«СИНДРОМ ДУККАРДТИЗМА», или Кто в Казахстане генеральный прокурор?

В предыдущем номере нашей газеты была статья «ОСЛУШНИКИ, или Как «тщательно» исполняют поручения генпрокуратуры на местах» – о мошенническом захвате бизнеса и имущества одного из пионеров отечественного сельхозпредпринимательства в СКО, директора и единственного учредителя ТОО «Кременчуг» Касымбека Исмагулова.

Предшествовала ей другая статья от 31.01.2019 г. «Бизнес в захвате». После ее публикации и редакционного запроса лично встретилась со старшим помощником генпрокурора РК Александром Дуккардтом (на фото). Умоляла его: истребуйте материалы дела, не спускайте указивки в регион. Александр Викторович, обаяв меня лучезарной улыбкой, обещал: «Что вы, что вы?!» Но сделал все с точностью до наоборот.

А 20.06.2019 года в «ДАТ»е была опубликована статья «Легче «зарубить» имидж, нежели «на носу». О том, что подвигло бывшего следователя Шамета Жайлаубая обвинить в коррупции и попытке вымогательства взятки в сумме 3 тыс. долларов судью судебной коллегии по гражданским делам Верховного суда Акылтая Касимова в группе лиц. К сожалению, реакции на газетную публикацию ниоткуда не последовало. Но в стадию активной канцелярской переписки с генпрокуратурой вступил Шамет Жайлаубай. Человек, прекрасно знающий «кухню» и «подворотни» правоохранительных органов: как никак, более 20 лет проработал в органах прокуратуры, в том числе в генеральной.

Все, что излагается ниже – из жалоб и ходатайств Жайлаубая на имя генпрокурора Гизата Нурдаулетова после нашей публикации.

Так, в жалобе от 3 июля он пишет, что все его предыдущие обращения в ВС РК, АДГСПК РК, ГП РК не дали результатов: к его доводам и изложенным в них фактам отнеслись формально, и что явно прослеживается намерение должностных лиц увести от ответственности виновных лиц – вместо того, чтобы в законном порядке передать материалы в генпрокуратуру для возбуждения досудебного расследования. То есть, резюмирует автор жалобы, должностные лица ВС коллективно пытаются «замять» скандал, отписываясь отговорками типа «… находящиеся в производстве», «не могут быть взяты на контроль».

Как оказалось, после нашей публикации и этого его обращения к генпрокурору (может, случайное совпадение?) жизнь Шамета Жайлаубая заиграла новыми красками. Не однажды ему звонил сотрудник службы безопасности ВС Кайрат Бижанов: вина Касимова недоказуема и не подтверждается.

Но после того, как Жайлаубай лично встретился с ним 11 сентября и предупредил, что это дело он не спустит на тормозах, и что увести от ответственности вымогателей взятки не удастся, тот вообще «сдулся». «Ачем вообще занимается Кайрат, он кто, «разводящий» в Верховном суде?», – напрямую спросил Жайлаубай председателя ВС РК. Ответа от Асанова Ж., не последовало.

Генпрокуратура проигнорировала и настоятельную просьбу заявителя о том, чтобы соответствующим службам было поручено «объективно проверить факты, изложенные в обращении, принять процессуальное решение и предусмотренные законом меры в отношении судьи ВС РК Касимова Акылтая Ахмеджановича, а также его посредника Абдраимова Нуржана за вымогательство взятки; решить вопрос об ответственности работников кадровой службы ВС Бижанова К., Ешанкулова А., и Бостекова Б., за попытку увода от уголовной ответственности виновных лиц (укрытие) и волокиту».

Не буду зацикливать внимание читателей на датах и подробностях эпистолярного общения Шамета Жайлаубая с ГП. Обращу внимание на то, какую главенствующую роль в наших судьбах играют помощники, советники и прочие клерки больших начальников.

Из очередного обращения Жайлаубая к генпрокурору: «На свое заявление от 27 августа, адресованное вам, получил ответ за подписью старшего помощника ГП РК А. Дуккардта. Даже неопытный юрист без особого труда обнаружил бы, что автор письма (Дуккардт – ред.) невнимательно читал и безответственно отнесся к своим служебным обязанностям при рассмотрении моего обращения, в результате чего он оставил без ответа основной вопрос, которыйкасается судьи ВС Касимова А.А., которого я обвиняю в тяжком преступлении.

В обращении мною также ставился вопрос о принятии процессуального решения в отношении Касимова, в действиях которого имеются все признаки вымогательства взятки, совершенного в группе лиц. … В письме Дуккардт также указывает, что он рассмотрел мое обращение относительно уголовного дела по факту неисполнения решения суда (!).».

Тут уместна реплика на предмет восклицательного знака в обращении Жайлаубая. Какое уголовное дело имел в виду старпом генпрокурора, если оно в отношении судьи ВС и его якобы посредников вообще не возбуждалось?

Но, как следует из переписки Жайлаубая с Дуккардтом и другими клерками ГП, в главном надзорном органе страны нужна экстренная, причем качественная кадровая зачистка.

«Еще больше удивляет ответ Дуккардта в части, где он утверждает, что им установлено, что 01.08.19 г. прокуратурой г. Нур-Султан решение о прекращении дела отменено и органу следствия даны письменные указания о проведении конкретных следственных действий. Ответ Дуккардт подписал 09.09.19 г., тогда почему он не указывает, что сделано следственными органами по истечении сорока дней (!) после отмены постановления следователя по указанию надзорного органа, в какой стадии находится уголовное дело и т.д. Он не мог ответить на эти указанные мною вопросы, такое ощущение, что Дуккардт ни одного дня на следствии не работал», – пишет генпрокурору ветеран правоохранительных органов.

Сомнения его, кажется, обоснованны.

Все обращения граждан Казахстана и даже наши официальные редакционные запросы, обращенные непосредственно к первым руководителям государственных органов, обычно спускаются на уровень быстро сменяющих друг друга помощников, советников и прочей мелкой челяди. Как следствие – никто никакой ответственности не несет. Взывать к закону – что сходить по нужде против ветра за юрту. Себе дороже.

Так вот о Дуккардте. Как мне кажется из предыдущей ситуации, по редакционному запросу о необходимости вмешательства главного надзорного органа страны с истребованием материалов дела по «делу Касымбека Исмагулова» Александр Дуккардт, по-казахски говоря, меня «алдап соқты», то есть «кинул». А я ведь настоятельно просила его не спускать редзапрос в нижестоящий орган. Александр Викторович чуть ли не клятвенно заверил: что вы, что вы, ваши аргументы настолько убедительны, что ваш редакционный запрос будет под моим личным контролем. Увы.

По «делу Жайлаубая» он не изменил себе. А посему вполне логичный вопрос к генпрокурору: почему дуккардты, а не генпрокурор, в крайнем случае его заместитель, занимаются обращениями граждан? Дуккардты приходят и уходят в зависимости от прихоти часто сменяющихся генпрокуроров. Почему же старпомы генпрокуроров (впрочем, и министров) исполняют функции, вовсе им не надлежащие, по статусу относящиеся если не к генпрокурору, то хотя бы к его замам?

В одном из своих обращений к генпрокурору Жайлаубай спрашивает: а по какому такому праву руководство перепоручает его жалобу на ответ начальника 1-ой службы ГП С. Шалабаева старпому генпрокурора Дуккардту? По должностной иерархии Дуккардт никак не является вышестоящим должностным лицом по отношению к Шалабаеву.

Следовательно, у него нет полномочий проводить расследование в отношении Шалабаева. Но к чему бы это?

А к тому, подозреваю, чтобы окончательно заволокитить дело и «заблудить меж двух сосен» заявителя. Но ведь руководство ГП должно при этом понимать, с кем имеет дело. Согласно закону, ответ Шамету Жайлаубаю должен был дать если не сам генпрокурор, то его заместитель. А по канцелярской переписке заявителя и нашей редакции все лицо генпрокуратуры Казахстана представляет не кто иной, как старпом Александр Дуккардт.

Ну да ладно, оставим бумажную переписку. Жайлаубай с глазу на глаз встретился с Дуккардтом. Как пишет он генпрокурору, его страпом не смог ничего сказать по поводу своей отписки,

Но вот что более удивительно в деле, связанном с обращениями к генпрокурору Жайлаубая по его заявлениям о возбуждении уголовного дела в отношении судьи ВС Касимова по факту вымогательства взятки.

В последних числах сентября этого года он стал получать на свой телефон смс-сообщения о том, что его обращения в ГП перенаправлены в … МВД. А оттуда другое смс-сообщение: «по вашему обращению от 21.09.19 г., в орган МВД РК принято решение: передано по территориальности, подведомственности», «Ваше обращение зарегистрированное в МВД РК под № ЖТ-Н-12502// ЖТ-Ұж-11465,1 от 20.09.19 г., перенаправлено по подведомственности соответствующему субъекту».

Но, позвольте, какое отношение к заявлениям Жайлаубая имеет МВД? И что за подведомственный ему субъект, который теперь якобы будет разгребать «авгиевы конюшни» по его обвинению судьи ВС вместе с группой лиц в попытке взяточничества?

В общем, чем дальше, тем более шокирующими подробностями обрастает сага Шамета Жайлаубая. Сотрудники ГП, явно поняв, в какое болото они сами себя загнали, начинают делать пируэты, явно не совместимые с законодательными нормами страны. Так, некто по имени Аскар, представившийся сотрудником ГП, теперь по сотовому телефону дает разъяснения Жайлаубаю по поводу дела, связанного с Р. Ниетпаевым, которому Жайлаубай когда-то оказывал юридическую помощь. Но фишка в том, что «дело Ниетпаева» давно было передано по территориальности для рассмотрения и находится в прокуратуре Мангистауской области. Какое к нему может иметь отношение МВД?

Жумабике ЖУНУСОВА,

«D»

  • P.S: Когда верстался номер, Шамет Жайлаубай сообщил, что 16 октября его примет заместитель генерального прокурора РК Ерлик Кененбаев.
Республиканский еженедельник онлайн