Четверг , 4 декабря 2025

Казахстан – заложник ОДНОЙ ТРУБЫ

Такое ощу­ще­ние, что казах­стан­ский МИД вооб­ще не в кур­се теку­щей обста­нов­ки вокруг Укра­и­ны, где уда­ры по энер­ге­ти­че­ской инфра­струк­ту­ре двух стран уже дав­но явля­ет­ся частью их воен­ной тактики.

Кста­ти, так было во вре­мя прак­ти­че­ски всех войн XX века. Сей­час ниче­го не поме­ня­лось. И пер­вой нача­ла Рос­сия, кото­рая нача­ла бить имен­но по граж­дан­ским объ­ек­там, не толь­ко в сфе­ре энергетики.

Укра­и­на логич­но так­же нашла уяз­ви­мое место. Это рос­сий­ская неф­те­га­зо­вая инфра­струк­ту­ра, кото­рая поз­во­ля­ет под­пи­ты­вать воен­ный бюджет.

Так что каж­дая из вою­ю­щих сто­рон ищет сла­бые места в обо­роне про­тив­ни­ка и будет лишь уси­ли­вать коли­че­ство вза­им­ных атак с помо­щью ракет и дро­нов. Это так­же необ­хо­ди­мо с при­це­лом на буду­щее. Ведь каж­дая из сто­рон хочет иметь свои козы­ри в любом пере­го­вор­ном про­цес­се, если он вооб­ще нач­нет­ся. Поэто­му коли­че­ство атак дро­нов на неф­те­га­зо­вую инфра­струк­ту­ру Рос­сии уве­ли­чи­лось, что, пря­мо или кос­вен­но, будет и даль­ше заде­вать Казах­стан, кото­рый, по сути, стал залож­ни­ком пре­ступ­ной недаль­но­вид­но­сти эпо­хи Назарбаева.

Имен­но при пер­вом пре­зи­ден­те стра­на не толь­ко не умень­ши­ла свой ста­тус сырье­во­го при­дат­ка миро­вой эко­но­ми­ки, но и сло­жи­ла все экс­порт­ные неф­тя­ные яйца в одну кор­зи­ну под назва­ни­ем КТК. Понят­но, что это было выгод­но всем акци­о­не­рам КТК. Хотя за 30 с лиш­ним лет мож­но было не толь­ко раз­вить дру­гие аль­тер­на­тив­ные марш­ру­ты с уча­сти­ем тех же ино­стран­ных ком­па­ний, но, в первую оче­редь, менять струк­ту­ру самой сырье­вой эко­но­ми­ки, сде­лав ее менее уяз­ви­мой от экс­пор­та сырья и более дивер­си­фи­ци­ро­ван­ной. Вто­рой вари­ант изна­чаль­но был более перспективным.

Сей­час же стра­на оста­ёт­ся залож­ни­цей одной тру­бы. И это надол­го. Ситу­а­цию быст­ро не испра­вить. БТД не ско­ро ста­нет аль­тер­на­ти­вой, как и неф­те­про­вод в Китай, где потреб­ле­ние неф­ти вооб­ще посте­пен­но будет сокра­щать­ся. Кста­ти, этот гло­баль­ный тренд доволь­но опа­сен для Казах­ста­на в неда­ле­ком буду­щем. «Камен­ный век закон­чил­ся не пото­му, что кон­чи­лись кам­ни. Так и неф­тя­ной век закон­чит­ся не пото­му, что кон­чит­ся нефть», – когда-то ска­зал министр неф­тя­ной про­мыш­лен­но­сти Сау­дов­ской Ара­вии шейх Ахмед Заки Яма­ни. Конеч­но, на сме­ну может прий­ти «новая нефть» в виде ред­ко­зе­мель­ных метал­лов и кри­ти­че­ских мате­ри­а­лов. Их и транс­пор­ти­ро­вать лег­че, чем нефть. Но и здесь есть рис­ки остать­ся сырье­вым игро­ком, но уже с «новой нефтью». Так что, как счи­та­ет Нас­сим Нико­лас Талеб, если не зна­е­те, какие чёр­ные лебе­ди при­ле­тят, то мини­ми­зи­руй­те хруп­кость вашей систе­мы, что­бы она была гото­ва ко всему.

Но если вер­нуть­ся к теку­щей ситу­а­ции, то Укра­и­на вряд ли име­ет сво­ей целью пол­но­стью оста­но­вить рабо­ту КТК (при жела­нии это мож­но было сде­лать дав­но), так как это будет напря­мую бить по инте­ре­сам ее евро­пей­ских парт­не­ров, кото­рые явля­ют­ся глав­ны­ми поку­па­те­ля­ми казах­стан­ской неф­ти и неф­те­про­дук­тов. На долю ЕС при­хо­дит­ся око­ло 45% все­го экс­пор­та из Казах­ста­на. И это в основ­ном сырье. Так­же Киев вряд ли захо­чет вре­дить инте­ре­сам аме­ри­кан­ских неф­те­га­зо­вых ком­па­ний, кото­рые добы­вая нефть в Казах­стане в основ­ном транс­пор­ти­ру­ют ее через КТК, а неко­то­рые из них так­же явля­ют­ся акци­о­не­ра­ми КТК. Тем более после того, как США на днях выве­ли КТК из-под угро­зы вве­де­ния санк­ций по при­чине его зна­чи­мо­сти для наци­о­наль­ных инте­ре­сов США. Но воен­ные уда­ры по Ново­рос­сий­ску, ско­рее все­го, будут про­дол­жать­ся, так как кро­ме неф­ти, транс­пор­ти­ру­е­мой через КТК, нефть в Ново­рос­сийск так­же посту­па­ет из дру­гих рос­сий­ских месторождений.

Досым Сат­па­ев, F

Республиканский еженедельник онлайн