Зауреш БАТТАЛОВА: Казахстан стоит перед рубиконом

zaurbatal• Евразийский экономический союз, договор о котором сегодня в Астане подпишут главы трех государств – Казахстана, России и Белоруссии, – в полном смысле этого слова судьбоносный. Станет ли Казахстан в очередной раз экономическим и политическим придатком России, насколько этот Союз безопасен для нашего суверенитета и национального самосознания? Вопрос архиважный для каждого, кто своей плотью, каждым своим нервом и каждой клеткой своей кожи считает себя гражданином, патриотом и частью государства, которое по Конституции именуется Республикой Казахстан. На этот вопрос мы попытались получить ответ от известного общественного деятеля Зауреш БАТТАЛОВОЙ.

– Зауреш Кабылбековна, вас не смущает то, что в отличие от российских политиков, развернувших широкомасштабную агитацию и пропаганду в своих отечественных СМИ с самого начала рождения идеи о Евразийском экономическом союзе, казахстанские долго держали тишину и «разродились» интервью и брифингами буквально с апреля этого года? Что бы это значило? Причем что зам. министра иностранных дел Самат Ордабаев, что первый вице-премьер Бахытжан Сагинтаев в один голос исключают политическую составляющую договора о ЕЭС и, как мантру, твердят об исключительно экономическом союзе?

Так, недавно на брифинге в Астане г-н Ордабаев признался: «Мы ушли от политизации Договора, а значит, и Союза – весь костяк – чисто экономическое взаимодействие. Именно благодаря последовательной позиции Казахстана из Договора были исключены такие вопросы, как: общее гражданство, внешняя политика, межпарламентское сотрудничество, паспортно-визовая сфера, общая охрана границ, экспортный контроль и т. д.». Из его слов следует, что все-таки политическая составляющая в Договоре изначально была? Хотя апологеты Акорды отрицали ее, тем самым убаюкивали бдительность казахстанского общества, а точнее, лукавили собственному народу, говоря, что новый союз не нанесет вреда национальным интересам Казахстана и его независимости. Может, власть исключила возможность проведения всенародного референдума о вступлении в ЕЭС, потому что априори знала о возможной буре негодования?

– Хороший вопрос. Однозначно, Договор об Евразийском экономическом союзе нельзя было принимать единолично властью. Он должен был быть принят, согласно конституционным правам граждан РК, на референдуме. Потому что речь идет о будущем страны, о дальнейшем пути ее развития. И только народ Казахстана имеет право решать этот вопрос.

К сожалению, наши чиновники за 20 с лишним лет так и не научились считаться с мнением народа – «единственный источник государственной власти», опять проигнорировали референдум, интересы собственных граждан и стали готовиться к этим интеграционным процессам. В этом документе отдельные нормы, касающиеся независимости государства, были. Доказательство этому – казахстанская власть сейчас заявляет, что она внесла какие-то изменения, в том числе о гражданстве, – это уже показатель того, что политические права граждан были затронуты.
То, что сейчас убрали какие-то политические составляющие в этом документе, это благодаря активному противодействию общественности Казахстана.

– В том числе резолюция Антиевразийского форума?

– Я думаю, и этот форум, и все акции, например, движения «Антигептил», заключения наших экспертов – политологов, экономистов, социологов, известных политиков с их отрицательными мнениями. Сейчас через «Фейсбук» молодежь активизировалась. 29 мая она намерена провести флэш-моб во всех регионах Казахстана, они выйдут на улицы городов в масках, чтобы высказаться, что они против подписания договора о ЕЭС. Так что все эти акции неравнодушных к судьбе Казахстана его граждан имеют воздействие на нынешнее поведение власти.

Я думаю, все те, кто выразил свое мнение тем или иным способом, что ЕЭС с его кабальными условиями, когда не соблюдается паритет между странами-участницами, где интересы граждан страны не рассмотрены, и самое главное – когда данное решение не согласовано с народом страны, в таком формате нельзя принимать.

Это должно быть показателем того, что казахстанский народ должен понимать: для защиты собственных интересов, собственной независимости от диктата извне – будь то экономический или политический – нужно объединение усилий всех и каждого, проснуться от летаргического сна, не быть инфантильными. К сожалению, у нас есть привычка: то, что мы делаем, – это правильно, а то, что делают другие, – это неприемлемо. Разных мнений, разных позиций было озвучено столько, что это перевалило критическую массу. Пусть это делали отдельные разрозненные группы, тем не менее, все это было в одну точку. А когда это будет сделано объединенными силами, я думаю, тогда мы научимся, наконец, влиять на принимаемые в стране важные государственные политические, экономические решения. Наконец, научимся реализовывать свое конституционное право на участие в управлении делами государства – согласно ст. 33 Конституции РК.

– Сагинтаев с некоторой обидой, как мне показалось, на брифинге в Астане говорил, что его не пригласили на Антиевразийский форум. Как было на самом деле?

– К сожалению, я не смогла принять участие в работе Антиевразийского форума. Была на другом важном мероприятии в Астане. Но я хочу сказать, что такое заявление наших господ чиновников для меня показатель того, что они демонстрируют собственную неспособность инициировать диалоговую площадку с собственным народом. Сагинтаев не должен был ждать приглашения. Он содержится на деньги налогоплательщиков, в том числе участников Антиевразийского форума. Они принимают участие от имени народа в решении, которые влияют на судьбу казахстанского народа. Поэтому не надо ждать приглашения, а нужно приходить на такие широкие дискуссии. Более того, им нужно было самим устраивать такие дискуссии. Власть не решилась на референдум. Но мы пошли на круглые столы, иные форматы обсуждения темы ЕЭС. Но ведь они, предствители власти, отказались даже от этих форматов. Я вообще не воспринимаю, когда чиновники от власти говорят, мол, нас не пригласили. Даже когда мы их приглашаем, они не соизволят являться.

– А вас приглашали на совещание Общенациональной коалиции демократических сил 2050, где были провластные партии?

– (Смеется) Нет. Да вы что? Такие форматы для меня совершенно закрытые. Я с момента, как ушла из парламента, не стала вхожа во все государственные форматы государства.

– Вернусь к началу нашего разговора. А вот запоздалые оправдания представителей власти на ТВ, всякого рода брифингах не есть ли признак опасения власти народного недовольства, особенно продвинутой части общества?

– Конечно. Они же видят, что общество недовольно. Они видят, что идет определенная активизация. Но зачистка идет полным ходом. Я знаю, что Жанболата Мамая куда-то вызывали, возбудили в отношении него какое-то очередное уголовное дело, кого-то еще на допросы вызывают. Поэтому власть сегодня оправдывается «задним ходом» именно из-за этих опасений. Но в любом случае народ Казахстана достоин не подачек от ЕЭС, а лично принимать участие, он имеет право решающего голоса и влиять на решения подобного рода, как Договор о ЕЭС.

– Эксперты РК, СМИ, люди, которые осознают себя гражданами Казахстана – не только по паспорту – высказывают опасения, что ЕЭС лишит нашу страну независимости. На ваш взгляд, в чем выразится лишение этой независимости? Вообще, чего нужно опасаться всем нам, тем более если никто не читал, в глаза не видел текста Договора, тем более не обсуждали?

– Прежде всего, нужно опасаться того, что решение важного для государства и народа Казахстана принимается кулуарно, без учета общественных интересов. В этих решениях не отражено, как данное Соглашение будет влиять на самочувствие граждан. Я думаю, тут будет очень много вопросов и негатива. Вспомните кулуарно заключенные договоры по нефтяным контрактам. До сих пор мы не получили ответа на депутатские запросы, заявления общественности, политических партий. Они до сих пор засекречены. Точно так же по другим объектам приватизации национальной собственности. Отрицательное сальдо, отразившееся на экономическом, социальном самочувствии и состоянии простых казахстанцев, – это неоспоримый факт. Все национальное достояние было приватизировано кучкой предприимчивых людей из предприимчивых кланов, которые мгновенно стали олигархами-магнатами в Казахстане, а ныне фигурируют в списках миллиардеров «Форбс».

Все основные ресурсы Казахстана отданы инвесторам, причем не казахстанским. Наших просто не допустили к «распилу» пирога. Какие вливания иностранные инвесторы сделали в социальную сферу – граждане Казахстана не знают, зато испытывают всесилие иностранных инвесторов в формировании их жизненного уровня – крайне плачевного. Пора с этим кончать. Пора определиться с тем, что правительство, парламент должны быть подотчетны народу. Самые важные решения для государства должны приниматься властью только через референдум – свободное волеизъявление народа. А у нас в Казахстане за 23 года было всего два референдума – это принятие Конституции РК в 1995 году и выборы президента. Неужели вопрос о вступлении Казахстана в ЕЭС менее важен, чем выборы президента?

– Как вы прокомментируете мнение части общественности о том, что Казахстан на данном этапе его развития нуждается в защите от имперских амбиций Кремля? Особенно в связи с присоединением Крыма к России. Некоторые считают, что ЕЭС – лишь стартовая площадка для Путина, чтобы «аннексировать» северные территории Казахстана. Хотя лично я подобные опасения считаю сущим бредом воспаленного воображения.

– Я просто знаю одно: мы этого не должны допустить. Ничьи политические амбиции не должны разрушить целостность Казахстана. Опасения подобного характера не имеют под собой серьезного обоснования. Но амбиции у некоторых правителей существуют.

– Но, согласитесь, говоря о политической независимости Казахстана в рамках ЕЭС, Акорда и, как следствие, наше правительство предпочитает умалчивать де-факто – организацию наднациональной структуры в ЕЭС – создании некоего наднационального правительства, которое пока именуется как комиссия и которое, кажется, возглавляет экс-вице-премьер российского правительства Александр Христенко. То есть по своей сути эта комиссия есть не что иное, как наднациональное правительство в ЕЭС…

– Я думаю, что подобные наднациональные структуры будут довлеть при решении национальных вопросов.

Если же говорить о политической составляющей, то опыт Украины для Казахстана стал своеобразным звоночком для укрепления собственного суверенитета. Думаю, после того, что произошло в Украине, Россия должна себя приостановить. В случае с ЕЭС такое не должно быть.
Казахстан должен провести серьезный мониторинг и не допустить, чтобы решения, которые будут приниматься в ЕЭС, были против интересов нашего государства. Я думаю, общественность, наиболее активная и образованная ее часть. не допустит преобладания каких-либо решений, которые будут идти вразрез экономическим и политическим интересам нашего государства. Как это случилось с Таможенным союзом, когда отечественный товаропроизводитель оказался в проигрыше.

– В субботу, 31 мая, в Алматы состоится собрание казахстанской общественности. В силу крайней ограниченности информационного поля, способного донести до народа идеи этого собрания, люди не имеют представления, что это такое и с чем вы будете ее «есть». Развернутой информационной пропаганды через СМИ не было, потому как гражданскому обществу в Казахстане доступ к официальным СМИ недоступен, почти все неофициальные, как говорится, уже далече. Народ ждал Курултая. А тут собрание. Что, какие проблемы вынесены в его повестку дня? Не окажется ли это форматом для очередного выпуска «пара»?

– На протяжении длительного времени шла работа по объединению тех, кто имеет серьезные намерения относительно того, чтобы в Казахстане произошли реальные реформы в защиту общественных интересов. Это собрание общественных организаций, политических партий, где предстоит обсудить вопросы, каким путем должен развиваться Казахстан. Будут обсуждаться вопросы о роли основных ветвей власти, в том числе парламента. Будет дана оценка сегодняшней ситуации, высказаны предложения, что нужно делать для того, чтобы изменить ситуацию. Казахстан стоит перед рубиконом, когда предстоит смена первого руководителя страны. Это неизбежность. Страна, общество должно быть готово к смене власти. Мы должны дать свое видение того, каким путем должно развиваться государство при смене президента, какие политические реформы нужно проводить в Казахстане, как обеспечить политическую, экономическую, социальную стабильность в стране и т.д. Это будет собрание Общенационального гражданского альянса. За дискуссионный стол сядут все те, кто имеет свое видение развития страны. Я всегда говорю: сегодня для Казахстана важна не столько смена президента, сколько какими полномочиями будут обладать все ветви института власти – президент, правительство, парламент. Важно, чтобы были сформированы механизмы подотчетности всех институтов власти перед народом, чтобы в парламенте были представители всех политических сил и граждан, реально стоящих за ними. В сегодняшнем парламенте этого представительства нет. Вот все эти вопросы и будут обсуждать делегаты из всего Казахстана в Алматы 31 мая.

– Спасибо за диалог и успехов!
Жумабике ЖУНУСОВА,
«D»

ПРЯМАЯ РЕЧЬ

Дастан КАДЫРЖАНОВ, политолог: Борьба за независимость только начинается

Борьба за нашу независимость в настоящее время только начинается: мы должны отстаивать свой суверенитет. Самый главный вопрос состоит в том, что надо делать в этой ситуации. Понятно, что договор о ЕАЭС будет подписан, потому что наша власть оказалась в ловушке по целому ряду причин.
Во-первых, Нурсултан Назарбаев сам является инициатором Евразийского союза, и можно сказать, что его «поймали» за эту инициативу.

Во-вторых, наша власть постоянно занималась согласованием всяких сценариев преемничества за рубежом, что тоже является вопросом утраты суверенитета, угрозы независимости. Это только часть из тех малых частиц, из которых сложилась эта картина угрозы потери суверенитета Казахстаном. И самое главное состоит в том, что при всей этой картине внутреннего диалога в стране между обществом и властью как не существовало, так и не существует.

Тем не менее после Антиевразийского форума произошло несколько геополитических изменений, которые нужно принять во внимание, чтобы выработать следующие шаги. Прежде всего, мы четко пониманием, что Россия – наш бывший собрат по СССР, бывший официальный союзник, с которым Казахстан заключал многие интеграционные договоры в рамках и Таможенного союза, и с которым состоял в Общем рынке СНГ, что позволяло решать многие экономические вопросы.

Сегодня этот союзник выступил как империалистический центр силы на мировой арене. Если раньше были какие-то иллюзии, что мы стоим на одной ценностной платформе, то сегодня они развеялись. Все мировые центры силы выстроились в один ряд, и демонстрируют одинаковые методы – и США, и Европа, и Россия, которая подтвердила, что будет со всеми оппонентами действовать в том же режиме. Очень близко к этой платформе стоит и Китай, который имеет территориальные претензии к своим соседям, и тоже, возможно, будет следовать в таком жестком русле.

На сегодняшний день этот метод захвата территории, новая форма аннексии уже запущена в мир, и ничто не предвещает о том, что подобная политика прекратится. В этих условиях миру придется существовать дальше.

Сейчас на сцену вышел новый метод, который использует Россия, а раньше его практиковали США – это намеренное ослабление государства, и признание его не состоявшимся. Так неоконсерваторы США разрушили Ирак, поддержали огонь войны в Афганистане. Нестабильность искусственно поддерживается во многих других странах.

Сегодня этот метод Россия применяет в отношении Украины. Цель – превратить ее в несостоявшееся государство, расколоть ее и сделать все, чтобы внутри Украины постоянно тлели очаги напряженности. Кремль применял такой метод в Грузии, Приднестровье, Нагорном Карабахе. Если выражаться по-марксистски, то это общий почерк всех империалистических держав, который нисколько не изменился, и Россия теперь открыто встала на такую же позицию.

В этой ситуации, к сожалению, для оппозиции возник целый ряд проблем морально-этического характера. Не говорить о социальных протестах мы не можем, потому что они реально существуют. В то же время мы понимаем, что этот протест может быть использован внешними силами, как это произошло с участниками Майдана, которых обвинили в том, что они фашисты, бандеровцы и на самом деле не боролись против коррупции и за социальную справедливость. Мировая информационная машина работает в полную силу и может воздействовать на умы целых народов.

Учитывая вышесказанное, считаю, что нужно сделать следующий шаг. Мы, инициаторы Антиевразийского форума и сегодняшнего круглого стола, посовещались и решили предложить создать Антиимперское движение – сначала в Казахстане, а в дальнейшем вывести его на международный уровень.
Что означает в нашем понимании Антиимперское движение? С точки зрения геополитики Казахстан является средним субъектом.

В связи с этим мы прекрасно понимаем, насколько мы уязвимы для политики любого центра силы – российской, американской и китайской. В любой момент мы можем стать ареной не только дипломатических, но и военных столкновений. И главное для нас на сегодняшний день – это сохранение гражданского единства в стране. Чтобы нашими разногласиями не использовались извне, и не превратили нас в несостоявшееся государство. Поэтому антиевразийскую тематику надо вывести из эмоциональной сферы в прагматичную, которая заключается в проведении разъяснительной работы среди населения, что защита независимости страны дело не только казахов, а всех граждан Казахстана.

Завтра в рамках планируемого Евразийского союза Россия будет вкладывать в Крым от 80 до 100 млрд рублей. И эти деньги в том числе будет платить из своего кармана и казахстанский налогоплательщик, вне зависимости от национальной принадлежности, будь он казах, русский или дагестанец. Надо людям объяснять, что помимо астанинской бюрократии мы посадим на свои шеи еще и наднациональные органы, бюрократию, сидящую на постоянной основе в Москве и других городах. То есть наши люди окажутся под грузом пятиуровневой эксплуатации. И как это не назовешь империализмом в сегодняшнем понимании вопроса? За всем этим неусыпно будут наблюдать другие центры силы, чтобы в случае чего воспользоваться ситуацией в своих целях.

Поэтому в качестве первого шага я вижу создание общегражданского, антиимперского движения, убедить представителей всех национальностей не поддаваться информационно-пропагандистской машине России и других стран. К сожалению, нам это придется делать без помощи официальной прессы. Тем не менее, каждый должен делать эту работу в меру своих возможностей.

Мы видим, что на постсоветском пространстве у нас есть единомышленники, которые также не хотят, чтобы их страны не попали в Евразийский союз. К примеру, сегодня прямые угрозы идут в адрес Молдовы, что Приднестровье станет новым очагом напряженности. Это касается Армении и Азербайджана относительно Нагорного Карабаха. Поэтому мы найдем единомышленников по Антиимперскому движению прежде всего на пространстве СНГ.

В свое время движение, направленное против центра силы, существовало – это Движение неприсоединения, которое создали такие деятели, как Иосиф Броз Тито, Гамаль Абдель Насер и Джавахарлал Неру. Таким образом, прецеденты были, инициатива есть, желание есть, поэтому надо выводить нашу борьбу на глобальный уровень, а не сидеть в своих национальных квартирах, потому что так мы неизбежно проиграем мировым имперским центрам свою Независимость. Но если мы выведем это на международный, прагматичный, квалифицированный уровень, то мы, несомненно, победим.

Не надо забывать, что многие интеграционные инициативы Акорды превращались в ничто. Пожелаем и этому проекту поглощения Казахстана быть недолговечным.

Республиканский еженедельник онлайн