Марат МИРГАЯЗОВ: «АРСЕЛОР» провоцирует забастовку

arselormittalО взрывоопасной обстановке в горняцкой среде Нурсултана Назарбаева предупредили карагандинские шахтеры. На расширенном заседании объединенного комитета профсоюза угольщиков «Коргау» они приняли обращение к главе государства – гаранту Конституции с просьбой заставить иностранного работодателя – компанию «АрселорМитталТемиртау» уважать казахстанские законы и защитить их от его антисоциальной политики.

«Прикрываясь лозунгами о необходимости снижения материальных затрат и строжайшем режиме экономии, но при этом тщательно скрывая от работников и профсоюза истинное финансовое положение, пользуясь позицией правительства о необходимости поддержки компании, иностранный инвестор дал своим полпредам в Казахстане прямое указание: уничтожить коллективный договор угольщиков, выстраданный нами за годы упорной борьбы за свои права.

«Похоронить» компания намеревается самые социально значимые положения действующего колдоговора: гарантированный уровень оплаты труда, индексацию заработной платы, единовременные выплаты пострадавшим на производстве, отпуска за работу во вредных условиях труда. Уже сейчас, пренебрегая принципами социального партнерства, в нарушение законодательства и коллективного договора в одностороннем порядке, без согласования с представителями работников вводится режим неполного рабочего времени, не соблюдаются действующие положения о премировании, принудительно снижается фонд оплаты труда. Свое истинное антисоциальное лицо показало руководство «АрселорМиттал Темиртау» и в отношении трехсот регрессников, которые с прошлого года не получают положенные им по закону суммы возмещения ущерба и брошены работодателем на произвол судьбы без средств к существованию.

… Расписываясь в собственном бессилии, работодатель пытается залезть в карман шахтеров, которые, несмотря на отведенную им роль «пасынка», работая в тяжелых и вредных условиях на изношенном оборудовании, продолжают успешно выполнять плановые задания.
В своем Послании народу Казахстана Вы поставили во главу угла человека, его благосостояние, его права и интересы. Именно этими принципами обосновано жесткое противостояние проф­союза угольщиков «Коргау» посягательству работодателя на положения колдоговора, который позволяет нашим семьям получать достойную компенсацию за нелегкий и опасный шахтерский труд.

Не находя других возможностей для упразднения установленных колдоговором льгот и гарантий, администрация задалась целью ликвидировать наш профсоюз, а вместе с ним – и обязательства работодателя по коллективному договору. Действия по решению этой задачи уже начаты. По указке из Лондона руководство УД (угольный департамент – Ред.) создает (!) новый, альтернативный профсоюз.

Что будет следующим этапом, ясно: последует попытка принудительного перевода работников в новую организацию. Цель всего этого – заключение нового, удобного для компании коллективного договора. Однако, шахтеров не обманешь. Руководители компании, видимо не понимают, что своими действиями они дестабилизируют обстановку в коллективах, а это, в условиях правильного понимания рабочими истинной подоплеки действий руководства, делает обстановку в шахтерской среде взрывоопас­ной», – говорится в обращении.

Подробности «взрывоопасных» настроений в угольной Караганде в нашем диалоге с председателем проф­союза горняков «Коргау» Маратом Миргаязовым.

– Прошу прощения, но зачем «попу гармонь», имею в виду создание «своего» профсоюза, если, во-первых, глава государства в своем выступлении на открытии нынешней сессии парламента в качестве одного из приоритетных задач депутатов обозначил принятие ими до конца этого года закона о проф­союзах; во-вторых, есть действующий профсоюз шахтеров «Коргау»?

– Обращение шахтеров к Нурсултану Абишевичу родилось не спонтанно. К этому вели все события, произошедшие с конца прошлого года и, безусловно, сказавшиеся на взаимоотношениях руководства УД АМТ (АрселорМитталТемиртау – Ред.). Все началось с того, что в компании были крайне недовольны ростом профзаболеваний шахтеров. Я не буду вдаваться в подробности конфликта на этой почве, так как ваша газета о них уже писала. Главное – на сегодня профсоюз «Коргау» выиграл все возможные судебные иски в Карагандинской области по факту неплатежа работодателем причитающегося регрессникам.

Не мудрено, что «Коргау» – что кость в горле АМТ. И все шахтеры понимают, что новый профсоюз создает сам Миттал для того, чтобы избавиться от неподкарманного ему профсоюза. Проф­союза, который реально стоит на защите прав рабочих.

Бог с ним, с Митталом. Мы не боимся конкуренции. Наша задача – чтобы в митталовский профсоюз никого силком не тащили. Откровенно говоря, «Коргау» переживал и не то. После трагедии на шахте имени Ленина в Шахтинске, когда взрыв унес жизни 41 шахтера, было создано объединение «Шахтерская семья». Мы и с ними работали, не видя друг в друге конкурентов – ведь цели-то общие. Пусть и нынче АМТ создает свой профсоюз. Главное – пусть люди имеют право выбора. Мы живем в свободной стране, каждый имеет право войти в тот профсоюз, в который хочет, или вообще не состоять в профсоюзе.

Но, проехав по шахтам, особенно шахтинского региона, где сосредоточена самая кладезь митталовских миллиардов – коксующиеся угли, встретившись с людьми с глазу на глаз, убедились: ситуация очень сложная.

Дело в том, что шахтеры понимают, что новый профсоюз – это новый коллективный договор. А это те самые пункты, где АМТ хочет сэкономить. Вы представляете, сколько там еще пунктов, куда АМТ положил глаз, чтобы их отменить.

– В обращении шахтеров Караганды к главе Казахстана между строк веет предзабастовочными настроениями. Может, я сгущаю краски?

– Нисколько. Мы побывали на проф­союзных собраниях на всех шахтах. И поняли одно: в случае давления на шахтеров, чтобы они вступали в митталовский профсоюз, создастся забастовочная ситуация. Но хочу сказать: мы предупреждаем, что в этой ситуации виновата будет политика самой АМТ. Если такое произойдет – это полностью будет ее вина. И не надо будет искать виноватых средь шахтеров, кого-то еще. Это последствия той социальной политики, которую компания проводит в течение последних года-полтора.

Шахтеры прямо говорят: если нас будут заставлять идти в новый профсоюз силой, самое первое, что они сделают, – не будут выезжать из шахт и требовать, чтоб силком не тащили туда, куда они не хотят.

Я тоже не сгущаю краски и никого не пугаю. Я констатирую факт. Поэтому не надо рисковать и думать, может, проскочит. Нет, не проскочит.

На расширенном профсоюзном собрании в Шахтинске даже говорили: кто сказал, что сегодняшняя зарплата – это та планка, которой мы должны гордиться, может, опять надо ставить перед АМТ вопрос о повышении зарплаты.

– Методы любого шантажа известны, как божий день. Когда это касается рабочей среды, работодатель, как правило, заявляет: баба с возу – кобыле легче, мол, за воротами таких, как вы, согласных пахать и за гроши, – километр, незаменимых нет…

– Такое присутствует и в нашем случае. АМТ запустил слух, что закроют шахты «Абайская» и имени Костенко. Естественно, если такое произойдет, то освобождается рабочая сила. Но это, как вы подметили, маленький шантаж, рассчитанный на дураков: мол, если вы не будете вступать в наш профсоюз, то мы будем вас менять на освободившихся. Дескать, смотрите, за забором у нас много людей.

Чтобы развеять слухи или подтвердить их, мы написали письмо гендиректору АМТ с просьбой разъяснить, будет ли закрыты названные шахты. Получили официальный ответ, с которым они тянули, сколько могли: никакого вопроса о закрытии или приостановлении деятельности шахт на сегодня нет. То есть это была самая что ни на есть «утка». И мы понимаем, для чего она запускается.

Скажу даже больше: сегодня руководства шахт пытаются вести переговоры с председателями профкомов «Коргау» и предлагают им перейти в новый профсоюз. При этом заманивают их тем, что будут отчислять 0,5% от взносов.

Но не надо изобретать велосипед. Есть устав «Коргау», так это было и в Советском Союзе, – какой-то процент от взносов идет на деятельность проф­союза: в частности, на оказание материальной помощи членам профсоюза, содержание санаториев, летних центров отдыха детей шахтеров и т.д.

Но что значит 0,5%, которыми сегодня пытается заманить в свои новые профсоюзные сети АМТ? Это значит, что какие-то программы опять будут сокращены. И мы вообще можем перейти на 0%.

Сегодня 75% профсоюзных взносов остается на шахтах. В центральный орган переходит 25%. Профкомы шахт сами распределяют эти деньги у себя на предприятии, они абсолютно независимы от «Коргау» в этих вопросах. Но на сегодня, насколько мне известно, ни один председатель профкома шахты не поддался на уговоры и «замануху» работодателя.

– Но ведь иностранный работодатель должен понимать простую вещь: когда наш отечественный парламент уже приступил к обсуждению правительственного варианта нового закона о профсоюзах, инициировать создание «своего» профсоюза, по крайней мере, недальновидно. Цыплят, ведь, по осени считают…

– Мы тоже говорим руководству АМТ: куда вы торопитесь? Президент дал задание парламенту принять закон до конца года. Зачем бежать впереди паровоза? Но ведь АМТ торопит события с тем, чтобы принять новый колдоговор.

Все понимают, что новый колдоговор – это удар по социальной политике в отношении шахтеров. Его сам Миттал будет писать? Шахтеры даже шутят, что председателем профсоюза или генеральным секретарем в новом профсоюзе будет он сам – Лакшми Миттал.

Вы знаете, есть старая болгарская сказка. Волки стали уговаривать овец отказаться от услуг овчарок, Зачем, мол, такой посредник? Сами напрямую договоримся и заживем дружно и припеваючи. Овцы согласились. Нужно ли рассказывать, чем все закончилось?

– Однако вернемся к истокам происходящего противостояния ПК «Коргау» с АМТ. Ведь оно началось с нежелания компании, точнее страховой компании «Альянс-Полис» произвести регрессные выплаты горнякам, получившим профессиональные заболевания в условиях тяжелого и опасного для здоровья труда. Я хорошо помню «марш регрессников» Караганды в Астану, когда у стен парламента и Министерства труда и соцзащиты они требовали исполнения казахстанских законов. Увы… Никто не заступился за шахтеров-инвалидов, наоборот, АМТ инициировал прокурорские проверки в отношении шахтерской медсанчасти, обвинив ее врачей во взяточничестве и коррупции в плане того, что они якобы незаконно присваивают шахтерам статус регрессников. Чем все закончилось?

– Мы все время говорим: «Коргау» не борется за то, чтобы руководить медсанчастью. Мы боремся за то, чтобы сохранить здоровье людей. Мы – за качественное здравоохранение. Даже на последних наших переговорах с Анджей Выпихом (административный директор УД АМТ – Ред.) он сказал, что АМТ потерял 20 млн. долларов на выплатах регрессникам. А далее то, что прозвучало более чем цинично: мол, если вы сократите количество регрессников до 50-70 человек в год, то проблем не будет. Естественно, с такой постановкой вопроса мы не можем согласиться. Как можно искусственно сократить количество регрессников, если люди работают под землей по 20 и более лет, а профзаболевания неминуемы по истечении 10 лет работы в особо тяжелых, вредных и опасных условиях производства? Это не я придумал, это вывод мировых исследований. Тем не менее сегодня работодатель занял позицию: в медсанчасти учредители плохие, надо их менять.

Но хочу сказать, «Коргау» является учредителем не только в ТОО «МСЧ «Испат-Кармет», но и в санатории и доме отдыха шахтеров – ТОО «Жартас» и «Шахтер». В этом году мы получили международное признание – на конкурсах, проведенных Россией, Белоруссией, Украиной, наш «Жартас» стал одним из лидеров в оздоровлении трудящихся.

Точно такое же признание пришло на детский оздоровительный центр шахтеров, где учредителем также является «Коргау». Получается, в МСЧ – мы плохие учредители, а тут – хорошие. Где логика и здравый смысл?

– Но, насколько мне известно, сегодня в МСЧ новый хозяин? И как такое могло произойти, если судебным решением тендер на медсанчасть был приостановлен?

– То, что называется тендером в МСЧ, АМТ назвал выборами. Они выбрали «Гиппократ», который принял их позицию по регрессникам.

Кто, где и когда проводил эти так называемые выборы – тайна за семью печатями. «Гиппократ», мол, придет, будет делать ремонт, закупать оборудование. Но мы же все понимаем. К примеру, если «Казахмыс» построил МСЧ, закупил оборудование, продолжает лечить своих шахтеров и металлургов, – мы видим – это социальная политика компании. Но когда АМТ находит какую-то частную компанию и говорит: сделайте ремонт, купите оборудование, то ведь «Гиппократу» надо возвращать деньги за это. А как завтра это аукнется на шахтерах?

Что же касается судебного решения, то его позже отменил карагандинский суд. Мы подали апелляцию. Выборы они (УД АМТ – Ред.) провели за один день. Предлагали и нам участвовать в этом фарсе. Если они говорят о честности и открытости, то почему ж тогда не провели тендер?

Сегодня все наши люди в поликлинике уволены. Здание же теперь принадлежит «Гиппократу». Но у нового ТОО, которое будет создано, нет медицинского персонала. Поэтому они сейчас не могут приступить к работе. А лицензию им не могут дать, потому что нет персонала. Поэтому сегодня они уговаривают медперсонал перейти к ним. Вчера они этих людей обвинили во взяточничестве, коррупции, писали в прокуратуру, ДВД, а сегодня уговаривают их перейти к ними. Где их хотя бы корректность? Хоть бы извинились перед ними. Но вместо этого заверили: будете хорошо жить. Это элементарно непорядочно.

– Что же все-таки с регрессниками?

– Кассационную инстанцию, где АМТ обжаловал решение суда первой и апелляционной инстанций, «Коргау» выиграл. Поэтому наши действия в отношении регрессников были правильными. Мы это неоднократно в судах доказали. Поэтому АМТ должен перестать притворяться нищим банкротом и начать выплачивать деньги регрессникам.

– Спасибо за диалог!

Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

Республиканский еженедельник онлайн