Как уже известно, в прошлой неделе в столице страны состоялась первое заседание Национального координационного совета оппозиционных сил (НКСОС), на котором прозвучал очередной лозунг объединение оппозиции Казахстана. Об этом сборе оппозиционеров ходят разные верси в социальных сетях, что данный Координационный совет является очередным проектом политтехнологов власти, деятельность которого управляется самой властью или третьими силами пока неизвестного происхождения.
Маслу в огонь подлило и то, что инициатор создание НКСОС партия «Ел тірегі» накануне создала фракционный альянс с партией «Алаш», о деятельности которой обществу абсолютно ничего не известно. И тут возникает у меня вопрос: «Зачем же надо было испортить такое доброе начинание и замарать объединительный процесс с какой-то левой партией?».
Справедливости ради надо отметить, что по просьбе лидера партии «Ел тірегі» Нуржана Альтаева я дважды встречался с ним и тогда политическая риторика его разговора с оппозиционным акцентом мне понравилась. В этих встречах мы обсуждали именно вопросы объединительного усилия. Учитывая возможности аппарата его партии и финансовые возможности организации, я посоветовал ему тогда иницинировать объединительный процесс оппозиции вне рамки отдельно взятой партии в подобье Форума Демократических сил Казахстана (ФДСК) начала нулевых годов.
Вот и возможно, по итогом этих наших бесед, с подачи «Ел тірегі» состоялся первое заседание КС оппозиции. По причине подготовки выпуска очередного номера газеты, у меня не было возможности принимать участие на этом «большом сборе» и предложил поделиться своими впечтлениями Уалихану Кайсарову – экс-сенатору РК, одному из видному оппозиционному политику страны.
– Г-н Валихан, вы присутствовали на первом заседании так назваемого Национального координационного совета оппозиционных сил: прежде всего, расскажите, как вы попали в этот совет?
– Все началось с того, что примерно в середине февраля 2021 года меня познакомили с Нуржаном Альтаевым по его же просьбе. Тогда мне представили его как председателя организационного комитета по созданию политической партии «Ел тірегі». Я согласился. Одновременно, с большим интересом почерпнул в интернете много информации о нем и его личной биографии. Да и нельзя было игнорировать такое событие как создание партии.
Скажу откровенно, первое впечатление было немного с недоверием. Собственный многолетний опыт политической деятельности и личная интуиция подсказывали, что не может быть действующих чиновников во власти, которые ни с того ни с сего, добровольно готовы пожертвовать собой, своей карьерой, состоянием и семейным благополучием ради народа. Среди них вряд ли могут быть такие, кто бескорыстно и без специально полученного задания сверху готовы вступить в противостояние с властью. Такой поступок автоматически сделал бы любого государственного или политического деятеля личным политическим врагом как Назарбаева с Токаевым, так и всех приближенных к ним лиц.
– Согласен с Вами, все, кто покушаются на власть Назарбаева, в последствии могут стать «преступниками» в подобье Кажегельдина, Аблязова или других…
– Именно поэтому, продолжая разговор о Нуржане Альтаеве, я не мог не знать, что он дважды был вице-министром в двух совершенно разных и не связанных между собой министерствах. Также он занимал высшие должности в структурах «Нур Отана», был депутатом Мажилиса Парламента от этой партии. Соответственно, в моем понимании он на законодательном уровне должен был продвигать и проводить в жизнь всю ее антинародную политику и курс «Нур Отана». Кроме того, в интернете можно найти множество его фотографий с теми людьми, к которым в народе сложилось устойчивое крайне негативное отношение и озлобленность. В такой ситуации, я никак не мог проявить свою лояльность к создаваемой партии и выразить свою поддержку. Ведь именно поддержка со стороны казахстанского общества сейчас является его главной и первой целью и задачей.
В общем, первая наша встреча была исключительно ради знакомства. Он своими словами рассказал мне о целях и задачах создаваемой им политической партии, о ее перспективах. И, как мне показалось, своей истинной ближайшей целью его партия ставит участие в следующих ближайших президентских выборах. О том, кого же его партия будет выдвигать на них в качестве кандидата можно только лишь догадываться. Но у меня на этот счет сложилось мнение, что он хочет выдвинуть себя от имени этой партии на следующие президентские выборы, которые должны состояться через три года.
На нашей следующей совместной встрече в его партийном офисе мне предложили войти в состав НКСОС. Отложив в сторону все сомнения, я согласился, поскольку считаю, что любое объединение оппозиционных сил не представляет никакой угрозы для самостоятельности и независимости каждой организации в отдельности, в том числе и моей. А сам процесс объединения может быть полезной площадкой для укрепления позиций всего оппозиционного движения. Тем более, уже давно требуется поднять дух простых людей, которые уже разочаровались и во власти, и в оппозиции.
– А как Вы оцениваете первое заседание этого совета, довольны ли вы контингентом заседания? Вы довольны контигентом участников, например, в нем отстствовали наиболее активные протестные организации данного периода «Оян, Қазақстан!» и Демпартия Жанболата Мамая?
– На мой взгляд, первое заседание, в целом, прошло неплохо. Присутствовали многие из тех, кто позиционирует себя ярым противником существующего режима. Само собой разумеется, никто никого не принуждал присоединиться к НКСОС. Это просто невозможно. Наоборот, даже были те, кто открыто и демонстративно заявили о своем отказе принимать участие в его работе. Не обошлось и без обвинений в аффилированности партии «Ел тірегі» и Нуржана Альтаева с зятем Назарбаева – Тимуром Кулибаевым. Были высказаны и подозрения о том, что всех оппозиционеров по заданию спецслужб или даже Администрации президента и Библиотеки, снова хотят объединить под знамена лжеоппозиционного движения. Были обвинения и в марионеточности Нуржана Альтаева и других участников КС, а также в том, что некоторые из них не являются самостоятельными фигурами. Согласно их формулировок, проходящее заседание КС ничем иным как спланированным властями мероприятием назвать нельзя.
Скорее всего, именно по этим причинам в работе КС отказались принимать участие Жанболат Мамай и его незарегистрированная партия, движение «Оян, Қазақстан!», Мухтар Аблязов, некоторые ютуб-каналы, в том числе очень популярный и влиятельный ютуб-канал Айдоса и Натальи Садыковых «Басе». Наиболее резким было выступление другого известного казахстанского общественного и политического деятеля Рысбека Сарсенбаева. Одним словом, следует отметить, что, практически, все кто хотел выразить свое отношение к НКСОС так или иначе, сделали это. Правда, некоторые из них смогли более полно и широко высказать свою точку зрения уже после завершения работы первого заседания самого Совета.
– В любом случае, идея объединения протестного движения в Казахстане в одну координационную организацию звучала последние 15 лет. Возможно, вы помните, что в начале 2000-х годов была создана аналогичная организация под названием «ФДСК», которая договорилась о выдвижении единого кандидата на президентские выборы 2005 года. С этой точки зрения, как вы оцениваете будущее ОКУС?
– Действительно, идея объединения всех сил, оппозиционных к режиму Назарбаева, в Казахстане существует уже более двух десятилетий. Еще в первой половине девяностых годов были попытки создания даже теневого правительства. Особенно активно этим занимались помимо других прочих депутаты Парламента (Верховного Совета 12 и 13-го созывов) во главе с ныне покойным (по некоторым версиям – убитым ударом пепельницы по голове) первым спикером нового Парламента – Маратом Оспановым и, ныне покинувшим Казахстан, этническим немцем – Виталием Розе. Именно в те годы страна была настолько близка к тому, чтобы реально ограничить Назарбаева в его полномочиях.
В основном при помощи подкупа, обещаний, обмана, а порой и угроз со стороны властей, идея объединенного противостояния и координации начала терпеть неудачи. После принятия Конституции в августе 1995 года в стране была установлена президентская диктатура и лишь незначительная часть обновленного депутатского корпуса нашла в себе силы и мужество продолжить противостояние Назарбаеву и его окружению. К сожалению, силы на тот момент уже были явно не в пользу оппозиционно настроенных депутатов.
Тем не менее, уже с самого начала 2000-х годов оппозиционное движение в стране сумело возродиться и стать реальной угрозой не только для личной власти самого Назарбаева, но и всей системы диктатуры, которую он успел выстроить за какие-то всего лишь пять лет. Немного позднее, явными организующими, направляющими объединяющими центрами стали такие оппозиционные структуры как ФДСК, целый ряд оппозиционных политических партий, общественно-политических организаций и иных объединений. Особенно среди них ярко выделялись «Алга, ДВК», «Нагыз Акжол», «Азат» и другие.
Однако, нужно иметь в виду, что уже в 2000-м году в руках Назарбаева уже была сконцентрирована невероятно огромная власть, к которой он так стремился. Именно благодаря огромной никем и ничем не ограниченной и неконтролируемой власти и финансовым потокам от продажи государственной собственности и сырьевых ресурсов, ему удалось расправиться практически со всеми этими политическими оппонентами, а также и со всеми своими конкурентами.
Так что, начало 2000-х годов были наиболее активными годами в оппозиционном движении. Но также, к сожалению, и наиболее жестокими, и кровопролитными. Среди противников Назарбаева одни были осуждены, другие были вынуждены бежать из страны, третьи были убиты, многие запуганы и до поры до времени вынуждены пока молчать.
В целом, справедливости ради, надо отметить, что самая поздняя идея объединения оппозиционных сил в единую политическую силу была предложена Нуржану Альтаеву известным политическим деятелем Серикжаном Мамбеталиным, а также и Тогжан Кожалиевой в том числе. К тому же, окончательная концепция идеи объединения, которую предлагает сейчас Нуржан Альтаев, полностью должна быть обязана Вам, уважаемый Ермурату. Ведь еще два года назад Вы выдвинул концепцию и начал воплощать в жизнь идею объединения всех оппозиционных и гражданских активистов на базе ОСДП, которую он на тот момент возглавляли. Все в Казахстане, в том числе и я, с большим энтузиазмом поддержали тот объединительный процесс. Однако, внутрипартийная борьба в ОСДП не позволила ему реализовать эту идею и воплотить ее в жизнь. В итоге, новое руководство ОСДП было обвинено в тайном сговоре с властями с целью недопустить реальное и фактическое объединение всей оппозиции. Но это уже другая истории, хотя из той же самой оперы.
– А как вы относитесь к тому, что в социальных сетях высказывается недоверие Нуржану Альтаеву и его партии «Ел тірегі», что все они «проект власти»?
– Исходя из всего вышесказанного, конечно, будет трудно предположить, что Нуржан Альтаев является фигурой самостоятельной и партия «Ел тірегі» также является его собственным проектом. С одной стороны, делать подобные обвинения было бы справедливым. Но, с другой стороны, этого явно недостаточно. Нельзя забывать, что огромное количество бывших и ныне действующих оппозиционеров пришли в оппозицию из высоких кабинетов той же самой пирамиды власти что и он, как республиканского масштаба, так и местного уровня. Вспомним некоторых из них поименно: Серикболсын Абдильдин, Акежан Кажегельдин, Заманбек Нуркадилов, Алтынбек Сарсенбаев, Мухтар Аблязов, Булат Абилов, Рахат Алиев, Жармахан Туякбай, Тохтар Аубакиров, Галымжан Жакиянов, Ураз Жандосов, Тулеген Жукеев, Балташ Турсынбаев, Зауреш Батталова, Тулен Тохтасынов. Этот список можно было бы продолжать еще очень долго. Причем каждый читатель вашей газеты может дополнить его собственными именами.
Поэтому, я бы не был столь категоричным в своих суждениях. Я думаю, что мы имеем все основания дать Нуржану Альтаеву и его начинанием по созданию единого оппозиционного совета определенный карт-бланш и выделить им некоторый объем собственного кредита доверия. Пусть он у каждого из нас будет своим, в меру собственного доверия или подозрения. Кто-то, естественно, категорически будет возражать против и будет изначально считать его человеком системы, а значит скрытым человеком власти – титушкой. Но, справедливости ради, надо отметить, что есть и такие, кто поверил ему полностью на все сто процентов. Здесь каждый должен решать сам, типа – верю, не верю, или посмотрю и проверю.
– Спасибо, Уалихан мырза, за откровенный разговор! Я тоже считаю, что мы все когда-то пришли в оппозицию из власти и преждевременно нам усугубить ситуацию с объединительным вопросом. Думаю, стоит подождать дальнейшую риторику Координационного совета и его деятельности. Всем, кто с надеждой об объединение включился в этот совет, будет время и возможности если понадобиться покинуть его состав, тем более участие в нем никого и ничего не объзывает в данный временный период. НКСОС – это не НСОД г-на Токаева, там все в равных правах, имеющий принцип: одна организация – один мандатный голос.
А я Вам советую остаться в нем не смотря на текущие разговоры, что КС – левая организация. Если даже не оправдается наши надежды, то нам самим надо будеть продолжить не совсем уж безнадежную объединительную затею. Удачи Вам, дорогой друг!
Ермурат БАПИ