконец, собрался уйти с поста и управлять страной в качестве просто «Лидера нации». Ведь уйди он по состоянию здоровья, что в принципе было бы понятно, учитывая его старческий возраст, то он не смог бы быть дальше «Лидером нации». Сразу после письменного обращения в Конституционный совет президент выступил с видеообращением, разъясняя для самых слабоумных, что он решил уйти с поста президента и просит юристов подобрать нужную и красивую формулировку ухода…
Но следом произошло еще одно событие, которое, похоже, связано с предыдущими двумя. Речь идет о продаже, а точнее передаче «Цеснабанка» бывшим главой администрации президента, одним из ближайших его соратников Адильбеком Джаксыбековым.
Еще в 2017 году международное рейтинговое агентство Inrenational Banker признал «Цеснабанк» лучшим банком Казахстана, и он входил в тройку лидеров. Но в 2018 году на волне кризиса ликвидности, во многом созданного неумной монетарной политикой главы Национального банка и неумелым управлением правительства РК всей экономикой Казахстана, «Цеснабанк» был вынужден обратиться за помощью в фондировании. Сделка с предоставлением Нацбанком 400 миллионов долларов изначально была непубличной, без достаточного освещения в СМИ.
Скорее всего, тогдашний глава АП (администрация президента) Джаксыбеков мог позвонить по «вертушке» председателю Нацбанка Данияру Акишеву и лично походатайствовать о выделении денег для своего банка на определенный срок. На что Акишев мог попросить время и посоветоваться со «старшими товарищами», которые дали добро на сделку, но при первом же удобном случае донесли об этом президенту в нужном им ключе. Президент, уставший от банковских скандалов по спасению своих олигархов за счет народных денег, пришел в ярость и немедленно уволил главу своей администрации. Решения о назначении Асета Исекешева на АП и Бахыта Султанова акимом Астаны принимались в спешном порядке. И назначение Исекешева во многом обусловлено было тем, что за ним не было явных финансовых скандалов и аффилированных банков.
Итак, «Цеснабанк», который после ликвидации «БТА» и «Казкома» входил в тройку ведущих банков страны, ушел малоизвестной брокерской компании First Heartland Securities, у которой очень кстати оказался банк с одноименным названием. Банк First Heartlend Bank (FHB) получил лицензию чуть больше года назад (19.01.2018 г.) и на рынке активностью не отличался. Он был создан при структурах «Назарбаев Университет» (НУ) и «Назарбаев интеллектуальные школы» (НИШ) и прокручивал сотни миллионов долларов бюджетных денег, выделенных для этих структур. Деньги, нужно признать, немалые, сравнимые с бюджетом всего Министерства образования и науки. Еще в 2014 году бюджет НУ и НИШ достиг 93 миллиарда тенге (консолидированной финансовой отчетности НУ и НИШ за последние годы в открытом доступе отсутствует). На каждого обучающегося студента НУ бюджет выделяет более 7 миллионов тенге в год, что в 10 раз больше, чем, например, на студента КазГНУ.
При этом, согласно довольно спорному постановлению правительства, НУ является «автономной организацией образования», и в то же время некоммерческой организацией. Такой статус университета с многомиллиардным бюджетом позволяет не платить налоги, обязательные для коммерческих организаций. Для чего «Назарбаев Университету», повторяю – некоммерческой организации, вдруг понадобился свой банк, стало понятно после того, как АО First Heartland Securities стало хозяином «Цеснабанка» практически задаром, всего лишь за обещания инвестировать в «Цеснабанк» 70 миллиардов тенге. Причем денег скорее всего бюджетных, так как новые акционеры – это не олигархи, а бывшие чиновники, не имевшие своего бизнеса. Согласитесь, неплохая сделка, когда банк, куда государство уже влило 1,2 триллиона тенге, достается группе «инвесторов» за обещания докапитализировать на его 70 млрд тенге. При этом все токсичные активы и просроченные кредиты агросектора, накопленные нашими бездарными банкирами, уходят в Фонд стрессовых активов, который стал эдакой банковской помойной ямой, разгребаемой за деньги налогоплательщиков.
Удивительно, но никто не удосужился выяснить, что это за могущественные инвесторы, которые смогли отправить в отставку главу президентской администрации и еще забрать у него главный актив в виде банка. Ведь сама корпорация «Цесна» как актив никакого рыночного интереса не представляет. Удивительно, потому что сведения, размещенные в публичном доступе о новом банке и его акционерах, настолько скандальные, что должны вызвать вопросы не только у Агентства по делам госслужбы и противодействию коррупции (финпол), но и у депутатов парламента и даже президента. Возможно, Назарбаев не в курсе, что, прикрываясь его именем, люди, стоящие за «Назарбаев Университет» и «Фонд Назарбаева», провернули настоящую аферу.
11 сентября 2018 года Джаксыбеков указом президента был освобожден от занимаемой должности с формулировкой «в связи с достижением пенсионного возраста». Для человека, который за пару месяцев до этого пробежал марафонскую дистанцию, выглядит как оскорбление. Для чиновника из Акорды эта формулировка означает забвение и политическую смерть. Это в лучшем случае. В худшем же тюремное заключение и смерть физическую.
14 сентября его сын – Даурен Джаксыбеков был смещен с поста председателя совета директоров «Цеснабанка», а вместо него назначен Кайрат Сатылганов, давний партнер Тимура Кулибаева по компании «Алмэкс». На должность председателя правления «Цеснабанка» назначили Ульфа Вокурку, который известен тем, что готовил «БТА» и «Казком» к слиянию с «Халык банком». Все однозначно указывало на то, что «Цеснабанк» в итоге будет поглощен «Халыком». Но потом сценарий поменялся.
9 января 2019 года Кайрата Сатылганова исключают из совета директоров банка и назначают Николая Мещерякова, соратника Джаксыбекова по корпорации «Цесна». А уже меньше чем через месяц, 6 февраля, вместо Мещерякова совет директоров возглавил президент «Назарбаев Университета» Шигео Катсу, а председателем правления стал Бекжан Пирматов.
Необходимо отметить, что Шигео Катсу, бывший функционер Всемирного банка, раньше не работал в коммерческом банкинге. А Бекжан Пирматов хоть и имеет опыт в банковской системе, руководящих должностей до FHB не занимал. Но является родным братом главы «Казатомпрома» Галымжана Пирматова, который до этого работал заместителем главы Нацбанка Данияра Акишева. Почему это важно отметить, узнаете ниже.
Из открытых источников известно, что собственником First Heartland Securities является АО ZIM Capital. В свою очередь собственниками ZIM Capital, если верить Депозитарий финансовой отчетности РК, являются ТОО Pioneer Capital Invest (95,54%), Ербол Орынбаев (1,48%), Рустем Хамзин (1,48%) и Евгений Пан. Среди них известным является Ербол Орынбаев, бессменный вице-премьер в правительстве Карима Масимова (2007–2013). Ничем особенным в работе правительства он не запомнился, кроме любви к вязаным жилетам под строгий костюм. И к банкам он отношения вроде не имел, но стал председателем совета директоров FHB.
Кстати, в совете директоров FHB в ранге заместителя мы видим еще одного чиновника из правительства Масимова, бывшего министра образования Аслана Саринжипова. После ухода с поста министра образования Саринжипов возглавил частный «Назарбаев фонд» и вошел в попечительский совет «Назарбаев Университета». Кстати, из-за аффилированности банка с «Назарбаев фондом», о деятельности которого практически ничего не известно, многие СМИ умело закинули информацию, что «Цеснабанк» якобы перешел под контроль старшей дочери президента Дариги Назарбаевой. Но частный «Назарбаев фонд» Саринжипова и «Фонд Первого президента» Назарбаевой ничего общего, кроме фамилии президента, не имеют. Кстати, последние ликвидации банков больше всех затронули именно Даригу Назарбаеву. У банков ее друзей и соратников Динмухамеда Идрисова (QazaqBank) и Александра Клебанова («Эксимбанк») были аннулированы лицензии.
Примечательно, что Аслан Саринжипов родственными узами связан с нынешним председателем Национального банка Данияром Акишевым. Мама Саринжипова – Нугуманова Жания Камзиновна является родной сестрой отца Данияра Акишева (Акишев – фамилия по матери) Нугуманова Талгата Камзиновича, который является гендиректором Республиканского центра электронного здравоохранения. То есть Аслан Саринжипов и Данияр Акишев кузены или двоюродные братья! Кстати, в списке акционеров и аффилированных лиц FHS встречается и сам отец Акишева Нугуманов Талгат Камзинович (1954 г.р.)! Но он в списке находится как отец другого акционера – Нугуманова Камзы Талгатовича (1986 г.р.) Тогда выходит, что Данияр Акишев и еще один акционер FHS Камза Нугуманов являются братьями, по крайней мере – по отцу.
Прямо «Санта-Барбара» по-казахски! Отец, родная тетя, сводный брат, двоюродный брат председателя Нацбанка являются акционерами и аффилированными лицами. Налицо явный конфликт интересов, ведь программу оздоровления финансового сектора, в результате которого «Цеснабанк» отошел группе инвесторов из First Heartland, писал сам Нацбанк! А Данияр Акишев, не моргнув глазом, сначала выдает лицензию банку, в котором сидят его прямые родственники, а затем практически по рейдерской схеме захватывает «Цеснабанк» в пользу FHB!
В истории современного Казахстана это, наверное, первый председатель Нацбанка, который так откровенно лоббирует своих родственников и нарушает все мыслимые банковские, законные и просто моральные нормативы. Ни Марченко, ни Сайденов, ни Келимбетов при всем их аппаратном весе и профессионализме не могли себе позволить такого явного беспредела и попирания закона. Неужели Данияр Акишев настолько самоуверенный и отчаянный банкир, что не боится отставки и уголовного преследования? Кто ему обеспечивает такое железное прикрытие и огромное влияние?
Возможно, тот, кто стоит за ТОО Pioneer Capital invest? Но информация в публичном доступе гласит, что руководителем этого ТОО является известный общественный деятель Куат Домбай. Причем Куат Домбай находится в списке акционеров FHB до сих пор. В народе говорят, что Домбай и Акишев породнились через своих жен, но это из области слухов и предположений.
А ответ на вопрос: кто же стоит за успешным банком, который из ничего в одночасье вошел в тройку самых больших в Казахстане, даст другой персонаж, входящий в правление банка. Независимый директор Давид Машури представлен как гражданин США, имеющий большой опыт работы, в том числе и управляющим директором «Казкома». Но американский паспорт он получил сравнительно недавно, а так он наш, доморощенный американец. До смены фамилии Давид Машури был просто Давидом Машуровым, родным братом Дилярам Машуровой, которая в свою очередь является супругой нынешнего председателя КНБ Карима Масимова (!).
На этом весь пазл складывается очень логично и даже буднично. На сегодня аппаратный вес Карима Кажимкановича даже превышает вес Елбасы. Именно ему под силу дискредитировать главу АП, отправить его на пенсию, а банк отдать своим людям. И неважно, что только недавно они с Джаксыбековым бегали вместе марафоны. В политике, особенно казахстанской, друзей нет и все средства для достижения цели хороши.
P.S. Редакция газеты «ДАТ» просит проверить факты, изложенные в статье, главу АП А.Исекешева, генпрокурора К. Кожамжарова и главу Агентства по делам государственной службы и противодействию коррупции А.Шпекбаева на предмет злоупотребления служебным положением и совершения коррупционного преступления председателем Национального банка Республики Казахстан Данияром Акишевым.
Сырым ДАТОВ