КТО ЗАКАЗАЛ отказ от тенге?

«Общественная позиция»

(проект «DAT» №45-46 (316-317) от 24 декабря 2015 г.

 

Отпор акуов…щим

 

 

Перед новым 2016 годом страну взбудоражили некоторые, так называемые «аналитики», предложив свой рецепт спасения казахстанской экономики от кризиса, – отказаться от тенге и войти в российскую рублевую зону.

 

Вот что, в частности, заявил президент Независимой ассоциации предпринимателей Талгат Акуов в интервью газете «Время»: «С Россией нас связывают сотни лет истории, можно и нужно объединяться в рублевую зону. Сейчас даже Европа объединилась в экономический союз с единой валютой, почему бы и всем странам ЕАЭС (России, Казахстану, Белоруссии, Киргизии, Армении) не ввести единую валюту внутри этого союза? Считаю, что самый приемлемый вариант единой валюты на евразийском пространстве – рубль».

Тем временем независимые наблюдатели отмечают, что запущенная в казахстанский контент идея о переходе в рублевую зону есть не что иное, как политический заказ России. Но что удивительно, на бредовую, на наш взгляд, идею г-на Акуова никак не реагируют официальные власти, в том числе новоиспеченный глава Национального банка РК. В связи с этим возникают подозрения: может, молчание Акорды, действительно, означает ее согласие с мнением некоторых «аналитиков» от экономики типа Акуова? А может, устами того же самого Акуова глаголет сама Акорда? Запустила «петуха» – пусть и кукарекает, а мы посмотрим, что из этого получится…

«Молчание ягнят» восполнил своей отповедью Талгату Акуову и иже с ним первый председатель Национального банка независимого Казахстана Галым Байназаров в интервью медиа-порталу 365info.

– Галым Байназарович, есть мнения, что нужно отказаться от тенге и переходить на рубль. Не считаете ли вы, что отказ от национальной валюты – самоубийство для независимого государства?

– Конечно, ни в коем случае нельзя отказаться. Мы же пережили не первый кризис. Кризис – это дело временное, сегодня он есть, а через год-два пойдет на спад, затем уйдет в историю, начнется новый подъем, мы же не должны жить одним днем.

– Когда национальная валюта только вводилась, вы предполагали, что она так обесценится?

– Конечно, потому что крепость валюты зависит от крепости экономики прежде всего. В то время, когда мы вводили тенге, ситуация была совершенно другая, она была намного тяжелее, чем сейчас. Но тогда была и другая структура экономики. Я бы даже сказал, что она была получше. Какие-то отрасли экономики были еще живые, а сейчас мы зависли только на нефти – и все.

Поэтому правительству нужно думать, как улучшить нынешнюю структуру экономики и таким образом идти по своему пути.

Что происходит в странах, которые не экспортируют нефть? Возьмите Китай, Индию, даже США, Европу. Кризис везде, но тяжесть его удара не такая, как по сырьевым экономикам. Дешевая нефть, наоборот, их воодушевляет.

– Вы в свое время возглавляли Нацбанк, как можете оценить работу предыдущего и нынешнего председателей Нацбанка? Обесценение национальной валюты можно связать с их профессионализмом? Что вы думаете о самом молодом за всю историю страны председателе Нацбанка?

– Нужен и профессионализм, и опыт, нужен и возраст. Младенцев нельзя ставить председателями Национального банка, которые вообще раньше не работали в этой системе. Слава богу, господин Акишев имел в этой системе определенный опыт работы, но это, видите ли, только один из тех моментов, на которые нужно обращать внимание. Сейчас не самое хорошее время, а для молодого председателя Нацбанка, я бы сказал, очень сложное сейчас время, потому что тенге отпустили в свободное плавание. Это значит, что курс тенге теперь находится больше в руках экономики, нежели в руках надзорного органа в лице Нацбанка.

И теперь курс тенге зависит не от умения и профессионализма председателя Нацбанка, а от работы правительства.

 

«D»

 

Добавить комментарий

Республиканский еженедельник онлайн