Как убивали Алтынбека Сарсенбаева

Наша справка.
О Кикшаеве Алексее почти ничего не известно. Житель Калмыкии, комсомольский активист, агент КГБ СССР, в 1980-е годы отсидел несколько лет за изнасилование, организовал визит Папы Римского в РК за, что был приближен к президенту.

В редакцию поступило письмо, по-своему раскрывающее некоторые моменты убийства Алтынбека Сарсенбаева. Письмо отправлено автором, который просил не раскрывать его имени, что в общем-то понятно в этой стране. По словам приславшего письмо, он разговаривал с бывшим сотрудником одного из специальных подразделений МВД, в настоящее время находящимся на пенсии, и просившим называть его Саша.

Мы понимаем, что это одна точка зрения. Приглашаем заинтересованных или упомянутых в материале лиц подтвердить или опровергнуть информацию.

«Саша хочет, чтобы люди знали правду, так как его беспокоит тот разгул беспредела, который творят в стране руководители КНБ и МВД. Именно по этой причине он ушел из органов и считает, что в стране имеются силы, которые стараются дестабилизировать обстановку.

Впервые с подобным беспределом Саша столкнулся, когда работал в г. Алматы. Именно тогда его подключили к расследованию убийства
Алтынбека Сарсенбаева.

Итак, послушаем рассказ Саши, который выдвинул свою, альтернативную версию о лицах, причастных к убийству Сарсенбаева. Для начала восстановим в памяти хронологию событий:

Тела Алтынбека Сарсенбаева, его 46-летнего водителя Василия Журавлева и 27-летнего телохранителя Бауыржана Байбосына обнаружил пастух Михаил Логвиненко в предгорьях Талгарского района на третьем километре горной дороги, пролегающей между поселком Коктобе и пунктом 12-я бригада.

Расследованием руководили начальник ДВД Алматы Молдияр Оразалиев, начальник ДВД Алматинской области Кожахметов и первый вице-министр МВД генерал-майор милиции Калмуханбет Касымов. (Внимательные читатели могут заметить, что карьера этой троицы была в дальнейшем неизменно успешной и руководство страны до сих пор им поручает расследовать самые щекотливые дела – теракты в Актобе, Атырау, Таразе, мятеж в Жанаозене, казнь пограничников на погранзаставе и т.д.) 22 февраля в Алматы установлена и найдена автомашина марки «Мицубиси Паджеро», на которой, по предварительным данным, потерпевшие были увезены в неизвестном направлении, а также задержан боец спецназа КНБ РК «Арыстан» Мирошников Виталий, управлявший данной автомашиной в день совершения преступления.
Первоначально Мирошников рассказал, что приказ задержать Алтынбека Сарсенбаева и доставить его на встречу с «шефом» им отдал
заместитель руководителя КНБ Владимир Божко. Это было официальное задание, все бойцы «Арыстана» экипировались и вооружались, как
положено в родном подразделении.

Никому в голову не могло прийти, что они совершают преступление, все считали, что выполняют служебный приказ. Спецназ «Арыстан» находится в прямом подчинении председателя КНБ РК и выполняет исключительно его команды.

Полиция слишком рьяно взялась за раскрытие этого, грозившего стать серьезнейшим политическим скандалом убийства. Растерянные сотрудники КНБ один за другим давали показания, в которых «сливали» руководителей.

Ниточки потянулись на самый верх, и по логике вещей требовалось допросить председателя КНБ РК Дутбаева, который мог бы назвать имена людей, отдавших ему приказ о задержании Сарсенбаева. А это означало начало кризиса или даже краха всей выстроенной политической системы Казахстана.

Следствию было приказано взять тайм-аут.

Через время Мирошников и остальные были повторно допрошены и дали вообще другие показания. Следует отметить, что теперь перед каждым допросом с ними долго беседовали сотрудники КНБ, которые с того момента круглосуточно находились в ИВС и СИЗО, негласно руководя следственными действиями, а сотрудники полиции лишь выполняли их указания.

Теперь все новые допросы и другие следственные документы вначале передавались в КНБ для согласования. «Неудобные» документы оставались у них, а в полицию приходило указание переделать бумаги как надо.

В это же время «уходят» в отставку руководители КНБ РК, пытаясь вывести из-под удара главного фигуранта – Нуртая Абыкаева.

Почему вывести из-под удара? Дело в том, что Дутбаев при всей своей грамотности не был самостоятельной политической фигурой. Абыкаев, уходя в сенат РК, оставил в КНБ подконтрольного себе человека, фактически продолжая руководить этой могущественной спецслужбой страны.

Понадобилось совсем немного времени, прежде чем перед следствием предстал «заказчик» убийства Ержан Утембаев. Самое интересное
заключается в том, что Утембаев в то время работает в сенате, являясь прямым подчиненным Абыкаева, и характеризуется окружающими как мягкотелый, нерешительный человек, лишенный собственного мнения, злоупотребляющий спиртными напитками, любитель казино.

КНБшники предложили следствию следующую схему преступления: заказчик – бывший руководитель аппарата сената Ержан Утембаев; организатор и исполнитель убийства – Рустам Ибрагимов, бывший работник правоохранительных органов; исполнители похищения – пять сотрудников специального подразделения «Арыстан» КНБ РК.

Как им удалось уговорить Утембаева и Ибрагимова, сказать трудно, но на стол следствия легли их признания в совершенном преступлении, недостающие звенья в этом страшном пазле были заполнены и многие лица на политическом олимпе Казахстана могли облегченно вздохнуть.

Спустя время глава МВД Казахстана Бауржан Мухамеджанов заявил, что убийство Алтыбека Сарсенбаева и его приближенных раскрыто. Заказчиком преступления был назван глава аппарата сената Казахстана Ержан Утембаев, испытывавший к убитому «устойчивую личную неприязнь».

Что касается механизма совершения преступления, то, по словам министра, в октябре 2005 года Утембаев обратился к Ибрагимову, с
которым был знаком продолжительное время, и попросил «наказать Сарсенбаева». Тот предложил его устранить, за что ему было обещано
$60 тыс.

Все вроде бы шло так, как задумали опытные кукловоды из КНБ, если бы в дело не вмешались сотрудники ФБР, приглашенные президентом РК для помощи следствию. Нужно признать тот факт, что в то время президент искренне желал раскрытия данного убийства, чтобы снять все подозрения и кривотолки, которые были явно не в его пользу.

11 марта 2006 года, в ходе 5-часовой проверки на полиграфе, агенты ФБР задали Ибрагимову 780 вопросов и пять из них повторялись
через определенные промежутки времени: убивал ли он Сарсенбаева?

Убивал ли он Журавлева? Убивал ли он Байбосына? Говорил ли он правду работникам полиции? Участвовал ли кто-либо еще в организации похищения и убийства?

На первые три вопроса детектор лжи давал и подтверждал один и тот же результат – не убивал! При ответах на четвертый и пятый вопросы полиграф показывал, что Ибрагимов солгал. Получалось, что Ибрагимов не виноват и не имеет отношения к убийству Сарсенбаева. Однако по вполне известным причинам результаты тестирования не были приобщены к уголовному делу, так как всех устраивала официальная версия, озвученная главой МВД.

Вот так это серьезное политическое убийство было «раскрыто» и направлено в суд.

В суде же, видимо, почувствовав, что дело идет к расстрельному финишу, Рустам Ибрагимов назвал имена заказчиков нашумевшего преступления. Со слов Ибрагимова ими являются спикер сената Казахстана Нуртай Абыкаев, экс-глава КНБ РК Нартай Дутбаев и некий Алексей Кикшаев, возглавлявший отдел религий в Администрации президента Казахстана.

Эти люди, согласно показаниям Ибрагимова, собирались осуществить государственный переворот с целью смещения с поста главы государства Нурсултана Назарбаева. Но, несмотря на заявление Ибрагимова, ни одно из указанных лиц не было приглашено для дачи показаний в областной суд.

До сих пор неизвестно, почему Администрация президента РК отказала в предоставлении информации о российском гражданине Алексее Кикшаеве, каким образом он попал на работу в АП и где он находится в настоящее время.

Вообще нетрудно заметить, что в этом деле принимали участие люди, так или иначе связанные с деятельностью Абыкаева, работавшие с ним либо в АП, либо в сенате.

На процессе практически все обвиняемые показали, что в ходе предварительного следствия они подвергались пыткам и психологическому
давлению.

Мирошников рассказал, что оклеветал Ибрагимова из-за постоянных избиений. Кроме того ему угрожали, что посадят его беременную жену.

Более того, по словам обвиняемых, с ними несколько раз встречались заместитель министра внутренних дел Касымов и генеральный прокурор Тусупбеков, которые уговаривали их дать показания в рамках официальной версии.

В конце концов Мирошников и Ибрагимов заявили, что они никого не убивали, а только передали похищенных в руки других людей.

Кто же были эти неизвестные до сих пор загадочные люди, осуществившие казнь оппозиционного политика и его друзей?

У криминалистов МВД имелась очень интересная информация о том, что к убийству Сарсенбаева может быть причастен Мукушев Сапабек
Мурзагалиевич, уголовная кличка Бек, лидер преступной группы из г. Костаная.

Дело в том, что в автомашине убитого Сарсенбаева были обнаружены фотографии, на которых обнаружились отпечатки пальцев Мукушева.

Бека самолетом немедленно доставили в Южный РУБОП г. Алматы. Он был явно растерян, вел себя очень нервно, на поставленные вопросы отвечать отказался и через время за ним пришли люди в штатском, которые увезли его в неизвестном направлении.

Саша считает, что для убийства Сарсенбаева был привлечен именно Бек, который длительное время сотрудничал как с КГБ СССР, так и с КНБ РК.

Бек мог как лично исполнить заказ, так и привлечь для этого своих проверенных бойцов, которые в данное время живут в Европе.
Весьма примечательна биография Бека, длительное время совершавшего тяжкие и особо тяжкие преступления в Казахстане. Ни у кого не
возникало сомнений в том, что за ним кто-то стоит и этот «кто-то» – весьма влиятельная организация. Сам Бек отношения с КНБ не афишировал, но и особо не скрывал. Любые приводы Бека в полицию заканчивались звонком «оттуда» и его как правило отпускали, даже не успев снять отпечатки пальцев. В тот период Бека курировал Мизинбаев Усер, ныне работающий заместителем председателя КНБ РК.

Видимо, в то время было невыгодно, чтобы Бек сел в тюрьму и поэтому его каждый раз «отмазывают» от ответственности.

26 апреля 1996 года Бек застрелил из пистолета ПСМ своего друга Севастьянова Виталия. Мотивы преступления никому не известны, была информация, что ему поручили «зачистить» тех, кто был осведомлен о его деятельности; как бы там ни было, но Бек в очередной раз уходит от ответственности, уехав в Россию.

В 1997 году в г. Костанае очередной друг Бека Айтенов Урал был застрелен в голову возле своего дома из пистолета ПСМ (!),
преступление так и не было раскрыто, а осенью того же года неизвестные лица пытались ликвидировать его брата Айтенова Кургана, забросав его дом гранатами.

Чем занимался Бек в России, остается только догадываться, но, видимо, там ему стало жарко, и при помощи влиятельных структур Беку удается обзавестись поддельными документами на имя Пак Григория Гранитовича, уроженца Ташкента, и выехать в Чехию.

В 2001 году Бек был задержан и доставлен в Костанай. Единственным свидетелем обвинения оказался друг Бека, чемпион мира по боксу
Александр Мирошниченко, который рассказал следствию подробные обстоятельства убийства Севастьянова.
К слову сказать, 19 августа 2003 года Мирошниченко погибает при весьма странных обстоятельствах, свалившись с 10 этажа в лестничный пролет собственного дома.

Суд приговорил Мукушева к 7,5 годам лишения свободы в колонии общего режима. Удивительно то, что летом 2005 года Мукушев условно-досрочно освобожден. Не прошло и двух лет, как он вышел на свободу. Получается, что Бек был очень нужен на воле, точнее, были нужны его профессиональные навыки.

Сразу после его освобождения умирает Айтенов Курган, якобы от сердечного приступа, хотя до этого никогда ничем не болел. Близкие
родственники считают, что Кургана отравил Бек, так как Курган «слишком много знал о киллерских движениях Бека».

То, что за Беком стоял КНБ, подтверждается несколькими весьма примечательными эпизодами из его биографии – сразу после освобождения Бека назначают главным тренером области по боксу, что само по себе является нонсенсом, как правило убийц не допускали к работе с детьми, версию о причастности Бека к убийству Сарсенбаева следствию не дали проверить. Не думаю, что Бек будет долго жить, но пока он нужен для других дел.

Чекисты во все времена предпринимали попытки захватить власть в стране. Они наиболее приближены к руководству страны, именно они дают информацию главе государства о жизни и планах высших эшелонов власти.

Конечно, это позволяет им использовать такое положение для решения далеко идущих планов.

Но для решения таких задач нужны ресурсы, а такими ресурсами обладают только представители олигархического капитала, желающие получить доступ к еще большим ресурсам. Естественно, что для этого им нужен «свой» человек в руководстве страны…»

Подготовил к публикации
Алмат АЗАДИ

Республиканский еженедельник онлайн