ЕСЛИ ВЫ СЧИТАЕТЕ Казахстан СВОЕЙ РОДИНОЙ…

  • Пока идут информационные бои сетевого значения по поводу языка, власть делает вид, что она не при чем. Для делания хорошей мины при плохой игре выпустили Абаева, который в очередной раз лишь усугубил ситуацию.

Ведь уже указывали, что фигура Абаева в качестве «тушителя пожара» крайне неудачна. Я допускаю, что в его уста вкладывают нужный посыл и, возможно, он сам без удовольствия озвучивает то, что желает услышать покрикивающие из РФ. Суть в том, что Абаев отработал свой ресурс глашатая. Его персона априори вызывает недоверие к озвучиваемой им информации, и потому его появление на публике – уже провал.

Можно ли допускать, что власть именно этого и добивалась? В свете откровений российских чиновников о двойной игре қазақских властей, – вполне. Теперь укрепляется подозрение в том, власть ведет излюбленную многовекторную политику не только во внешней, но и во внутренней сферах. Лавируя между этносами и поддерживая напряжение, которое можно использовать в удобный момент, власть рискует оказаться между молотом и наковальней.

Наша, народа, задача не позволить власти раскалывать общество по любому из разъединяющих признаков. Исключая один за другим фактор раскола, мы лишим власти возможности злоупотреблять своими полномочиями, пользуясь нашей разобщенностью.

Какую реакцию, кроме оскорбившего қазақов Абаева, мы видим? Традиционный, набивший оскомину и, главное, абсолютно нефункциональный прием – «в любой ситуации делай вид что, ничего не происходит».

Где реакция Министерства информации и общественного развития, Комитета языковой политики? Теперь будут долго думать, мониторить, писать программы, выбивать под них очередное финансирование.

Сколько раз требовали от Комитета языковой политики, чтобы чиновники вышли из кабинетов и шли «в поле», в магазины, поликлиники, рестораны? Сколько раз указывала Руза-апай (Бейсембайтегі из Павлодара – ред.) на невозможность получить услуги на государственном языке? Сколько обращений по ущемлению прав потребителя написала Жулдызай Форт (см. ее интервью на стр. 2-3)? Сколько уже было резонансных конфликтов на почве языка? Этого оказалось недостаточно. Чиновники ждали международного скандала? Они его получили. И в придачу посеяли зерна недоверия и тревоги между людьми. Или это и есть цель власти – поддерживать напряжение, оставаясь якобы арбитром?

Главная реакция должна выражаться в решении 30-летней проблемы с государственным языком (по сути, почти вековой). Как и многие другие проблемы, с ней связаны сопутствующие. И решать их надо в комплексе. Это всегда легче и эффективнее, чем решать каждую отдельно взятую проблему (теория сборки и теория сложности – в помощь).

Мониторить ситуацию уже не надо, в эти дни разные ее аспекты обозначены, так что времени на «изучение вопроса» не понадобится. Никакого дополнительного финансирования тоже не надо (чиновники, потирающие свои ручки в предвкушении распила, оставьте мечту об очередном коттедже!). 

Комплекс проблем прост: қазақи хотят получать услуги на қазақском языке; представители разных этносов готовы изучать госязык (желательно бесплатно); сидящие на чемоданах желают поскорее уехать в Россию (как выяснилось из их жалоб, есть определенные препоны со стороны РФ); люди с российским гражданством нужны в России (с российском стороны звучат требования по их возвращению на историческую родину); миграционка и МВД заинтересованы (надеюсь) в установлении точного количества граждан с российскими паспортами, находящихся на территории Қазақстана (что для нас важно и в преддверии предстоящей переписи населения).

В этой связи, где анализ того, что сделано чиновниками и разными комитетами по языку за, как минимум, два десятилетия (!) и куда израсходованы миллионы долларов на реализацию языковой политики? Где сотни художественных и документальных фильмов, мультики, телепередачи? Что сделано АНК в части помощи людям разных этносов для изучения государственного языка?

Народ уже заплатил своими налогами за деятельность этих структур. Теперь предоставьте ему оплаченные услуги. Повторю: никакого дополнительного финансирования на новую госпрограмму по обучению госязыку не надо. У АНК есть здания, помещения, есть немалое финансирование из бюджета. Остается направить средства на наиболее актуальное – вечерние курсы по қазақскому языку. Есть и другие общественные здания (акиматов, дворцов культуры, домов дружбы, «Нур отана»). Оплата учителей должна осуществляться из тех бюджетных средств, которые уже получают из бюджета АНК и «Нур отан». Так будут обеспечены бесплатные курсы қазақского языка. Обойдемся без массовых празднований и фестивалей, зато к 30-летию восстановления Независимости Қазақстана преподнесем подарок всему народу – обретающий силу, расширяющих сферу употребления государственный язык.

Масштабы охвата населения пугать не должны. Школьники, студенты колледжей и вузов изучают язык в учреждениях образования. Исключим возраст пенсионеров 63+ (им достаточно, как минимум, знать золотую фразу «Рақмет, балам, бақытты бол!»). Остается только средний возраст. Цель достижима. Если все детсады перевести на государственный язык, то всего через 2-3 (!) года проблема языка будет снята.

Есть срочная категория – работники сферы обслуживания. Ряд учреждений эту проблему успешно решил. Это, например, ЦОНы, офисы сотовых операторов, «Казпочта», некоторые (не все) торговые сети. Есть опыт бизнесменов по созданию языковых курсов для своих сотрудников, например, в торговом доме (Темиртау) или Доме казахской кухни «QURT&WINE» (Усть-Каменогорск). Думаю, подобных примеров можно привести немало. Конечно, не каждый бизнесмен может позволить себе нанять учителя; тогда – путь в АНК на бесплатные курсы (бюджетные средства у них есть). Еще как положительный пример помощи в освоении языковых навыков следует назвать армию РК, где солдаты быстро овладевают государственным языком.

Если говорить о мотивации к изучению государственного языка, то разве мир в стране и согласие народа недостаточный повод освоить базовый уровень? Или проще уехать из страны, как решают многие? 

После почти века дискриминации қазақского языка его использование другими этносами способно открывать сердца қазақов. Уверена, владеющие им на своем опыте убедились в этом. 

Год масштабной работы, и проблемы не будет. Это не стоит денег. Только усилия всех. Язык – мощный объединяющий людей фактор. Вот только желает ли власть этого единения народа? 

Власть убеждает нас в наличие крепких добрососедских отношениях с Россией. В таком случае что мешает помочь в решении с российской стороной вопроса по беспрепятственному переезду желающих и тех, кто уже имеет российское гражданство? Если есть тесное сотрудничество, то почему многолетнюю проблему составляет вопрос по установлению лиц, получивших паспорт РФ в течение последних 20 лет? Почему это важно? Чтобы не было двусмысленности, нарушения закона, чтобы иностранцы не определяли нашу жизнь, не влияли на общую атмосферу, формат социальных отношений и т.д. Чтобы люди определились с тем, кто они и где хотят жить. Подвешенность этого вопроса также создает сложности. Люди жалуются, что годами сидят на чемоданах, потому что не уверены, следует ли им уезжать. Значит, у них есть доводы и «за», и «против». 

Государство должно четко донести мысль о том, что Қазақстан строит независимое светское демократическое государство, где люди имеют равные права и свободы независимо от национальности и вероисповедания. Не только донести, но и реализовать эти декларации. Потому что во многом вина власти в том, что люди бегут от коррупции, беззакония, бедности, отсутствия перспектив. И тут следует сказать сомневающимся: не надо бежать в Россию (там – те же проблемы), надо менять ситуацию здесь, если вы считаете Қазақстан своей Родиной.

Каждый, кто выбирает Қазақстан, нам дорог, как любящий эту землю, как связывающий себя со страной и всем народом. Безусловно, любовь к Родине объединяет. Без этого мы не станем единой гражданской нации, не почувствуем единства. Не только қазақи, но и представители других этносов будут уверены, что люди здесь живут не потому, что не могут по каким-то причинам уехать или банально «рубят капусту», “ловят рыбку в мутной воде”, а потому, что Қазақстан – их Родина, здесь их земля, здесь жили их родители и будут жить их потомки. И тогда не будет никаких провоцирующих выступлений о ненависти к Қазақстану и қазақам. Чтобы языковая проблема не заявляла о себе вновь и вновь следует, наконец, узаконить требование к знанию государственного языка и истории Қазақстана для претендентов на қазақское гражданство.

Эту проблему придется решать нынешней власти или следующей. Жаль лишь, что пока чиновники бездействуют, кто-то оказывается на скамье подсудимых, кто-то вынужден уехать, и расширяется трещина недоверия между людьми разных национальностей. И тут я вижу вину исключительно власти, которая намеренно или по глупости десятилетиями игнорировала языковую проблему и необходимость выстраивания гражданского согласия. А когда возникают конфликты, она назначает виновного, и все возвращается на круги своя. Может, государству уже следует взять ответственность на себя?

Айнаш КЕРНЕЙ

«DAT». 26.08.2021.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн