Почему УШЕЛ Есимов

Как известно, глава ФНБ «Самрук-Казына» Ахметжан Есимов покинул свой пост, на его место назначен ранее управляющий директор по управлению активами фонда Алмасадам Саткалиев.

«Елбасы поблагодарил Есимова за плодотворную деятельность на посту председателя правления АО «Фонд национального благосостояния «Самрук-Казына», сообщили информагентства Казахстана. Он отметил, что под руководством Есимова ФНБ «Самрук-Казына» достиг качественно нового уровня своего развития, заняв позицию в топ-20 передовых международных фондов отчета ООН.

Тем временем телеграмм-канал «Всемироное шежіре» предложил свою версию ухода Ахметжана Есимова, которую мы публикуем без купюр.

Слухи о том, что Алмасадам Саткалиевсменит Ахметжана Есимова на посту председателя правления Фонда национального благосостояния «Самрук-Казына» ходили как минимум с лета 2020. Другим претендентом на должность главы ФНБ называли Алика Айдарбаева — председателя правления «КазМунайГаза». Формально менеджмент под руководством Есимова справлялся на отлично, показатели работы были неплохи — на бумаге. Есимов пришел в конце 2017 на эту должность, и в следующем году прибыль выросла на 69% по сравнению с 2017 годом, а в следующем на 14% против предыдущего. 

Чистая прибыль за 2018 составила 1,141 триллиона тенге — для сравнения, в бюджет страны в 2020-м всего поступило 14 триллионов тенге. Но в качестве дивидендов государству фонд намеревался тогда направить только 63,75 миллиарда тенге, а изначально планировали только 13,75 миллиарда. Дополнительные 50 миллиардов в бюджет продавил новый менеджмент. Вот лишь в сравнении с государственными субсидиями цифра дивидендов выглядит еще скромнее: помощь от казны за 2018 год уменьшилась на 40% по сравнению с предыдущим 2017 годом, но составила все же 31,2 миллиарда тенге. 

Одним из секретов успеха стало то, что Есимов как-то нашел подход к нашему дорогому Булату Утемуратову. И ForteBank Утемуратова «профинансировал компании группы на 220 миллиардов тенге». Заодно в первый год работы Есимова улучшили свое финансовое состояние и «КазМунай», и «Самрук-Энерго», и «КТЖ».

Через год Есимов рассказал о более впечатляющих успехах: выплаты дивидендов государству в 2020 превысили показатели 2017 в десять раз, составив 120 миллиардов. Поражает воображение, но у нашего квазгоссектора есть особенность — он все же больше «гос», чем «квази». Потому что, например, «Самрук» как акционерное общество может допечатать акций для единственного акционера и получить государственные деньги таким нехитрым способом. Просто перекладыванием государственного бабла из казны в ФНБ. Так что к любой отчетности «Самрук-Казыны» следует относиться с осторожностью: в такой структуре можно достигать любых показателей. Бумага стерпит. 

Новый же глава «Самрука» при Есимове курировал многострадальное направление — приватизацию, которую все обещали провести, откладывали, говорили о ней, подсчитывали эффект, снова обещали провести, снова откладывали и опять по тому же кругу. В 2019 Саткалиев в интервью российской прессе заявлял, что на продажу будут выставлены акции «КазМунайГаза», «Казахстан темир жолы», «Казатомпрома», «Самрук-Энерго», «Казахтелекома», «Казпочты», Qazaq Air и «Тау Кен Самрук». Но на частичную приватизацию пошел только «Казатомпром». Летом 2020-го, как раз тогда, когда пошли слухи об уходе Есимова и его замене Саткалиевым, в «Самруке» пересмотрели сроки приватизации. Срок разгосударствления предприятий сдвинули вправо. 

Итак, что же нам в итоге дало управление Есимовым «Самрук-Казыной»? Отчетность, по крайней мере, на бумаге, улучшилась. Многие активы стали выглядеть в бухгалтерских документах привлекательнее. Но поручение Касым-Жомарта Токаева о перечислении до 100% дивидендов никто не рванул исполнять. Также никто особо не передал в конкурентную среду акции ключевых предприятий. Следовательно, инерция интересов самруковских агашек оказалась сильнее политической воли главы государства. 

«Шежiре» не раз писал, что квазигоссектор выгоден тем, что представляет собой уникальную казахстанскую модель безрискового высокомаржинального бизнеса. Для агашек. Попытка не то, что лишить их этого бизнеса, а просто снизить маржу, в очередной раз провалилась. Теперь, возможно, концепция поменялась — из-за сложного положения в экономике надо как-то привлекать инвесторов, но так, чтобы инвестор кормил самых важных людей страны. За этим и будет следить Саткалиев. Вполне вероятно, что Есимов сам устранился от арбитража в перераспределении собственности — обид будет много, а выгод мало. Но если Саткалиева оставили, чтобы делать черную работу, то перспективы «Самрука», да и всей казахстанской экономики предстают в другом свете.

·        

 

ФИГУРАНТЫ ДЕЛА «сатпаевского бунта» ПОШЛИ НА СДЕЛКУ

  • Фигуранты дела о массовых беспорядках в Сатпаеве согласились на сделку о признании вины, передает КазТАГ.

«Подсудимые по делу о массовых беспорядках летом 2020 года в Сатпаеве заявили о готовности заключить процессуальное соглашение о признании вины. Это дает шанс подсудимым на смягчение приговора, либо в некоторых случаях освобождения от ответственности. Всего на скамье подсудимых находятся 55 человек», – сообщили в ювенальном суде Карагандинской области в среду.

Напомним, 24 июля 2020 года жители Сатпаева пытались устроить самосуд над мужчиной, который незаконно удерживал в своей квартире пропавшую пятилетнюю девочку. Позже стало известно, что найденная в квартире мужчины в Сатпаеве пятилетняя девочка находится в больнице. Как сообщил министр внутренних дел Ерлан Тургумбаев, похитивший пятилетнюю девочку обвиняется в ее изнасиловании.

Позднее стало известно, что президент Казахстана Касым-Жомарт Токаев провел совещание по поводу беспорядков в Сатпаеве. Затем выяснилось, что дело об изнасиловании ребенка глава государства взял на личный контроль.

27 июля сообщалось, что подозреваемый в изнасиловании пятилетней девочки арестован на два месяца. В октябре предполагаемый педофил был найден повешенным в СИЗО в Караганде. По результатам служебного расследования КУИС за ненадлежащее осуществление контроля был привлечен к дисциплинарной ответственности ряд сотрудников, в том числе руководящий состав учреждения и ДУИС.

12 февраля 2021 года стало известно, что дело о массовых беспорядках из-за педофила в Сатпаеве поступило в суд, в тот же день выяснилось, что непосредственно по делу о похищении и изнасиловании пятилетней девочки под суд попали два человека.

КазТАГ

О чем пишут

КТО судит НАС?

Что я заметил на заседаниях Квалификационной комиссии Высшего судебного совета для отбора кандидатов в судьи, так это то, что подавляющее количество кандидатов работают секретарями судей, работниками канцелярий судов, специалистами в судах. 

То есть сейчас судьями стремятся стать люди, которые уже работают в судебной системе и видят ее изнутри, в т.ч. и негативные моменты. Люди, которые зачастую не имеют опыта работы в качестве собственно юристов как консультантов – внутрикорпоративных или внешних, не имеют выдающихся профессиональных достижений.

Конечно, каждый имеет право стать судьей, и работники судебной системы не являются исключением. Но почему такой перекос в их сторону? Быть может, они знают что-то, чего не знают другие юристы? 

Меня очень беспокоит такая диспропорция. Я ранее предлагал, что надо сделать, чтобы высококвалифицированные юристы-консультанты стремились стать судьями – это обеспечение подлинной независимости судей, в т.ч. от председателей судов, высокая заработная плата, специализация и высокий социальный статус. 

Мы все понимаем, что суд является конечной инстанцией для защиты прав граждан, для торжества справедливости. Отдельные непрофессиональные и зависимые судьи не только не могут обеспечить эту справедливость, но и в итоге ставят под угрозу национальную безопасность.

Поэтому надо срочно обсуждать и внедрять меры для привлечения высококвалифицированных и честных юристов в ряды судей. Для того, чтобы и у нас работало правило, что быть судей – это венец юридической профессии.

Из Фейсбука Аскара Калдыбаева

Comments

Асхат Ахметжанов:

  • Секретари являются приводным ремнём коррупционной машины. Через них проводятся решения, передаются деньги, ведутся переговоры с качелями-торгами двух сторон процесса. И они при форс-мажоре принимают на себя удар.

Помню свой случай, когда с утра до вечера просидел в суде 3 января. Это был первый рабочий день года. Судьи не было, кое-как сдал в канцелярию документ от нашей стороны. А через неделю узнаём, что, оказывается, 3 января было судебное заседание, на которое наша сторона не явилась. Начали подымать шум, дошло до областного суда. Вину на себя взяла секретарь той судьи. Якобы она самовольно вынесла это решение, распечатала и подписала от имени судьи, Ее уволили, но за такое самопожертвование она была принята через полгода назад в суд. Думаю, и в судьи её возьмут, такую преданность ценят.

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн