«Общественная позиция»
(проект «DAT» №41 (405) от 09 ноября 2017 г.
ДАТ-ДИАЛОГ
Если война рождает героев, то «Фейсбук» открывает нам новые лица. Героиней нашей сегодняшней рубрики «Дат-диалог» стала Алия Садырбаева, чьи посты в соцсетях отличаются обостренным чувством справедливости и отражают общее мнение рядовых казахстанцев. Примечательно и то, что героиня нашей рубрики не только принимающий активное участие в общественной жизни региона человек и успешный предприниматель, но и многодетная мать, обладательница знака «Күміс алқа».
– Алия, с недавних пор ваши посты в социальных сетях стали отличаться характерной им остротой. Первым из серии нашумевших постов стала заметка о министрах-мажорах. Как известно, после ее публикации вас попросили освободить должность председателя совета деловых женщин по Карагандинской области при НПП РК «Атамекен». А ведь когда вы его писали, то должны были отдавать себе отчет, что реакция властей на подобные действия неминуема. Что побудило вас написать этот пост?
– Меня возмутило то, что правительство в лице министров обвинили граждан в росте цен.В недалеком прошлом министр национальной экономики Тимур Сулейменов заявил, что в повальном повышении цен виноваты сами казахстанцы– «потому что спокойно соглашаются с расценками на товары и услуги, которые устанавливают предприниматели». А глава Нацбанка Данияр Акишев пошел еще дальше и обвинил во всем казахстанцев. Он считает, что одним из главных факторов инфляции является – «ожидания населения и предприятий в отношении роста цен», который «даже при отсутствии объективных факторов могут двигать цены вверх». Эти высказывания побудили меня написать пост, в котором я предложила 15 октября 2017 года провести всеказахстанскую акцию STOPЦЕНА. То есть в этот день не заправлять автомобили, не покупать товары и всем мысленно ожидать снижения цен! Сама я, кстати говоря, в тот день никаких покупок не совершала и «мысленно ожидала снижения цен». Но, к сожалению, цены не только не пошли вниз, они продолжают расти!
Когда писала пост про «министров-мажоров», я знала, что последствий не избежать, и была к этому готова. Первый шаг сделал НПП РК «Атамекен», где до недавнего времени я занимала пост председателя Совета деловых женщин по Карагандинской области (работа в Совете была общественная и не оплачиваемая). Мне позвонили и попросили написать заявление о сложении полномочий председателя. Хотя чему здесь удивляться, ведь учредителем Национальной палаты является правительство РК.
То есть правительство через НПП показало свое недовольство моей позицией. Но поступив так, они ошиблись. Я не держусь ни за какие должности. Я всегда выступала и буду выступать только за справедливость! Я за социально ответственное, повернутое лицом к нуждам народа правительство.
– Нужно признать, что власть демонстрирует освоение различных политтехнологий. Среди пользователей социальных сетей существует мнение, что Алия Садырбаева может являться одним из подобных проектов, направленных на спуск пара и отвлечения от острых политических тем. Что вы можете сказать на сей счет?
– К кому только меня ни причисляли. Карманные блогеры увидели во мне «проект Аблязова», некоторые даже увидели во мне человека «из Кремля», а в последнее время все чаще звучит мнение, что я – проект Акорды. Хочу всех успокоить: я не являюсь чьим-либо «проектом». Я думаю, что все это из-за того, что у нас не привыкли к тому, чтобы люди имели свою точку зрения и тем более ее высказывали. То, что я пишу, это мои мысли и переживания.
– Вы не один год проработали в НПП «Атамекен», учредителем которого, как вы сами сказали, является правительство РК. Насколько оправдывает себя данный орган, на содержание которого тратятся немалые суммы, есть ли от него польза?
–Ответить сейчас «нужна или не нужна эта организация» однозначно я не могу. В течение 1,5 лет я была председателем Совета деловых женщинпо Карагандинской области и со своей стороны могу сказать, что НПП проводит определенную работу в части защиты прав предпринимателей, их поддержки, обучения, внесения законодательных инициатив, в этом нужно отдать им должное. После моей публикации про то, что я ушла из СДЖ, ко мне стали поступать обращения от людей, недовольных работой НПП. В них затрагиваются такие вопросы, как законность обязательного членства в НПП (с момента создания предприятия без согласия собственника), членские взносы, выборность в защите, о внутренней структуре, о протекционизме и блате, неэффективном расходовании средств и так далее. Но пока я сама лично не разберусь со всем, что мне написали, я не могу утверждать, что такое имеет место. Могу пока сказать лишь одно: если хотя бы 50% того, что мне прислали, подтвердится, тогда однозначно можно ставить вопрос о целесообразности этой организации! О результатах, думаю, я напишу отдельный пост на «Фейсбуке».
– Наряду с тем, что вы обладательница почетного знака «Күміс алқа», по роду своей деятельности занимаетесь вопросами социального обеспечения детей и женщин. Раз уж мы замахнулись войти в 30-ку конкурентоспособных стран мира, то будет уместным получить от вас сравнительную картину положения вещей. Расскажите, пожалуйста, о размерах социальных пособий в развитых странах и какие цифры фигурируют в Казахстане.
– Говорят, что о цивилизованности общества можно судить по тому, как в нем заботятся о стариках, матерях и детях. Во многих цивилизованных странах неработающая мама с маленьким ребенком может рассчитывать на хорошую государственную поддержку.
В Казахстане я, как обладательница подвески «Күміс алқа», от государства ежемесячно получаю пособие в размере 14 522 тенге. Многодетные семьи получают пособие в размере 9440 тенге. Но с 1 января 2018 года в соответствии с нововведениями на социальную помощь смогут рассчитывать только многодетные семьи, на каждого члена которой из заработной платы родителей приходится менее 50% от прожиточного минимума. А это порядка 14 тысяч тенге. Вот и считайте. Если два родителя вместе зарабатывают больше 84 000 тенге, то такая семья не сможет рассчитывать на социальную помощь от государства. А что такое эти деньги на семью из 6 человек, вы сами понимаете. Получается, что государство полностью снимает с себя функцию поддержки многодетных семей.
А в странах, в число которых наше правительство стремится войти, социальная поддержка оказывается независимо от того, сколько зарабатывают родители. Там пособия выплачиваются по факту рождения детей. Это и есть социально-ответственное государство (см. таблицу).
– Как на фоне отмены бесплатного питания для школьников выглядит закуп нашими чиновниками парка дорогостоящих автомобилей?
– Я считаю, что бесплатным школьным питанием должны быть обеспечены все ученики. Но, к сожалению, в настоящее время забота о личном комфорте и благополучии у чиновников превалирует над заботой о здоровье и благополучии детей.
И к тому же если даже депутаты мажилиса, «народные избранники», встают на защиту таких трат чиновников, считая, что от закупа дорогостоящих авто зависит имидж Казахстана, то с этим надо что-то делать. Надо донести до таких «слуг народа», что имидж страны зависит не от «парка машин чиновников», а от уровня жизни и социального обеспечения населения страны, от достижений в области спорта и науки, развитого предпринимательства и того, насколько власть выполняет свои обязательства перед народом, но никак не от марки автомобилей, на которых чиновники встречают зарубежные делегации.
– В одном из своих постов вы заявили, что правительство, которое не справляется со своими обязанностями, должно уйти в отставку. Согласны ли с мнением, что ни одно правительство не смогло стать по-настоящему независимым, продвигающим реформы исходя из собственного видения ситуации, поскольку оно больше является обслуживающим органом видений президента Нурсултана Назарбаева. Если согласны, то получается, что отставка правительства ситуацию не меняет. Быть может, выход из экономического кризиса кроется в необходимости политических реформ?
– Я не согласна с мнением, что правительство является «обслуживающим органом президента», иначе я бы не писала об отставке министров и правительства.
Правительство, министры и депутаты хорошо устроились! Им выгодно делать вид, что от них ничего не зависит, все зависит только от президента страны! Еще не было ни одного случая, чтобы президент отправил в отставку правительство за то, что они хорошо работали и улучшали жизнь населения. Если бы такое было, то тогда я могла бы допускать такие мысли.
По моему мнению, во главе ведомства должен стоять профессионал, ведь от него ожидают определенных результатов. А мы как раз и наблюдаем то, что свой непрофессионализм они пытаются скрыть тем, что от них ничего не зависит. Но тогда, уважаемые, если у вас осталась хоть капля чести и совести – подайте в отставку!
Поэтому я в одном и своих постов и поставила вопрос о том, чтобы правительство выступило перед народом в течение месяца, если в течение месяца от премьер-министра не последует ответа, то в рамках действующего законодательства я проведу одиночный пикет с требованием отставки правительства! Вы спросите, почему одиночный? Потому что у нас в стране любое мнение или действие, отличающееся от позиции властей, не приемлемо, поэтому я не хочу подставлять людей.
– Только в этом году на оздоровление банковской системы выделены миллиардные суммы из республиканского бюджета. Как всем известно, «чужих» банков там нет. Насколько справедливо спасать банки, которые грабят народ своими высокими ставками, за счет того же народа. Получается, народ грабят дважды.
– Весной 2016 года в своем интервью сайту Ratel.kz УмутШаяхметова – председатель правления АО «Народный банк Казахстана», сказала: «Сегодня же банки смотрят на государство, гадая, дадут им средства ЕНПФ и Нацфонда или нет, предоставит ли ликвидность Нацбанк. Это ненормально. И то, что сегодня банки живут за счет фондирования государства, – это нонсенс».
А между тем, подавляющее большинство казахстанцев находится в кабале у этих же банков, получив кредиты под грабительские – 25–30 % годовых. Но большинство чиновников уверены, что в этом виноваты сами граждане, бездумно набирающие кредиты на проведение тоев и «шикарную жизнь». И это говорит лишь об их оторванности от реальной жизни своих сограждан. Потому что «кредиты на свадьбы» – это клише, растиражированное СМИ. Основная же масса граждан страны берет кредиты от безысходности, пытаясь выжить при мизерной заработной плате, чтобы отправить детей в школу, оплатить коммунальные услуги, а зачастую купить необходимые дорогостоящие лекарства.
Поэтому я предложила правительству, если и выделять деньги банкам, то лишь в обмен на обязательство с их стороны закрыть кредиты казахстанцев на сумму до 1 000 000 тенге!!!
– К чему, на ваш взгляд, приведет оторванность власти от реального чаяния простых людей и что должно произойти, чтобы власть осознала свою ответственность перед будущим страны?
– На сегодняшний день в Казахстане отсутствует действенный механизм обратной связи власти с нами – населением.
Между чиновниками, депутатами и народом образовалась целая пропасть. Власти, к сожалению, не слышат нас, не знают нашихпроблем. У меня такое чувство, что народ для них – серая масса, и при этом среди людей растет недовольство властью. Отчасти это недовольство подогревается теми, кто преследует цель дестабилизировать обстановку. И со стороны властей делать вид, что они этого не замечают,неправильно. Поэтому я написала письмо председателям обоих палат парламента, премьер-министру и руководителю Администрации президента с предложением об организации в стране интернет-платформы для выставления инициатив, предложений и петиций от населения. Интернет-платформы, посредством которой, я надеюсь, власти услышат нас. Но, к сожалению, получила обычные отписки, что в очередной раз подтверждает тот факт, что исполнители не в полной мере осознают свою ответственность за будущее страны.
– Каким вы видите будущее Казахстана глазами Алии Садырбаевой?
– Я вижу Казахстан процветающим, справедливым государством, где перед законом все равны, а суды независимы и неподкупны.Страной, где дети счастливы, а люди, отдавшие лучшие свои годы на строительство независимого Казахстана,в старости не нищенствуют, а живут полноценной жизнью в окружении большой семьи, где молодежь смело смотрит в будущее, независимо от наличия «ағашек» и толстых кошельков у их родителей, где все мы,казахстанцы, живем одной дружной многонациональной семьей. Я вижу Казахстан страной равных возможностей.
В начале 90-х годов, когда Казахстан обрел независимость, мой отец, будучи кадровым военным, служил в одной из воинских частей на просторах необъятного Советского Союза. Но с обретением независимости Казахстана он решил вернуться на Родину, чтобы вместе со всей страной строить наше будущее. Потому что он был патриотом своей страны. И сейчас я воспитываю детей так, чтобы они любили свою Родину, свою землю и свой народ. Чтобы свое будущее они видели только с Казахстаном.Чтобы они реализовали себя на земле своих предков.
– Спасибо за беседу!
Азамат
ШОРМАНХАНУЛЫ,
«D»