«Общественная позиция»
(проект «DAT» №44 (315) от 17 декабря 2015 г.
Боль!
«Сегодня четвертая годовщина со дня расстрела казахстанской властью мирной забастовки нефтяников города Жанаозен, которая произошла 16 декабря 2011 года, в день Независимости Казахстана. Польский фонд «Открытый Диалог» … с самого начала забастовки нефтяников, которая длилась почти 8 месяцев, старался поддержать бастующих рабочих, требовавших соблюдение их трудовых прав. Казахстанская власть, расстреляв мирных протестующих. сделала их еще виновными, подвергнув при этом пыткам и насилию.
Учитывая, что Казахстан уничтожает доказательства преступления и пытается заставить жертв замолчать, возможным источником для составления «списка Жанаозена» может стать опубликованный массив переписки высших должностных лиц Казахстана «KazakhLeaks» (kazaword.wordpress.com), который раскрывает информацию о решениях относительно подавления жанаозенской забастовки, а также подтверждает масштаб применения коррупционных инструментов для преследования оппозиции и гражданского общества.
Напоминаем, что четыре года назад, 16.12.2011, в казахстанском городе Жанаозен полиция стреляла боевыми патронами в спину невооруженным нефтяникам, которые требовали повышения заработной платы и улучшения условий труда. 17.12.2011 в поселке Шетпе полиция открыла огонь по демонстрантам, которые требовали прекратить расстрел в Жанаозене. По официальным данным, убито не менее 17 человек, а по неофициальным – около 70 человек. За «организацию и участие в массовых беспорядках» 13 нефтяников получили тюремные сроки от 3 до 7 лет, еще 16 человек осуждены условно. Четыре жителя п. Шетпе получили от 4 до 7 лет тюрьмы.
Сотрудники Фундации «Открытый Диалог» были среди международных наблюдателей, присутствовавших на судах. 22 нефтяника заявили суду о пытках: их били, душили, зажимали уши степлером, подвешивали за волосы, угрожали изнасилованием и расправой над родственниками. Пострадавшие указывали на конкретных полицейских, которые их пытали, однако прокуратура «не нашла подтверждения» данным фактам.
Казахстанские суды приговорили нефтяников на основании информации, полученной под пытками.
Казахстан игнорирует требования ЕС и ООН об освобождении последнего узника по «жанаозенскому делу» – оппозиционного политика Владимира Козлова. Он отбывает 7,5-летний срок за «возбуждение социальной розни», «призывы к свержению конституционного строя» и «создание преступной организации». 08.12.2015 Козлову отказали в досрочном освобождении. Согласно официальной позиции Казахстана, Козлов «провоцировал митингующих к силовому противостоянию органам власти» «по указанию» оппозиционного политика Мухтара Аблязова. Поскольку Аблязов поддерживал бастующих нефтяников, Казахстан инкриминировал ему «возбуждение социальной розни» и «совершение преступления против мира и безопасности человечества».
Казахстан последовательно заявляет, что «была выполнена объективная оценка и расследование о ситуации в Жанаозене». Лишь благодаря настойчивости ЕС и ООН, которые требуют независимого расследования, Казахстану не удается умалчивать о жанаозенской трагедии. 5 сотрудников полиции, которые участвовали в разгоне забастовки, были осуждены за «превышение должностных полномочий», а не за убийство. Апелляционный суд отменил конфискацию имущества этих полицейских, и они вышли досрочно из тюрьмы намного раньше нефтяников.
Не выяснено, кто отдал приказ открыть огонь на поражение. Как заявил в июне 2015 года Спецдокладчик ООН Майна Киаи, «ни одному из высокопоставленных должностных лиц, руководивших действиями полиции, не было предъявлено обвинений». Полицейские, которые подавляли забастовку, продолжают работать в правоохранительных органах. Никто не был наказан за жестокие пытки жанаозенцев. Прокуратура отказалась возбуждать уголовное дело по факту пыток. Генеральный прокурор Асхат Даулбаев остается на своей должности и пользуется полным доверием президента.
Поэтому Фонд «Открытый Диалог» призывает международную общественность содействовать составлению и принятию «Списка Жанаозена» (по аналогии со «списком Магнитского»), что будет важным шагом для восстановления справедливости и демонстрации уважения к жертвам трагедии. Персональные санкции должны быть введены против чиновников, прокуроров, судей, полицейских, политиков, ответственных за расстрел жанаозенской забастовки, пытки и незаконное осуждение нефтяников, а также за репрессии поддержавших нефтяников активистов, журналистов и оппозиционеров. В этот список могут войти и европейские политики, которые за деньги автократа Назарбаева пытались «обелить» имидж казахстанских властей после жанаозенского расстрела.
Учитывая, что Казахстан уничтожает доказательства преступления и пытается заставить жертв замолчать, возможным источником для составления «списка Жанаозена» может стать опубликованный массив переписки высших должностных лиц Казахстана «KazakhLeaks» (kazaword.wordpress.com), который раскрывает информацию о решениях относительно подавления жанаозенской забастовки, а также подтверждает масштаб применения коррупционных инструментов для преследования оппозиции и гражданского общества.
Кроме того, мы предлагаем всем желающим на условиях анонимности предоставить факты и документы, подтверждающие виновность тех или иных лиц в силовом подавлении забастовки, а также в пытках и репрессиях против жертв «жанаозенского дела».
Мы призываем ЕС как одного из главных инвесторов Казахстана поддержать составление и принятие «Списка Жанаозена». Страны ЕС должны занять принципиальную позицию: условием подписания расширенного договора о сотрудничестве с Казахстаном должно быть безоговорочное выполнение Казахстаном рекомендаций ЕС относительно освобождения политических узников, обеспечения объективного международного расследования жанаозенской трагедии, а также защиты свободы слова и собраний.
Для получения более детальной информации, пожалуйста, обращайтесь:
Игорь Савченко – [email protected]
Людмила Козловская –
[email protected] Фундация «Открытый Диалог».
Когда верстался номер.
Это обращение Фонда «Открытый диалог» мы получили по электронной рассылке буквально перед сдачей номера в типографию. В комментариях оно не нуждается. Редакция издания «DAT» полностью подписывается под ним.