Ошибка власти была В ОТКАЗЕ ОТ ИДЕИ

Много было разговоров о национальной идее, способной объединить нацию. А между тем без наличия или построения единой гражданской нации определить национальную идею достаточно проблематично. Сложно изобретать, создавать нечто, когда нет адресата, того, для кого это нечто предназначено.

Без наличия единой гражданской нации нет смыла говорить об объединяющей идее, потому что у каждой отдельной части общества будут свои интересы, свои задачи, замыкающиеся в границах социальной прослойки, религиозной группы, национальности, региона и т.д.

Если же говорить о единой гражданской нации, то и контуры национальной идеи обретают вполне четкие очертания. Любой принципиальный вопрос о развитии государства приводит нас к разговору об общих для всех граждан страны интересах и, как следствие, о единой гражданской нации. 

Формально гражданская нация – это люди, имеющие гражданство одной страны. Фактически единая гражданская нация может состояться лишь посредством объединения вокруг конкретных консолидирующих начал, на основе которых и может родиться национальная идея как цементирующая нацию сила. Объединенные общей идеей (ценностями) граждане способны решать проблемы, двигать вперед страну, добиваться личного успеха во сто крат эффективнее, нежели ориентируясь лишь на свои собственные интересы (которые рано или поздно будут ограничены). Реализация национальной идеи, отвечающей интересам и чаяниям всей нации, обеспечит и успех каждого отдельного гражданина.

Национальная идея – это не красивый лозунг, даже не цель или мечта о благополучном будущем, а то, чем живут люди уже сегодня, что наполняет их жизнь и сознание уже сейчас, а не отсылает в гипотетическое завтра. Так, например, попадание в 30-ку неких стран, место в рейтинге – не идея, а формальный показатель, даже фантом, который не наполнен конкретным содержанием, и потому не становится для людей объединяющим началом. 

Нацидея должна разделяться представителями всех слоев общества: учителями (они важны!) и бизнесменами, рабочими и чиновниками, продавцами и полицейскими. Безусловно, она должна быть способна объединить людей разной этнической принадлежности, разных возрастов, религиозных и политических взглядов. Нацидея должна пронизать политику, экономику, образование, информационное поле, стать предметом живого интереса и публичного обсуждения (от кухонь и соцсетей до ТВ и министерских кабинетов). 

Когда в свое время власть объявила (в качестве некоей нацидеи) о том, что мы станем новым азиатским «тигром», она дала лозунг, но не наполнила его содержанием, а тем более не построила то, что должно было превратить этот лозунг в жизнь, – единую гражданскую нацию. Не было создано объединяющей основы для консолидации всего общества. Такой основы нет и до сих пор.

Мы легкомысленно пренебрегли и не использовали мощного потенциала нацидеи для мобилизации устремлений народа и объединения человеческих ресурсов. Это необходимо в любом деле: знать, к чему идешь, видеть пути достижения цели и уже сейчас разрабатывать модель поведения. Ошибка власти была в отказе от идеи. Был неубедительный постулат: сначала экономика, потом – политика. В нем не оставалось места морали, ценностям и, в итоге, человеку (социальная сфера, образование, здравоохранение, наука и пр.). Отсюда столько закономерных потерь и потерянного времени. Материальное благополучие не может быть основой нацидеи, поскольку это – реализация, как правило, индивидуального успеха. Материальное благополучие человека или страны может быть одной из задач, даже следствием реализации нацидеи. 

Как сказал Фукуяма: «Нужно культивировать объединительную идентичность. Это можно делать либо снизу, либо через лидерство». Поэтому не надо смотреть наверх, надо смотреть друг на друга. Сформировать единую гражданскую нацию сложно, но надо пытаться это делать.

Нам нужны переформатирование, переоценка, ментальный рывок и, безусловно, ориентир на лучшее, на опыт, накопленный миром. При этом не слепое подражание, а учет собственного прошлого, внутреннего потенциала народа. 

При построении единой гражданской нации ничего нового придумывать не придется, поскольку имеется апробированный во многих странах опыт. Гражданское общество, гражданский национализм единой нации (объединенной общим гражданством) зиждется на трех основаниях: единый язык, история и ценности. О них (достаточно обширных темах) – отдельный разговор.

Айнаш КЕРНЕЙ

Республиканский еженедельник онлайн