Булат АБИЛОВ, соучредитель фонда «Елге қайтару»: Я НЕ ИДУ НА ВЫБОРЫ, буду помагать соратникам

– Булат Мукишевич, Вы выдвигаетесь кандидатом в депутаты Мажилиса?

– Я долго думал над этой ситуацией, советовался с соратниками, с однопартийцами и другими моими близкими людьми. Решил не выдвигаться. С одной стороны для меня это невозможно, потому что я заявил о создании партии, которую уже пол года не регистрируют по разным надуманным причинам. Я думал, что будет новая партия, новый список, новый парламент и будем строить новый Казахстан в результате честных конкурентных выборов. К сожалению, партию не регистрирует, Акорда этого не хочет. Я уже был депутатом, в моей истории есть это. В нашей стране даже по одномандатным округам они не пропускают независимых кандидатов и я решил пропустить эти выборы. Буду поддерживать других своих соратников, друзей, которые идут по одномандатным округам.

– То что вашу партию не зарегистрировали и поэтому вы не идете на выборы – это причина так себе. Допустим партию «Намыс» Санжара Бокаева тоже не зарегистрировали, но он выдвигается. Общественное движение Тогжан Кожалиевой тоже не зарегистрировали, но она выдвигается по пятому округу.

– Я человек постарше, есть опыт. В нулевые годы ни разу не был допущен не до парламентских, не до президентских выборов. Последний раз меня сняли в 2012 году, вычеркнули из списка по надуманной причине. Буквально за два дня до выборов, мне и Гульжан Ергалиевой обьявляют, что у нас в декларации отражены не точные данные.

– У вас такое уже было?

– 2012 году, январские выборы. Поверьте, власть будет повторять эти старые сбитые технологии, когда ты с банка берешь справку, а они берут другую справку с банка и вроде произошла какая-то ошибка. Подаешь в суд, но не успеваешь обжаловать и этим все заканчивается. 2004 году мой друг Ораз Жандосов выдвигался по одномандатному округу. Мы тогда возглавляли партию «Ак жол», были сопредседателями. Через весь его округ проходит проспект Ораза Жандосова. Каждый житель этого округа с детства знал Ораза Жандосова. Он тогда был очень популярен, уважаем, очень достойный кандидат. И вдруг Акорда и местный аким Храпунов из рукава достают никому неизвестную Агатаеву и она во втором туре побеждает Ораза Жандосова. Обалдеть! Вот такая ситуация.

Сейчас она будет во многих случаях повторяться. Поэтому я осознанно решил не участвовать и поддержать моих друзей, соратников, в том числе Санжара Бокаева. Знаю, к нему люди по-разному относятся, вчера у вас (на канале «ГиберБорей») в гостях был политолог Димаш Альжанов и он не очень лестно отозвался о нем. Страсти накаляются перед выборами.

Я абсолютно спокойно отношусь и уважаю позицию Санжара Бокаева. Человек занял свою нишу, у него хорошие выпуски, очень хорошо двигается. Может быть не критикует Токаева, не поднимает тему Кантара. Но мы должны дать ему возможность. Если он пройдет в Парламент и будет поднимать тему коррупции – это здорово. Надо дать возможность всем себя проявить. Вы упоминали Тогжан, она тоже практически о Кантаре ничего не говорит, даже поддержала Токаева на выборах. Имеет право на жизнь.

– Булат Мукушевич, вы затронули очень важную тему, давайте на ней остановимся. Разве это не масть в этом году для политика, который идет на выборы в Мажилис, определиться по таким важнейшим поводом как действующая власть, Кантар, война в Украине?

– Согласен, но, отчасти. Я хочу понять этих людей. Каждый занимает свою нишу. Борьба с коррупцией – большая, огромная тема. Мы сейчас занимаемся проблемой возврата активов. Эта огромнейшая, важнейшая тема для нашей страны. Другие темы тоже важны. Наши отношения к войне с Украиной, как Россия напала на Украину? Я полностью на стороне Украины, уверен, что Россия проиграет. Для меня понятно, что Путин выстрелил себе в обе ноги. Он начал оккупацию Украины, а оккупанты всегда проигрывают. Для украинцев это – Отечественная война.

– В моем представлении политик, который идет на выборы должен иметь какую-то фишку, которая отличала бы его от других. Допустим у Оразалы Ержанова личный авторитет и работа вашего фонда, у Санжара Бокаева – «Нет утильсбору» и борьба с коррупцией, у Тогжана Кожалиевой – движение «Ел болашағы», гуманитарная помощь Украине. Но по самым важнейшим, больным вопросам современности программа должна быть заявлена сразу.

– Я с вами согласен, кто-то отразит это в своей программе обязательно, кто-то ее обойдет. Но мы не должны за это осуждать людей. Это моя позиция.

– Нашу дискуссию с Димашем Альжановым в воскресном выпуске многие трактовали так, что я топлю за Санжара Бокаева. Отчасти это так, я не даю в обиду своих частых гостей. Я попросил доказательств того, что его ведет Акорда. Вот это главное. Мне ничего не было предъявлено в качестве доказательства, только политологический анализ. Но я с Димашем согласен в жесткой формулировке политического предпринимательства. Когда политики идут не за властью парламента, а идут получать политические и материальные дивиденды.

– Мы все к чему-то зреем, проходим ступени роста. Многие, кто был в политике, мои друзья, соратники, все были в госслужбе, в команде Назарбаева. Я в вашей программе говорил, что Назарбаев и его режим нас всех испачкал.

Поэтому я стараюсь людей не осуждать за их старую работу. Важно, что они говорят и делают сегодня. Если последовательно, несколько лет находятся в поле, поднимают актуальные вопросы, они тоже имеют право. Поэтому я не хочу кого-то осуждать. Надо понять, по-возможности поддержать. Для меня важно, что делает человек и его программа…

Мы будем наблюдать эволюционный рост их изменении, если даже они не пройдут или пройдут в парламент, они все равно будут поднимать какие-то политические вопросы. Мы тоже так начинали, говорили про другие темы, но жизнь тебя заставит поднимать острые темы. Если ты политик, ты должен это делать. Поэтому, я не стал бы сейчас так резко осуждать.

– В 2004 году вы же реально боролись за власть?

– Да!

– Тогда «Акжол» победил же на выборах?

– Вы правы, у нас протоколы были на руках, где мы просто вынесли вперед ногами «Отан» и другие партии. Почему сегодня нас не регистрируют? Абсолютно уверенно могу сказать, если нашу партию зарегистрируют, очень много ярких людей готовы идти по списку, вступить, поддержать. Я не хочу сейчас называть их фамилии.

– Почему вы не хотите называть фамилии в вашем списке?

– В нашем списке есть тот же Рысбек Сарсенбай, Ермурат Бапи, Искандер Бисембетов, Оразалы Ержанов. Думаю, и другие известные люди вступили бы в парию, пошли бы по нашему списку. Страну нужно менять!

– По вашему «Біздің таңдау» была бы как «Ақжол» 2.0, в чем я совершенно не уверен… Потому что там-то списочек погромче у вас был и Алтынбек Сарсенбаев, вы, Ораз Жандосов.

– Вадим, я уверен, что были бы тоже очень известные, авторитетные, достойные, уважаемые люди с правильной принципиальной последовательной позицией.

– Как вы отнеслись к самовыдвижению директора фонда и соучредитель «Елге қайтару» Оразалы Ержанова? Он в субботнем интервью сказал, что это было его личное решение, но от вас получил поддержку?

– Мы обсуждали это несколько месяцев, он с самого начала заявил, что хочет баллотироваться кандидатом в депутаты Мажилиса. Выборы приблизились и мы его поддержали. Он достойный человек, есть повестка, программа, есть принципиальная позиция и ее надо озвучивать.

– Булат Мукушевич, вы не идете на выборы, потому что действуете как реалист, не тратите свое время и деньги. Знаете наперед, что будет?

– Избирательный взнос – это ничего. Вы правы – я реалист. Мой опыт подсказывает, сейчас лучше мне лично не участвовать, а помогать, поддержать других независимых кандидатов. Я готов их поддерживать всеми возможными способами. На данном этапе занимаясь большим проектом «Елге қайтару» вместе с Оразалы Ержановым, кандидатом в депутаты, будем надеяться что он пройдет окончательную регистрацию. Искандер Бисембетов, Евгений Жовтис, Сергей Дуванов, Асылбек Абдулов и много других людей нас поддерживают. Эта огромная возможность изменить не только экономическую, социальную ситуацию, но и политическую. Если начнем возвращать собственность, уверен, много изменений в стране ожидается.

– Об этом подробно поговорим. На ваше решение не идти, точно никто не влиял?

– Абсолютно! Я всегда все решения принимаю сам, естественно, советуюсь с родными, с близкими друзьями, выслушаю их мнение и позицию. Решение заниматься бизнесом, идти в политику в 2001 году, создавать вместе с друзьями движение ДВК, уйти с политики – я сам принимал.

Я от всего отказался, потому что по природе я другой человек. Любому человеку важно не зависеть от власти, если у власти есть «крючок» на тебя, считаю, что закончилась твоя история, карьера.

– А на вас есть «крючок»?

– Нет. Вы помните, в нулевые годы четыре надуманных уголовных дела, то я полковника ударил по голове, то надуманное дело «Бутя-капитал» в 400 с лишним томов. Вы будете удивлены, дело до сих пор не закрыто.

– Я вижу как за минувший год ваши политические аппетиты очень поскромнели, допустим, 16 марта прошлого года вышло ваше интервью Бейбиту Алибекову, которое было озаглавлено: «Я был бы нормальным президентом». Чуть позже вышло ваше интервью на «Бизнес-ФМ» и там был заголовок «Я готов стать последним президентом Казахстана». Амбиции президентские! В мае вы провели пресс-конференцию и объявили о создании партии «Біздің таңдау». С партией тоже ничего не получилось и теперь вы как-то скисли и уже не готовы идти даже в мажилис. Объясните эту пикирующую эволюцию?

– Как раз я не хочу пикировать, эволюция остается. Была заявка на президентство, уверен, я был бы лучше, чем предыдущий президент Назарбаев, чем господин Токаев. Был бы последним президентом, потому что первым указом подписал бы изменение Конституции. 5 июня прошлого года нас обманули, суперпрезидентская республика осталась, сейчас видим действующего президента. Я бы предложил новую Конституцию, реальный парламент.

– Сейчас ваша роль – политический продюсер?

– Я так себя не оцениваю. Хочу максимально быть со страной, с обществом и приносить пользу. Я не уезжал из страны, хотя было много возможностей, хочу жить в своей стране и помогать. Есть «Елге қайтару», фонд «Қаңтар», которую мы создали. Объявили в январе, зарегистрировали в феврале и он сделал большую работу в части правовой поддержки незаконно осужденных. Я был уже депутатом, когда меня выгоняли люди говорили: «Булат, беги в АП (Админстрация презижента – ред.), договаривайся, останься депутатом!». Я им сказал: «Думаете, что моя мечта стать депутатом, одеть значок и не иметь никаких полномочий, быть исполнителем чей-то злой воли? Нет! Я готов идти назад на улицу, возвращаться в бизнес».

Тогда я был президентом футбольного клуба, руководителем фонда меценатов Казахстана. Вручали премию «Тарлан», премию союза писателей «Алаш», было много интересного. Сегодня у меня большие планы и я готов их реализовывать, а не зацикливаться на том, что, стану депутатом или не стану. В любом случае хочу дать шанс и готов поддержать других независимых кандидатов.

– Сегодня мы с вами собрались по-поводу годовщины вашего возвращения в политику. Вашим первым шагом была подача уведомления о проведении митинга. После встретились здесь и я тогда вам предъявил ролик с братьями Нигматулинами. Булат Мукушевич, как вышло так, что вы сами себе подножку поставили?

– Вадим, я в общественном поле уже 30 лет, очень много знакомых людей с которыми вырос в одном городе. Те же братья Нигматулины, мы росли в соседних дворах и играли в футбол. Наши родители ветераны войны, оба имеют ранения и оба имеют награды и они общались. Я был в бизнесе, пригласили общие друзья. Кто-то из окружения приглашающий стороны слил это видео…

Я не останавливаюсь и не зацикливаюсь на этом. Все мы в жизни совершаем какие-то ошибки. Для меня важно, что я делаю сегодня, на данный момент. Пусть люди у которых безупречная репутация выйдут, создают партии, пусть помогают жертвам Кантара. Пусть оплачивают 6 операции знаменосцу Берику Абишеву, возвращают украденные активы, пожалуйста, никому не запрещено. Нет, надо к Абилову пристать. Я буду двигаться вперед, несмотря на критику со всех сторон.

– Вы с братьями Нигматулиными по разные стороны баррикад. Думаю, оппозиционному политику все-таки необходимо некая разборчивость в знакомствах. Вам свойственно качество быть для всех хорошим. Понимаете, что это нереально?

– Да, согласен. Я тогда не был в политике, был в бизнесе. Мы построили самую крупную компанию в Казахстане и в СНГ по солнцу, ветру, привлекли 650 миллионов долларов. Пускай другие так делают, Вадим. Я человек дела. У меня нет задачи быть для всех хорошим, буду делать то, что в моих силах.

– Мы с вами разбирали мифы 33-летней давности, что вы племяник Сары Назарбаевой. Вам до сих пор поминают купоны «Бутя-капитала». Ну с этим жить. Мы видим какие разные наказания постигли вас и Жанболата Мамая за организацию митинга. Правда, вы были в отъезде в кантарских событиях, а Жанболат был активным участником. Теперь ему вернули обвинения в организации массовых беспорядков.

– Если позволите, хочу высказать свое мнение. Почему Жанболата прессует? Он реально очень сильный, последовательный борец режима Назарбаева. Теперь он не приемлет систему которая осталась. Продолжается тот же авторитарный путь. Жанболат очень перспективный политик. Следующие выборы пройдут через шесть лет. Он один из реальных кандидатов, дай Аллах ему здоровья! Вот поэтому его осудят, мой прогноз – дадут лет семь-восемь. Отсидит года два, потом подписка о не выезде, далее вольное поселение. Все делается для того, чтобы в 2029-м году не смог участвовать в президентских выборах. Сейчас он яркий, самостоятельный, очень сильный. Я его абсолютно поддерживаю. Каждый имеет право на политическую точку зрения. Демократическая партия Казахстана не может быть радикальной, экстремистской. Уже в самом названии заложены демократические ценности.

– Власть работает на опережение?

– Она всегда так работала и сейчас так работает.

– Когда был создан фонд «Қаңтар» по оказанию юридической помощи жертвам и родственникам погибших?

– Мы собрались сразу после Кантарских событий. В конце января объявили о создании фонда и 18 февраля нас зарегистрировали. Было 60 уголовных дел, 60 подсудимых по нескольким делам проходили и мы оказали посильную правовую поддержку.

– Можете назвать результаты работы фонда на сегодняшний день?

– Результаты очень хорошие. С правовой точки зрения у нас была лучшая команда. Был Данияр Канафин, который несколько раз признавался лучшим адвокатом страны, защищал меня 2007 года по делу «Бутя-капитал». Мы не просто защищали людей, но и проанализировали вес багаж беззакония, что произошло в январе. Все это в доступно на сайте и любой может зайти, ознакомиться с тем, что произошло. Это для истории. Все уголовные дела задокументированы. Мы помогали и помогаем многим людям прошедшим пытки.

– Сколько доведено до суда, скольким семьям оказана помощь?

– Было 60 уголовных дел, мы оплачивали адвокатов в течение этого года. Где-то процентов 50 дел было закрыто. Мы смогли доказать их невиновность. Не защищали мародеров и тех, у кого в руках было оружие. Того же Махамбета Косая защищали и добились перевода на домашний арест. Да, будет суд. Его дело засекречивают. Дело об убийстве дочери Айдоса Мельдехана 4-летней Айкөркем тоже засекретили. На каком основании? Масса других дел тоже засекречено. Скоро будет пресс-конференция, мы вас обязательно пригласим.

– Когда вы отошли от активного участия в фонде «Кантар»?

– Когда объявил о создании партий в мае прошлого года, я решил дистанцироваться, деполитизировать фонд «Кантар».

– Профессия меня обязывает узнать и другие точки зрения. Вашу я услышал, послушал и других ваших партнеров, не буду называть их фамилии. Были претензии к вам по поводу того, что вы политизируете эту тему и используете ее ради собственного политического пиара, якобы она должна была стать главной темой вашей партии?

– В любом случае тема Кантара не может стать главной темой партии. Да, она очень важная и я всегда говорил, что это национальная трагедия нашей страны, она останется в истории на тысячелетия. Если бы мы пошли на выборы, то говорили бы о том, что все виновные люди должны ответить за эту трагедию. Я и сейчас говорю, нужно привлечение международных организаций, экспертов. Это не снимается с повестки дня, но я не собирался ее политизировать.

– Для меня ваш отход из фонда «Кантар» и ваши разные позиции тема не очень линейная. Я пытаюсь понять и ту и другую сторону… Но на мой взгляд, тема Кантара политизирована изначально и здесь огласка была необходима. Кантар был одной из главных тем нашего канала вес прошлый год, я всегда знаю, что помогает таким делам прежде всего гласность… Я не вижу, что лозунгом одной из партии было расследование Кантара. Как сейчас ваша партия поживает или вас полностью захватила «Елге қайтару»?

– Есть фонд и я очень благодарен своим друзьям, бизнесменам, предпринимателям, которые проявили гражданскую позицию. Они остро восприняли эту боль, боль народа. Вчера мы собирались, обсуждали. 18-го февраля будет год регистрации фонда и планируется пресс-кон­фе­рен­ция. Кто-то занимает политичес­кую позицию, кто-то нет, это выбор каждого.

Теперь о партии. Мы много раз подавали заявку, нам отказывали в регистрации. Подавали в суд, суд принял сторону Минюста. Сейчас нет смысла подавать. После выборов соберемся и обсудим как дальше действовать. Мы создаем штабы для поддержки людей, которых будем максимально продвигать на предстоящих парламентских или маслихатовских выборах.

– «Біздің таңдау» зарегистрирована как движение?

– Нет, она никак не зарегистрирована, у нас есть инициативная группа 10-11 человек, которые подавали документы. Всегда находят разные причины, чтобы отказать.

– Вас захватил фонд «Возврата активов», да? Так и скажите.

– Нет, естественно! Мы занимались политикой, провели пресс-конфе­ренции от имени партии, заявлений, другие акции действия. Все было от имени партии «Біздің таңдау»…

– Когда начнется «деелбасизация»?

– Елбасы и деелбасизация должна идти. Мы видим, что глава государства не попрощался, не ушел не по-английский, не по казахский, он присутствует. Наследие елбасы осталось.

– Когда у вас закончится приоритет, который выражается Нурсултан Абишевич Назарбаев?

– У меня особого приоритета нет. Я за последние десятилетия хорошо изучил, знаю, вижу насколько он узурпировал страну. Если половина казахов была уничтожена коммунистами в 20-30-е годы после политического джута, третьи вред для казахов принес Назарбаев. Это факт. Когда мы создали движение ДВК, потом партию, я был ярым критиком политики Назарбаева и остаюсь им сейчас.

Газетный вариант видеоинтервью Вадима Борейко на канале «ГиперБорей» подготовили –

Алма Жаксылыккызы и Танагоз Кайыргельды – «D»

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн